Всем добрый день! Прошедший пару дней назад ГП Великобритании-2020 вызвал у бывалых болельщиков чувство, что где-то мы это уже видели. Парад лопнувших покрышек на том же Сильверстоуне уже с успехом прошел в 2013.
А за год до этого - в 2012 - в паддоке, среди гонщиков, экспертов и болельщиков только и разговоров было о шинах. Выдержат ли до пит-стопа, не разрушатся ли? Смогут ли команды их прогреть и тут же не перегреть спустя несколько кругов? Как проходить повороты, чтобы растянуть комплект хотя бы на 12 кругов?
Я не стану расписывать долго, что произошло на ГП Великобритании. Рекомендую всем посмотреть гонку, не заснуть до последних 3-5 кругов, - и сами все увидите. Трое пилотов из топ-6 - Карлос Сайнс, Валттери Боттас, а главное - лидер Льюис Хэмилтон столкнулись с идентичной проблемой - разрушением передней левой покрышки. Позднее после всех видео-повторов станет ясно, что и вылет Даниила Квята также связан с проколом заднего правого колеса с быстром вираже. Кроме последнего случая, надо, конечно, оговориться, что произошло это с изрядно изношенным хардом под конец очень длинного гоночного отрезка, связанного с относительно ранним сефти-каром. Далее - ковыляние на трех колесах целый круг до боксов, замена, попытки не потерять многое или всё. Удастся это лишь Льюису Хэмилтону, что делает самовозную до того победу эпичной. Остальным - по нулям. Кому лень гонку смотреть - размещу хайлайтс видео:
Нечто подобное вы можете также увидеть, если в поиске вобьете ГП Великобритании-2013. Там вас также ждет парад драматичных и можно даже сказать опасных проколов - на 8-м круге у Хэмилтона на Mercedes, на 10-м - у Фелипе Массы на Ferrari, на 15-м - у Жана-Эрика Верня из Toro Rosso, на 46-м - у Серхио Переса из McLaren. Причем там эта проблема вообще никак не вязалась со степенью изношенности резины. Будто трасса была покрыта какими-то невидимыми шипами, что разрезали неудачливым пилотам резину.
И знаете что? Тогда ведь тоже была какая проблема - та же доминация одной команды и (чего уж там) одного пилота - тогда в роди Хэмилтона на Mercedes был Себастьян Феттель на Red Bull. Целый сезон по сути был предсказуемым зрелищем - вопрос был лишь "когда". Когда титул будет оформлен окончательно и у соперников не останется математических шансов на титул.
И здесь может показаться, что я пытаюсь протолкнуть мысль, что вот такие "взрывные" шины могут сделать гонки непредсказуемыми. В запале интриги, обалдевая от происходящих на трассе событий, ей Богу хочется так и сказать.
Но в принципе я понимаю, что это очередные аномалии Pirelli. Такие кстати имели место и у Michelin в Индианаполисе-2005, когда резина не выдерживала нагрузок на бэнкинге в Инди и взрывалась, отправляя болид на скорости 300-340 км/ч в спин, а далее - в бетонный отбойник, что чревато как минимум травмами позвоночника у пилотов:
Потому такие случаи я бы не приветствовал.
Но мне также вспоминается чуть более ранний сезон-2012. Это был второй сезон после третьего возвращения этих шинников в серию. И если проблемы первого года все, пусть и с возмущением, но принимали, то вот на второй год, как ни странно, резина ни на капельку не стала хуже. Но стала хуже.
Мало того, что она оставалась низкоресурсной, и держала довольно малый промежуток кругов, так она еще и была довольно своенравной использовании. Сама смесь обладала такими химическими свойствами, что была критически зависима от температурного режима.
Любая гоночная резина в принципе, в отличие от дорожной, работает (липнет к асфальту обеспечивая сцепление с ним) лишь хорошо прогретой. Но в данном случае у шин Pirelli было очень узкое "температурное рабочее окно" - диапазон температур, когда она работала нормально.
Ту резину порой было трудно догреть, чтоб она не проскальзывала и не "оквадрачивалась" из-за ошибок пилотов. А затем после нескольких хороших кругов вдруг шина уже перегревалась. Рабочая поверхность начинала "пузыриться" и от нее буквально отлетали ошметки. Такие ошметки-червячки буквально покрывали всю трассу, где не проходила траектория, что выглядело непривычно. Темп пилота катастрофически падал, а уверенности в поворотах не было. Самое забавное то, что реально можно было переждать, когда пузырящийся слой отходил, и вновь на некоторое время наступало облегчение, и шины начинали держать. А там - и прокол неподалеку. Или нет.
Короче говоря, тот сезон нам всем запомнился как "шинная лотерея". А Михаэль Шумахер на излете своей карьеры обескураженно и беспомощно заявлял:
Мы ездим на этой резине, как будто на сырых яйцах, которые все время пытаешься не разбить!
В первых семи гонках побеждали семь разных пилотов из пяти команд. А парадоксом было то, что более медленные болиды команд-середняков меньше нагружали шины в быстрых поворотах, потому что были попросту медленнее, аэродинамика их была попроще, чем у топ-команд. В результате шины на этих болидах держались дольше, сюрпризов преподносили меньше. Середняки могли иметь тактическое преимущество и гибкость в стратегии - и как результат - подиумы и много очень хороших гонок.
На другой стороне этого процесса оказалась топ-команда Red Bull с феноменальным болидом, который однако так загружал резину, что та не выдерживала. И ставала фактически сдерживающим и решающим фактором в гонке.
Выходила парадоксальная ситуация, когда сильная команда ставала виновной уж тем, что она сильная и зависела не от своих пилотов и усилий инженеров или силы соперников, а от поведения непредсказуемого расходного материала, предоставленного поставщиком-монополистом Pirelli.
В итоге к средине сезона именно они начали борьбу за то, чтобы Pirelli изменила состав резины, приблизив ее к более консервативному варианту 2011 года, а также стала на этапы привозить более жесткие составы, которые подольше б держали трассу. Потому что Формула-1 - это меритократия.
Меритократия - система, в которой преимущество, власть и успех гарантированы в свободной конкуренции более сильному, одаренному, трудолюбивому.
Грубо говоря, мы не виноваты, что мы делаем свою работу лучше и как итог - доминируем. Работайте лучше и подтягивайтесь к нам, неважно, сколько времени у вас на этой уйдет. Система не обязана давать преференции и шансы более слабым.
Но по факту именно это и происходило в 2012 году, когда шины перестали быть просто рабочим инструментом пилота. А они чересчур стали определять результат гонки. И "черепаха", обутая в эти шины, оказывалась быстрее "зайца".
Доводы Red Bull были услышаны - и последние 40-45 % сезона были откатаны на иных комплектах резины. Что тут же отразилось на результатах Себастьяна Феттеля. В сентябре-ноябре он выиграл четыре гонки подряд. Учитывая, что все до того шли очень плотно, отбирая очки друг у друга, это определило исход чемпионата, и титул ушел к Быкам. Никакое геройство Фернандо Алонсо и никакая неразбериха на финальном этапе в Сан-Паулу не помогли.
Тогда, на третьем году доминации команды Red Bull, я все же выступал за меритократию. Понимая, что шины важны, но они не должны создавать лотерею в гонке. Тем более, что позади и так было половина умопомрачительного сезона, и можно было и завершить феерию.
Но вот сейчас я все больше начинаю ностальгировать по сезону-2012.
Видите ли, очевидно, что виток доминации одной команды затянулся. 7 сезонов затишья в регламенте, когда одна команда крушит всех остальных? Ну даже Ferrari дали 6 сезонов. Даже Red Bull - 5 сезонов. Всего лишь через 3 сезона к 1994 запретили электронную подвеску Williams-Renault.
К чему я? Собственники серии вместе с ФИА всегда были таким себе "регулятором", который через кардинальные смены регламента "перетряхивал" лидеров, выводя в них тех, кто не справлялся ранее, и сбивая с трона тех, кто там засиделся. Не всегда срабатывало (как с McLaren-Honda в 1989), но чаще всего - да.
Сейчас вроде как пора это сделать, но мешают два фактора - пандемия коронавируса, из-за которой игроки склонны оттягивать большие перемены, а перенести тяжелые времена так как есть.
Второй фактор - это то, что сегодня глобальные изменения в техническом регламенте принимаются с учетом мнения команд. И среди них всегда есть тот самый громила-доминатор, который не заинтересован в больших изменениях и пытается из выхолостить, выторговывая послабления в ширине планируемых изменений. Они все время повторяют одну и ту же манипуляцию про то, что неизменный регламент постепенно ведет к выравниванию команд по силе.
Сегодня заблокирована как минимум до 2022 года возможность больших изменений в регламенте, а и те что будут - будут ли они судьбоносными для Mercedes? Не выйдет ли так, что соломки они уже давно себе подстелили, и пользуясь доминацией в нынешнем регламенте, вовсю готовятся к грядущим изменениям? И придут к ним во всеоружии?
Второй фактор, который бы встряхнул пелетон - громкие изменения в стане доминатора. Почему мы так и не увидели в пару к Хэмилтону Даниэля Риккардо, или Фернандо Алонсо, или Себастьяна Феттеля? После 2016 в команде-лидере чемпионата образовалось тихое болото внутрикомандной идилии. Про это можно писать отдельную статью под названием "За что я не люблю Тото Вольфа". Может и напишу.
Так что, как видим, шины образца 2012 года или что-то похожее на те, что лопались в Сильверстоуне на неделе, могли бы стать топорным, но решением проблемы скучных чемпионатов.
Такая резина могла бы:
- внести неразбериху и интригу в гонки;
- вынудить команды и пилотов к необычным и разнообразным стратегиям пит-стопов (по 2-4 пита в гонке);
- дать шанс слабым командам на неожиданный выстрел результативности;
- сбить темп топ-команд, искусственно сдерживая его, особенно в скоростных поворотах (фактически это бы "обнулило" усилия инженеров в сфере аэродинами);
- заставить пилотов топ-команд в случае проблем не спешить включать режим "вечеринки" и не пытаться как можно скорее отыграться и проехать опять весь пелетон (они бы так уже не смогли).
Да, это бы нарушило меритократию и не поощряло самых лучших инженеров, которые строят быстрые болиды. Но позвольте, вы сами нарушаете своими раздутыми бюджетами даже шансы на какое-то спортивное равенство. Более того, вы создаете команды под одного пилота-первого номера, лишая нас интриги в стиле "Сенна-Прост".
Значит мы вас ограничим и уравняем. Простым и топорным, а главное - довольно легким юридически способом. Вот такие шины сделала Pirelli, и у них не получается сделать лучше. Они очень-очень плохие. Но экономия, знаете ли. Не будем их менять! Приспосабливайтесь!
Вот такая маленькая локальная мечта в нынешней Формуле-1!
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще.