58 подписчиков

Вернуть хорошие гонки в Формулу-1 могут плохие шины

555 прочитали
Race winner Lewis Hamilton (GBR) Mercedes AMG F1 W11 in parc ferme with a puncture. 02.08.2020. Formula 1 World Championship, Rd 4, British Grand Prix, Silverstone, England, Race Day. - www.xpbimages.com, EMail: requests@xpbimages.com © Copyright: Batchelor / XPB Images
Race winner Lewis Hamilton (GBR) Mercedes AMG F1 W11 in parc ferme with a puncture. 02.08.2020. Formula 1 World Championship, Rd 4, British Grand Prix, Silverstone, England, Race Day. - www.xpbimages.com, EMail: requests@xpbimages.com © Copyright: Batchelor / XPB Images

Всем добрый день! Прошедший пару дней назад ГП Великобритании-2020 вызвал у бывалых болельщиков чувство, что где-то мы это уже видели. Парад лопнувших покрышек на том же Сильверстоуне уже с успехом прошел в 2013.

А за год до этого - в 2012 - в паддоке, среди гонщиков, экспертов и болельщиков только и разговоров было о шинах. Выдержат ли до пит-стопа, не разрушатся ли? Смогут ли команды их прогреть и тут же не перегреть спустя несколько кругов? Как проходить повороты, чтобы растянуть комплект хотя бы на 12 кругов?

Я не стану расписывать долго, что произошло на ГП Великобритании. Рекомендую всем посмотреть гонку, не заснуть до последних 3-5 кругов, - и сами все увидите. Трое пилотов из топ-6 - Карлос Сайнс, Валттери Боттас, а главное - лидер Льюис Хэмилтон столкнулись с идентичной проблемой - разрушением передней левой покрышки. Позднее после всех видео-повторов станет ясно, что и вылет Даниила Квята также связан с проколом заднего правого колеса с быстром вираже. Кроме последнего случая, надо, конечно, оговориться, что произошло это с изрядно изношенным хардом под конец очень длинного гоночного отрезка, связанного с относительно ранним сефти-каром. Далее - ковыляние на трех колесах целый круг до боксов, замена, попытки не потерять многое или всё. Удастся это лишь Льюису Хэмилтону, что делает самовозную до того победу эпичной. Остальным - по нулям. Кому лень гонку смотреть - размещу хайлайтс видео:

Нечто подобное вы можете также увидеть, если в поиске вобьете ГП Великобритании-2013. Там вас также ждет парад драматичных и можно даже сказать опасных проколов - на 8-м круге у Хэмилтона на Mercedes, на 10-м - у Фелипе Массы на Ferrari, на 15-м - у Жана-Эрика Верня из Toro Rosso, на 46-м - у Серхио Переса из McLaren. Причем там эта проблема вообще никак не вязалась со степенью изношенности резины. Будто трасса была покрыта какими-то невидимыми шипами, что разрезали неудачливым пилотам резину.

И знаете что? Тогда ведь тоже была какая проблема - та же доминация одной команды и (чего уж там) одного пилота - тогда в роди Хэмилтона на Mercedes был Себастьян Феттель на Red Bull. Целый сезон по сути был предсказуемым зрелищем - вопрос был лишь "когда". Когда титул будет оформлен окончательно и у соперников не останется математических шансов на титул.

И здесь может показаться, что я пытаюсь протолкнуть мысль, что вот такие "взрывные" шины могут сделать гонки непредсказуемыми. В запале интриги, обалдевая от происходящих на трассе событий, ей Богу хочется так и сказать.

Но в принципе я понимаю, что это очередные аномалии Pirelli. Такие кстати имели место и у Michelin в Индианаполисе-2005, когда резина не выдерживала нагрузок на бэнкинге в Инди и взрывалась, отправляя болид на скорости 300-340 км/ч в спин, а далее - в бетонный отбойник, что чревато как минимум травмами позвоночника у пилотов:

Потому такие случаи я бы не приветствовал.

Но мне также вспоминается чуть более ранний сезон-2012. Это был второй сезон после третьего возвращения этих шинников в серию. И если проблемы первого года все, пусть и с возмущением, но принимали, то вот на второй год, как ни странно, резина ни на капельку не стала хуже. Но стала хуже.

Мало того, что она оставалась низкоресурсной, и держала довольно малый промежуток кругов, так она еще и была довольно своенравной использовании. Сама смесь обладала такими химическими свойствами, что была критически зависима от температурного режима.

Любая гоночная резина в принципе, в отличие от дорожной, работает (липнет к асфальту обеспечивая сцепление с ним) лишь хорошо прогретой. Но в данном случае у шин Pirelli было очень узкое "температурное рабочее окно" - диапазон температур, когда она работала нормально.

Ту резину порой было трудно догреть, чтоб она не проскальзывала и не "оквадрачивалась" из-за ошибок пилотов. А затем после нескольких хороших кругов вдруг шина уже перегревалась. Рабочая поверхность начинала "пузыриться" и от нее буквально отлетали ошметки. Такие ошметки-червячки буквально покрывали всю трассу, где не проходила траектория, что выглядело непривычно. Темп пилота катастрофически падал, а уверенности в поворотах не было. Самое забавное то, что реально можно было переждать, когда пузырящийся слой отходил, и вновь на некоторое время наступало облегчение, и шины начинали держать. А там - и прокол неподалеку. Или нет.

Вне накатанной частит трека видны ошметки от резины Pirelli тех лет
Вне накатанной частит трека видны ошметки от резины Pirelli тех лет

Короче говоря, тот сезон нам всем запомнился как "шинная лотерея". А Михаэль Шумахер на излете своей карьеры обескураженно и беспомощно заявлял:

Мы ездим на этой резине, как будто на сырых яйцах, которые все время пытаешься не разбить!

В первых семи гонках побеждали семь разных пилотов из пяти команд. А парадоксом было то, что более медленные болиды команд-середняков меньше нагружали шины в быстрых поворотах, потому что были попросту медленнее, аэродинамика их была попроще, чем у топ-команд. В результате шины на этих болидах держались дольше, сюрпризов преподносили меньше. Середняки могли иметь тактическое преимущество и гибкость в стратегии - и как результат - подиумы и много очень хороших гонок.

Обратите внимание на первую половину чемпионата. Там использовались те "странные некачественные" шины
Обратите внимание на первую половину чемпионата. Там использовались те "странные некачественные" шины

На другой стороне этого процесса оказалась топ-команда Red Bull с феноменальным болидом, который однако так загружал резину, что та не выдерживала. И ставала фактически сдерживающим и решающим фактором в гонке.

Выходила парадоксальная ситуация, когда сильная команда ставала виновной уж тем, что она сильная и зависела не от своих пилотов и усилий инженеров или силы соперников, а от поведения непредсказуемого расходного материала, предоставленного поставщиком-монополистом Pirelli.

В итоге к средине сезона именно они начали борьбу за то, чтобы Pirelli изменила состав резины, приблизив ее к более консервативному варианту 2011 года, а также стала на этапы привозить более жесткие составы, которые подольше б держали трассу. Потому что Формула-1 - это меритократия.

Меритократия - система, в которой преимущество, власть и успех гарантированы в свободной конкуренции более сильному, одаренному, трудолюбивому.
Грубо говоря, мы не виноваты, что мы делаем свою работу лучше и как итог - доминируем. Работайте лучше и подтягивайтесь к нам, неважно, сколько времени у вас на этой уйдет. Система не обязана давать преференции и шансы более слабым.

Но по факту именно это и происходило в 2012 году, когда шины перестали быть просто рабочим инструментом пилота. А они чересчур стали определять результат гонки. И "черепаха", обутая в эти шины, оказывалась быстрее "зайца".

Доводы Red Bull были услышаны - и последние 40-45 % сезона были откатаны на иных комплектах резины. Что тут же отразилось на результатах Себастьяна Феттеля. В сентябре-ноябре он выиграл четыре гонки подряд. Учитывая, что все до того шли очень плотно, отбирая очки друг у друга, это определило исход чемпионата, и титул ушел к Быкам. Никакое геройство Фернандо Алонсо и никакая неразбериха на финальном этапе в Сан-Паулу не помогли.

Тогда, на третьем году доминации команды Red Bull, я все же выступал за меритократию. Понимая, что шины важны, но они не должны создавать лотерею в гонке. Тем более, что позади и так было половина умопомрачительного сезона, и можно было и завершить феерию.

Но вот сейчас я все больше начинаю ностальгировать по сезону-2012.

Видите ли, очевидно, что виток доминации одной команды затянулся. 7 сезонов затишья в регламенте, когда одна команда крушит всех остальных? Ну даже Ferrari дали 6 сезонов. Даже Red Bull - 5 сезонов. Всего лишь через 3 сезона к 1994 запретили электронную подвеску Williams-Renault.

К чему я? Собственники серии вместе с ФИА всегда были таким себе "регулятором", который через кардинальные смены регламента "перетряхивал" лидеров, выводя в них тех, кто не справлялся ранее, и сбивая с трона тех, кто там засиделся. Не всегда срабатывало (как с McLaren-Honda в 1989), но чаще всего - да.

Сейчас вроде как пора это сделать, но мешают два фактора - пандемия коронавируса, из-за которой игроки склонны оттягивать большие перемены, а перенести тяжелые времена так как есть.

Второй фактор - это то, что сегодня глобальные изменения в техническом регламенте принимаются с учетом мнения команд. И среди них всегда есть тот самый громила-доминатор, который не заинтересован в больших изменениях и пытается из выхолостить, выторговывая послабления в ширине планируемых изменений. Они все время повторяют одну и ту же манипуляцию про то, что неизменный регламент постепенно ведет к выравниванию команд по силе.

Сегодня заблокирована как минимум до 2022 года возможность больших изменений в регламенте, а и те что будут - будут ли они судьбоносными для Mercedes? Не выйдет ли так, что соломки они уже давно себе подстелили, и пользуясь доминацией в нынешнем регламенте, вовсю готовятся к грядущим изменениям? И придут к ним во всеоружии?

Второй фактор, который бы встряхнул пелетон - громкие изменения в стане доминатора. Почему мы так и не увидели в пару к Хэмилтону Даниэля Риккардо, или Фернандо Алонсо, или Себастьяна Феттеля? После 2016 в команде-лидере чемпионата образовалось тихое болото внутрикомандной идилии. Про это можно писать отдельную статью под названием "За что я не люблю Тото Вольфа". Может и напишу.

Так что, как видим, шины образца 2012 года или что-то похожее на те, что лопались в Сильверстоуне на неделе, могли бы стать топорным, но решением проблемы скучных чемпионатов.

Такая резина могла бы:

  • внести неразбериху и интригу в гонки;
  • вынудить команды и пилотов к необычным и разнообразным стратегиям пит-стопов (по 2-4 пита в гонке);
  • дать шанс слабым командам на неожиданный выстрел результативности;
  • сбить темп топ-команд, искусственно сдерживая его, особенно в скоростных поворотах (фактически это бы "обнулило" усилия инженеров в сфере аэродинами);
  • заставить пилотов топ-команд в случае проблем не спешить включать режим "вечеринки" и не пытаться как можно скорее отыграться и проехать опять весь пелетон (они бы так уже не смогли).

Да, это бы нарушило меритократию и не поощряло самых лучших инженеров, которые строят быстрые болиды. Но позвольте, вы сами нарушаете своими раздутыми бюджетами даже шансы на какое-то спортивное равенство. Более того, вы создаете команды под одного пилота-первого номера, лишая нас интриги в стиле "Сенна-Прост".

Значит мы вас ограничим и уравняем. Простым и топорным, а главное - довольно легким юридически способом. Вот такие шины сделала Pirelli, и у них не получается сделать лучше. Они очень-очень плохие. Но экономия, знаете ли. Не будем их менять! Приспосабливайтесь!

Вот такая маленькая локальная мечта в нынешней Формуле-1!

-5

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще.