10 ответов на главные вопросы о краудфандинге от крупнейшей российской площадки Boomstarter.ru.
Когда люди перечисляют разные суммы денег на реализацию вашего проекта и получают от вас что-то взамен — это и есть краудфандинг.
Людей, которые перечисляют средства, в российском краудфандинге называют спонсорами, а тех, кто собирает — авторами или инициаторами крауд-проекта. Все, что спонсоры покупают в проекте, называется вознаграждениями.
В зависимости от цели сбора и того, что вы предложите взамен, краудфандинг приобретает разные черты.
1) Если деньги нужны на создание продукта: например, вы выпускаете книгу или создаете мобильное приложение, краудфандинг — это предпродажи вашего продукта или доступа к сервису.
В вознаграждениях предлагают свой будущий продукт в разных вариациях, с разными бонусами и по разным ценам. Спонсоры заранее покупают то, что им нравится и подходит по цене.
2) Если деньги нужны на открытие нового бизнеса или развитие уже действующего: например, на кафе, правильную печь для пиццерии или ремонт в арт-пространстве — краудфандинг тоже подходит и это тоже будут предпродажи.
В вознаграждениях предлагают сертификаты на разную сумму, по которым клиенты смогут получить услуги или продукты после открытия или даже во время крауд-кампании, если это возможно.
3) Если деньги нужны вам на новый фотоаппарат, квартиру, машину, свадьбу или путешествие — это сбор на личные цели.
Близкие и знакомые могут поддержать вас за какую-то услугу с вашей стороны или символическое вознаграждение.
На Boomstarter вы можете собирать средства на личные цели, но только по приватной ссылке на ваш проект. То есть проект не будет отображаться в общих каталогах сайта.
4) Если бизнесу нужны крупные взносы, от нескольких десятков и сотен тысяч до миллиона и более, а взамен вы готовы предложить доли от прибыли, акции и дивиденды — это краудинвестинг, и вам нужна специализированная площадка для краудинвестинга.
Средний чек на российских краудфандинговых платформах — от 1,5 до 3 тысяч рублей. Но бывает, что спонсоры перечисляют через краудфандинг 100 тысяч и больше.
5) Если бизнесу нужны крупные взносы и взамен вы готовы вернуть эти взносы с процентами после реализации цели — это краудлендинг, и вам нужна специализированная площадка для краудлендинга.
Краудлендинг и краудинвестинг актуальны для франшиз, венчурных стартапов и крупных производств.
Краудлендиновые и краудинвестинговые сделки не осуществляются через Boomstarter.
6) Если деньги нужны на решение социальной проблемы или прорыв в технологиях — например, создание нового способа лечения диабета или запуск космического спутника, замена мебели в хосписе или пища для бездомных — краудфандинг становится похож на благотворительность.
В этом случае спонсорам важна сама идея проекта, и они готовы дать посильную для себя сумму за символическое памятное вознаграждение.
Когда вы видите сборы на лечение больного ребенка или спасение животного, это тоже разновидность краудфандинга, но подразумевающее целевое финансирование. Для подобных сборов есть свои специализированные благотворительные платформы.
Да, инвесторы мониторят крупные краудфандинговые площадки на предмет интересных идей, могут заметить «Проект дня» или новичков в каталоге сайтов.
Если их заинтересовал проект, они могут прислать запрос команде крауд-площадки или связаться с автором через сайт.
Инвесторы иногда обращают свое внимание на крауд-проекты, но не стоит слишком рассчитывать на удачу. Если ваша цель — привлечь инвестиции, лучше обратиться напрямую в открытый клуб инвесторов.
Платформа Boomstarter предоставляет интересным крауд-проектам доступ в закрытые клубы инвесторов и на питч-площадки. Вы можете попробовать работать в двух направлениях — собирать взносы от клиентов и привлекать инвесторов.
Инвестиционные сделки не проходят через Boomstarter. Кроме того, в вознаграждениях вы не можете предлагать долговые финансовые обязательства перед вашими спонсорами. Только сам продукт. Краудфандинг и краудинвестинг – это разные вещи.
Сообщество краудфандинговой площадки — это спонсоры старых и новых проектов, а также авторы проектов.
Сообщество платформы не гарантирует 100% сборов ни на одной площадке мира. Но тем не менее это большая сила.
Краудфандинговая площадка дает возможность кооперироваться с успешными крауд-авторами: попросить у них совета, предложить кросспостинг, обменяться ценными идеями.
На краудфандинговой платформе можно связаться с автором через сайт или найти его контакты в соцсетях. На Boomstarter для этого нужно кликнуть на имя автора на странице его крауд-проекта — прямо под названием и суммой сбора.
Показать свой проект всему сообществу помогают email-рассылки с дайджестом новых проектов. Их платформа рассылает по всей базе активных спонсоров и авторов: на Boomstarter авторы тоже поддерживают другие проекты, а спонсоры вдохновляются запускать свои.
Любая крупная краудфандинговая площадка привлекает внимание СМИ, но журналисты не могут писать о каждом крауд-проекте.
Продюсеры Boomstarter, например, могут предоставить автору базу СМИ и кураторов, но не гарантируют, что они будут готовы разместить информацию о вашем проекте. Многое зависит от сути проекта.
Вы можете запустить проект как самозанятый, как физическое лицо, как ИП или как юридическое лицо. В любом из перечисленных случаев с дохода платится налог государству согласно вашей системе налогообложения.
Если вы размещаете проект как физическое лицо, краудфандинговая платформа сама перечислит за вас налог.
Краудфандинг позволяет любому юридическому и физическому лицу очень легко протестировать новый продукт: стоит ли его выпускать? Если да, то в каких объемах?
В случае неудачи сбора за возврат средств отвечает краудфандинговая платформа.
Если тестирование идеи прошло удачно, краудфандинг на официальной площадке — это отличный инфоповод, интересный кейс, плюс в глазах инвесторов, возможность получить фидбэк от клиентов и превратить просто покупателей в лояльное сообщество.
Практика наших успешных авторов с крупными сборами показывает, что самый простой и удобный для всех способ — сделать доставку отдельным вознаграждением.
Рассчитайте среднюю стоимость доставки по России или миру и предложите ее в качестве отдельного лота. Спонсоры будут докупать его вместе с самим продуктом.
Нет, в краудфандинге за отправку вознаграждений отвечает только сам автор.
Краудфандинговые площадки не несут ответственности за авторские права, но переживать из-за воровства идей не стоит.
Во-первых, идею без четкого плана реализации и денег не имеет смысла красть. Во-вторых, украсть идею с большей вероятностью могут во время реализации — например, на китайской фабрике. Такие случаи бывали.
Кроме того, крауд-проект на публичной площадке — доказательство того, что вы первым опубликовали идею.
«Бесплатных» крауд-площадок на самом деле не бывает — бывает оплата потом (комиссии со сборов) или оплата вперед (минимальный фикс за услуги размещения и продвижения проекта). Причем в случае комиссии, как правило, выходит дороже.
Операционных расходов на поддержание работы крауд-платформ больше, чем кажется на первый взгляд.
Это расходы на разработку сайта, безопасность и клиентский сервис прежде всего. Это сервера для хранения информации и сервисы отправки СМС для приема кодов подтверждения от авторов, сервис отправки оповещений и рассылок, работа банка, телефонная связь и интернет, работа бухгалтера, крауд-продюсеров.
Аренда офиса также важна для крауд-площадки — некоторым авторам удобнее приехать в офис, чем обсудить что-то по телефону.
Большинство крауд-площадок берут плату за свои услуги в виде комиссии со сборов. Это удобно, если у вас нет своей целевой аудитории и вы сомневаетесь в успехе крауд-кампании. Но если у вас миллионные или многотысячные сборы, то комиссия после сбора — это минус несколько десятков или даже сотен тысяч, на которые вы могли бы реализовать свою задумку качественнее и быстрее.
Boomstarter не берет комиссий и работает по предоплате, которая существенно меньше комиссий от сбора, если вы планируете собирать на площадке больше 60 тыс. руб. Цены за услуги размещения и продвижения проекта на Boomstarter начинаются от 4 900 руб. В эту сумму включены консультации крауд-продюсера.
Хотите узнать, как подготовить к запуску свой проект или поддержать кого-то своим взносом? Напишите на почту support@boomstarter.ru с темой «Хочу узнать больше про краудфандинг!»