Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Пекин подталкивает Нью-Дели к трудному выбору

Китай не спешит решать свои пограничные споры с Индией, но использует их в качестве геополитической уловки. Понимание краткосрочной тактики и долгосрочных стратегий Пекина – это очень сложная работа из-за непрозрачной китайской системы управления. Однако китайская политика в отношении Индии после Ладакского военного противостояния выглядит ясной и очень прямолинейной.

Китай направил Индии недвусмысленный сигнал о том, что демаркация и окончательная доработка их границ, будь то на карте или на Земле, вряд ли произойдет в ближайшее время, как сообщило в пятницу одно из наиболее надежных изданий цифровой журналистики Индии – The Wire. Такое послание Индии передал посол Китая в Индии Сунь Вэйдун, выступая на вебинаре «Индо-китайские отношения: Путь вперед», проведенном Институтом китаеведения в четверг. Отвечая на вопрос о том, почему Китай не хочет урегулировать линию фактического контроля (Line of Actual Control – LAC) с помощью обмена картами, Сунь сказал, что Пекин все еще не стремится возобновить процесс демаркации границы с Индией.

The Wire цитирует Sun, как говорится, что цель проведения LAC состоит в том, чтобы поддерживать мир и спокойствие. «Когда мы оглядываемся назад в историю, если одна сторона в одностороннем порядке заявила о своем собственном восприятии LAC во время переговоров, это приведет к спорам. Вот почему этот процесс не может двигаться дальше. Я думаю, что это отход от первоначальной цели», – сказал Сунь.

Процесс демаркации и уточнения китайско-индийской границы был остановлен в 2002-м году. Китай и Индия договорились сотрудничать в целях улучшения двусторонних связей в торгово-экономическом сотрудничестве и достижения консенсуса по глобальным вопросам, оставив в стороне свои разногласия по пограничному вопросу.

Высказывания Сунь Вэйдуна, как сообщает The Wire, подтверждают вывод о том, что китайские стратеги не считают окончательное урегулирование границы приоритетом на данный момент. По словам посла, главным вопросом для Индии и Китая является поддержание мира и спокойствия на границе в соответствии с соглашениями 1993-го и 1996-го годов и другими мерами укрепления доверия. Сунь также намекнул, что китайские стратеги считают, что соглашения 1993-го и 1996-го годов с Индией были результатом конкретных исторических контекстов 1990-х годов, и стратегическая обстановка резко изменилась с тех пор, как партия Бхаратия Джаната (Bharatiya Janata Party – BJP) пришла к власти в мае 2014-го года.

Пограничное урегулирование не может быть осуществлено в соответствии с договоренностями, достигнутыми в прошлом при различных обстоятельствах. То есть изменившийся контекст для китайских стратегов – это стратегический «наклон» Индии в сторону Запада после августа 2016-го года. Таким образом, Пекин хочет ясно сказать Нью-Дели, что вопросы демаркации границ не имеют значения, если Индия хочет развивать стратегический союз с США. «Важно то, что мы должны следовать этим договоренностям и продолжать наши обсуждения и консультации по дипломатическим каналам, а также между командирами корпусов, а также найти способ деэскалации ситуации и восстановления мира и спокойствия», – цитирует The Wire китайского посла индийскому правительству.

Другими словами, китайский посол в Индии указал, что Пекин хочет сохранить мир и спокойствие на границе в качестве краткосрочной тактики, но не ищет постоянного решения прямо сейчас или в ближайшем будущем, а только в качестве долгосрочной стратегии. Таким образом, Китай оставил Индию выбирать между двумя вариантами на основе «Бери или уходи».

Первый вариант заключается в выполнении соглашений и консенсуса, достигнутых между Индией и Китаем на их неофициальных саммитах в Ухане, Китай, в апреле 2018-го года и в Махабалипураме, Индия, в октябре 2019-го года. Пекин хочет, чтобы Нью-Дели отделился от своего стратегического альянса с Вашингтоном. Он также хочет, чтобы Индия объединила свои усилия с Китаем в построении открытого, многополярного, плюралистического и основанного на широком участии мирового экономического порядка.

Второй вариант – это демаркация границы с Китаем силой. Это означало бы вести полномасштабную войну с Китаем и выиграть битву, заставив Пекин признать границу, определенную Нью-Дели. Однако если Индия выберет второй вариант, это будет самоубийство. Индия не может позволить себе войну против Китая из-за огромного неравенства в силе между двумя странами как с точки зрения экономического, так и военного потенциала. Военные и экономические издержки войны были бы намного выше для Индии, чем для Китая, особенно сейчас; в разгар пандемии Covid-19 Индия изо всех сил пытается удовлетворить свой регулярный бюджет на оборону и развитие.

Около 2500 лет назад китайский военный мыслитель и философ Сунь-Цзы справедливо сказал: – «Тот, кто хочет сражаться, должен сначала подсчитать цену». Как страна будет расплачиваться за войну – это очень важный вопрос для Индии в данный момент. Что еще более важно, если между этими двумя азиатскими гигантами разразится война, политические неудачи будут гораздо более значительными для Индии, чем для Китая из-за различий в их системах управления. Если Индия потерпит поражение в такой войне, BJP вряд ли сохранит власть. Таким образом, если возглавляемое BJP правительство выберет войну, оно выстрелит себе в ногу.

Высказывания посла Сунь Вэйдуна на вебинаре указывают на то, что Китай видит явное стратегическое преимущество перед Индией до тех пор, пока длится пограничный спор. С развертыванием 20.000 – 40.000 военнослужащих Китай может удерживать политическое и военное руководство Индии, занимаясь пограничными вопросами. Эпизод с Ладакхом показал, что Китай может занять индийскую территорию, продлив пограничную напряженность. Китай также заставил Индию тратить свои скудные финансовые ресурсы, политическую и военную энергию, время и силы на защиту бесплодных пограничных земель в Гималаях.

Как нация, Индия упустит возможность для экономического развития из-за ресурсов, отвлеченных на поддержание Линии фактического контроля. В результате Нью-Дели не сможет уделять приоритетное внимание социально-экономическому развитию, направить свои скудные финансовые ресурсы на защиту бесплодных территорий и подорвет экономический прогресс страны. В результате Индия сократится экономически и политически на мировой арене. В целом, очевидно, что стратеги Пекина считают, что Индия может оказаться примерно на полвека позади Китая, и они смогут предотвратить появление Индии в качестве соперника в будущем.

Китайские стратеги хорошо знают историю и психику индийцев, готовых сражаться за свою территориальную гордость над бесплодной землей. Эти стратеги хотят сдерживать Индию в долгосрочной перспективе, используя территориальный национализм индийцев как решающую слабость. Они верят, что смогут выполнить свою долгосрочную стратегическую задачу – не допустить превращения Индии в стремящуюся стать сверхдержавой – до тех пор, пока сохраняется пограничный вопрос. Китай хочет «повесить альбатроса на шею» Индии, продлив пограничный спор.

Окончательное соглашение о демаркации индийско-китайской границы будет возможно только тогда, когда военно-экономические возможности этих двух стран будут на паритетных началах. Тогда для урегулирования их пограничных споров не потребуется никакой силы. До тех пор Китай будет первым делать собственные стратегические шаги на геополитической шахматной доске, и настает очередь Индии сделать соответствующий встречный ход, совершив жесткий выбор.

BHIM BHURTEL для Asia Times Financial