Часть первая - находится тут
Часть вторая- ищите здесь
Часть третья - находится вот здесь
Часть четвёртая - читать здесь
Часть пятая - выложена вот тут
Доброго вечера.
В предыдущей заметке , в конце, был поставлен ряд вопросов, на которые хотелось бы получить ответы одному из многих зрителей этого фильма.
Меж тем фильм подбирается к концу и девушка, покричав не убедительно о том, что она хочет вернуться - получает вроде как прощение. По крайней мере, строй роботов размыкается, пропуская её внутрь - к Матери и, как выясняется, к родившемуся младенцу.
И вот, наша героиня - вдруг решает, не понятно с какого перепугу, что аватар Искусственного Интеллекта - в чём Мать и признаётся - должен умереть.
Да, это, конечно, бунт против Матери - но, воля ваша, именно механический разум заботится обо всём, что происходит на станции репопуляции и за её пределами. Как признаётся сама Мать - она, точнее ИИ на орбите, решил, что человечество неполноценно, и уничтожил его, для того, чтобы создать правильное.
Иными словами, здесь мы вновь встречаем несколько мотивов, которые в научной фантастике стали общим, заезженным местом.
Первый мотив - это история об восстании машин, начало которой положил Айзек Азимов, придумав Три закона робототехники (хотя некоторые исследователи литературы возводят этот сюжет к роману Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей")
Напомню их здесь:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Никто не станет отрицать, что этот же мотив, правда, речи о населении планеты новыми, правильными людьми - тут не идёт - использован в фильме #матрица и #терминатор . С тем лишь отличием, что роботы в "Матрице" нашли, пусть и сомнительный, источник энергии. Что говорит нам о том, что страх перед восстанием Искусственного Интеллекта против создателя в современной поп-культуре уже стал общим местом и однажды стоит разобрать этот страх.
И второй - как нам пытаются сказать авторы фильма, вовсю эксплуатируя библейские отсылки - это история об искуплении, новом человечестве. Улучшенном, лучшем. Эту тему едва ли не с "Бегущего по лезвию" раз в пятилетку эксплуатирует кинематограф, в основном. Это и "Гаттака", и "Эквилибриум" и "Эон Флакс". Правда, фильмы эти - на любителя, и не получили большой популярности. Я нахожу, что причина в том, что эти фильмы походили на обсуждаемый. С разгоном и отсылками на рубль и выходом,по итогу - на копейку.
В любом случае, после диалога на повышенных тонах, обвинениях от Дочери и ползущем в безопасный бункер механическом чудовище, что тоже - Мать, который плавит и вплавляется в многостворчатые двери - Мать делает так, что Дочь её, по сути, выключает. После того, как убедится в том, что Дочь не бросит - Брата или Сына? - Адама.
И у меня, как у критика - сразу вновь ворох вопросов, которые Дочь, в реактивном состоянии, в котором она находится по вине Матери - не задаёт ни ей, ни себе. А создатели фильма - вновь молчат. Будем надеяться, что многозначительно.
Мать говорит Дочери, почти по-библейски: Я создаю новую, улучшенную Землю для тебя и твоих братьев и сестёр. И это вновь аллюзия - к Земле Обетованной.
Но - как они выйдут наружу и выйдут ли, если двери заблокированы напрочь, по сути, роботами-танками? В фильме нам не показывают ничего, что было внутри станции хоть как-нибудь полезным для разбора завалов.
И ещё - не думаю, что эти подземные жития скажутся благотворно на психике и здоровье новых поколений. Первопоселенцы Хайнлайна из "Пасынков Вселенной", спустившись на экзопланету - едва не умерли от агарофобии. Почему от неё не умерла Дочь и не будут бояться высокого неба остальные насельники станции репопуляции - не понятно.
Как с малышом справится Дочь, оставшись одна, без Матери, имеющей опыт, без старших, которые знают, как ухаживать за младенцами и даже смогут подменить Дочь, которая не робот- тоже не понятно. Да, конечно, в фильме мы видим, что Мать дала ей профессию врача, причём широчайшего спектра, но... Человек это не только состояние организма.
Я вновь возвращаюсь к той теме, которую подняла вначале. А, именно, об социуме, которого в показанном фильме нет. Мне кажется, авторы никогда не воспитывали своих детей - потому что иначе бы знали, что только идеальный рекламный ребёнок - не сведёт любую Мать, если она не робот, с ума. Невозможно воспитать его психически полноценным, без помощи других взрослых и остаться ментально сохранной, и оставить Дитя тоже без психологических травм. И это не считая основных кризисов развития каждого человеческого дитя.
И, что же имеем мы в конце, по окончанию истории? Ком нелогичностей, который, кажется, приведёт к беде и к новой итерации человечества, медленно умирающего от голода в подземелье, тогда как наверху растёт еда. Если оно не будет удовлетворят идее заигравшегося в Бога Искусственного Интеллекта.
Есть ли в этом зерно истины?
#кинопоиск марафон
На этом, на сегодня - я оставляю тебя, мой читатель, поразмышлять до следующего вечера. С удовольствием побеседую на эту тему в комментариях.
Чуть позже - продолжение - следует и будет. Благодарю за внимание, до новой встречи.