3 августа 1995 года российский самолет "Ил-76" казанской авиакомпании "Аэростан" осуществлял коммерческий рейс в Кабул (Афганистан). На борту находилось 7 членов экипажа, которые были захвачены в плен силами оппозиционного движения "Талибан". После 378 дней плена российским летчикам удалось сбежать. В чем была ошибка дипломатов и настоящим ли был побег? Давайте по порядку.
К истокам: почему в Афганистане была война?
С 1992 по 1996 год на территории Афганистана разразилась Гражданская война, которая объяснялась низким уровнем жизни, этническим составом населения, а также вмешательством СССР во внутреннюю политику страны (Афганистан никогда не входил в состав СССР).
Сформированное в 1992 году коалиционное правительство «Пешаварская семёрка», движимое под эгидой свержения коммунистической идеологии, распалось и начало войну за власть между собой. Группировка "Талибан" зародилась в 1994 году, а в 1995 уже успешно захватила Кандагар, полет через который и осуществляли российские летчики. К 1996 году талибами был захвачен Кабул - столица Афганистана.
Перевоз боеприпасов - гуманитарная помощь или вмешательство в дела страны?
В противовес талибам образовался "Северный альянс", который получил поддержку со стороны множества государств, в число которых попала Россия. Стоит отметить, что коммерческий рейс самолета "Ил-76" в 1995 состоялся уже после того как поставка боеприпасов со стороны России была отменена. Аргументом для посадки самолета в районе Кандагара являлось требование талибов осмотреть перевозимый груз, а основанием для дальнейшего пленения экипажа вмешательство России во внутриафганские дела.
Дело в том, что груз, перевозимый экипажем, был формально разрешен и приравнивался к гуманитарной помощи, но среди него был найден ящик с боеприпасами, запрещенными к перевозке. Так началась история пленения длиной в 378 дней.
Дипломатические попытки обменять пленников на детали от вертолета
Для того, чтобы точно понимать, насколько дипломатия была уместна, стоит перенестись в 1995 год в Россию, где во всю шла предвыборная гонка (выборы состоялись 1996 году), поэтому на решение вопроса с пленными летчиками никому не хватало времени. Единственным шансом на спасение являлся президент Татарстана Минтимер Шаймиев, чей помощник летал на переговоры порядка 26 раз, но безуспешно.
МИД России, ООН, а также Организация Исламская конференция не могли договориться с талибами. Силовое освобождение полностью исключалось, так как под угрозой находились сами летчики. Совершалась попытка выкупа. Именно помощник президента Татарстана Тимур Акулов попытался обменять пленников на детали от вертолета, но ему этого не удалось.
США и их роль в освобождении экипажа
Осознавая неэффективность переговоров, жены пленных летчиков написали письмо действующему президенту США Биллу Клинтону. В письме они говорили о возможности объединения усилий двух стран для помощи в освобождении мужей.
"Если бы усилия двух наших великих государств слились и в этом направлении, мы уверены, наши мужья были бы спасены, и мы увидели бы их дома целыми и невредимыми в самом скором времени".
Дело было поручено одному из сенаторов, который вылетел в Афганистан и, получив весьма странную просьбу от летчиков - осмотреть самолет, договорился с талибами и улетел.
А тем временем в плену
Состояние экипажа ухудшалось с каждым днем, не хватало питьевой воды, качественной еды, а также медицинской помощи.
Из дневника Владимира Шарпатова:
"Три месяца как мы из дома и 40 дней как здесь. На обед сегодня один тростник. Осталось только пять ящиков воды. На таком „топливе“ через пару недель, наверное, не сможем передвигаться. С утра пришел старый проповедник, который хотел выучить нас Корану и сделать из нас мусульман. Взамен обещал походатайствовать о нашем освобождении. Я высказал свое сомнение...»
"Дерзкий побег" или стратегический план по освобождению?
16 августа 1996 года под предлогом осмотра самолета экипаж совершил удачную попытку бегства в ОАЭ, сумев завести самолет после года простоя. 22 августа звание "Героя России" получили капитан и второй пилот, остальные 5 членов экипажа были награждены орденом "За мужество".
На протяжении 20 лет производятся попытки уличения героев в отсутствии какого-либо подвига. Есть теория о том, что России все таки удалось выкупить экипаж, поэтому возможность сбежать - лишь результат сделки двух сторон. Стоит отметить, что эта теория не умеет ни единого факта подтверждения.
Фильм "Кандагар", снятый по данной истории, вышел в 2010 году. Есть множество фактов, которые не имели место быть в жизни, но то, что это единственный фильм, который попытался показать подвиг летчиков - несомненная правда.