К вопросу - кто и чем выиграл войну
Этим летом исполнилось 76 лет высадке союзников в Нормандии. Оно положило начало Второму фронту, военное значение которого невозможно переоценить.
Но я еще раз вернусь к поставкам по Ленд-лизу. Именно Ленд-лиз позволил СССР участвовать в войне вообще и не потерпеть поражение уже в 1942 году.
Без ленд-лиза Гитлер скорее всего дошел бы до линии Урал - Каспий, завоевал Кавказ, Баку и на этом остановился. Сибирь ему не была интересна. Туда бы эвакуировались сталинское правительство и остатки РККА. Т.е. войну с Германией СССР бы проиграл.
У советов по сути не было ничего для ведения столь масштабной войны. Не было стратегического сырья, не было автотранспорта, паровозов, вагонов. Даже пороха и взрывчатых веществ в достатке не было.
Если бы не поставки по ленд-лизу, стране нечем было бы воевать, нечего есть и нечем заправлять танки и самолеты.
Не забываем, что ленд-лиз кроме материально-технического обеспечения высвобождал миллионы советских мужчин от необходимости работать в тылу, что позволяло комплектовать личным составом армию.
Просто возьмем цифры лендлизовских поставок и прикиньте, сколько рабочих рук нужно и драгоценного времени, чтобы все это произвести в СССР. Предварительно построив производственные мощности, разведав и добыв ископаемые, построив электростанции, и т. д. и т. п.
Двигателей для катеров и кораблей 7784 штуки; товарных вагонов 11 075 штук; локомотивов 1981 штуку; тракторов 8071 штуку; металлорежущих станков 38 100 штук; телефонов 2 500 000 штук; продовольствия 4 478 000 тонн; машин и оборудования на 1 078 965 000 долларов; оборудования зданий на 10 910 000 долларов; стали 2 800 000 тонн; цветных металлов 802 000 тонн; нефтепродуктов 2 670 000 тонн; химикалий 842 000 тонн; хлопка 106 893 тонны; кожи 49 860 тонн; шин 3 786 000 штук; армейских ботинок 15 417 000 пар; одеял 1 541 590 штук; пуговиц 257 миллионов.
Питание.
Все три года 42-45 ВСЯ АРМИЯ СССР (10 млн человек) ела то, что было поставлено от союзников. (если считать по количеству калорий).
Такой темы как тушенка (белок) в СССР ВООБЩЕ не знали в промышленных масштабах.
Важнейшее значение для Советского Союза вообще и для Красной Армии в частности имели ленд-лизовские поставки продовольствия (только из США было поставлено 1 750 000 тонн). Почти вся армия, а также значительная доля «гражданки» (в основном, работники ключевых военных заводов и номенклатуры), находились в основном на ленд-лизовском продовольственном обеспечении тушёнкой, маслом, шоколадом и т. п. Более того, можно уверенно утверждать, что, с исчерпанием продрезервов в начале войны, в 1943—1945 годах отечественное сельское хозяйство, по большей части разорённое войной в оккупированных житницах Украины, Северного Кавказа, Черноземья и остававшееся нетронутым только в части Нечерноземья и в Поволжье (а целинные земли Казахстана и Южной Сибири ещё не были освоены), было не в состоянии прокормить многомиллионную армию и «гражданку». К 1943 году разразился острейший продовольственный кризис, когда и без того скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 года потеснили в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения. В общем объёме ввезенных в конце войны грузов продовольственные заняли свыше 25 % тоннажа. По калорийности этого продовольствия из расчета норм военного времени должно было хватить на содержание 10-миллионной армии в течение более чем трех лет.
Ели бы не поставки - то Красной Армии было бы не на чем ездить:
СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей. За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счёт импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % — отечественных. В СССР отправлено 427 тыс. автомобилей и 35 тыс, армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года выпущено лишь 266 тыс. автомобилей и 27 тыс, мотоциклов (хотя необходимо учитывать довоенное количество техники).
Было бы неначем перебрасывать войска (вагонов поставлено в 10 раз больше чем произведено), а паровозы практически все были ленд-лизовские.
СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР; но до войны СССР имел 25 000 локомотивов) и 11 075 вагонов (больше в 10,2 раза).
СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива),
Было бы нечем заправлять самолеты:
США поставили 2 млн. 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн. 586 тыс. тонн) — почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией. Кроме готового авиабензина было поставлено нефтеперерабатывающее оборудование для его производства на территории СССР, причем объем этих поставок был таков, что собственная годовая выработка авиабензина возросла со 110 000 тонн в 1941 году до 1 670 000 тонн в 1944 году. Наряду с самолётами, СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).
Порох и взрывчатые вещества.
Свирин:
Наибольшее количество импортного пороха было использовано в 1944 г., когда удельный вес его использования в армии составил 40,6-41,1 % от общего выпуска порохов в СССР. Но это не все. Даже далеко не все.
Ведь в войну пороховая промышленность СССР получила в войну 149740 т. Сырья для производства порохов. В том числе этилового спирта высокой очистки (доля которого составляла 45-78% в разные годы), глицерина (60-100%, ибо глицерин в СССР в период 1942-1944 гг. не производился), централита (30-60%), а также дибутилфталата, камфары (для порохов и фармакологии), дифениламина, калийной селитры, диэтинегликоля, дихлорэтана, сернокислого калия и даже хлопка. Так что пороховая промышленность (да и вся работа НКБ в целом) в 1942-1944 у нас была во многом зависима от лендлиза.
То есть, каждый второй выстрел (а с учетом сырья наверно каждый первый) в 44 был сделан с помощью американского пороха.
Процентная разбивка поставок по годам:
41 0.32%
42 14.88%
43 32.38%
43 37.44%
45 14.98%
Причем в 42 году эти 15% были особенно важны, пока разворачивалось производство за Уралом. Уже написали же, что 2/3 ВСЕГО авиационного бензина было из США, все оборудование дня нефтеперегонных заводов - из США; ПОЛОВИНА всего пороха и взрывчатки , истраченного КР в ВОВ - было из США. Чем бы мы воевали и на чем бы летали, если бы не лендлиз? Трехлинейками без патронов?
И на секунду - США в тоже время вели свою войну в Азии, плюс активно участвовали авиацией в бомбардировках в Европе, плюс практически содержали всю военную машину Англии (да и просто всю Англию) ибо без помощи США Англия просто вымерла бы (остров).
Микоян говорил: если бы не второй фронт и ленд-лиз, неизвестно как все закончилось бы.
Это он еще мягко сказал. На самом деле п..ц бы настал.
А вот цитата самого Сталина:
Документально слова Сталина были зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции, который был опубликован в американском сборнике официальных документов 1961 года на 469-й странице. Тост руководителя советской делегации был внесён в журнал как наиболее интересное событие торжественного обеда вечером 30 ноября 1943 года:
«I want to tell you, from the Russian point of view, what the President and United States have done to win the war. The most important things in this war are machines. The United States has proven that it can turn out from 8,000 to 10,000 airplanes per month. Russia can only turn out, at most, 3,000 airplanes a month. England turns out 3,000 to 3,500, which are principally heavy bombers. Without the use of those machines, through Lend-Lease, we would lose this war».
Перевод:
«Я хочу рассказать, что именно, по нашему мнению, сделали Президент и Соединённые Штаты для победы в войне. Наиболее важные вещи в этой войне – машины. Соединённые Штаты наглядно показали, что могут производить от 8,000 до 10,000 самолётов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолётов в месяц. Англия производит 3000-3500 в месяц, в основном тяжёлые бомбардировщики. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».