Предыдущий рассказ со швейными машинками напомнил одну историю,
которая случилась в нашей фирме. Тогда, в лихие 90-е, было понятие
"темщики" - это ребята, которые каким-либо образом узнавали, что в
ближайшее время будет выгодно торговать каким-то продуктом (в
широком понимании этого слова) на свои или на заемные деньги закупали
пробную партию этого добра и, сняв по дешевке помещение, начинали
торговлю. Если все шло успешно - дело расширялось, заказывалась
реклама, некоторые становились дилерами фирм, производящих этот
товар , ну и так продолжалось, пока тема не иссякала или пока эта тема
не привлекала внимание Китая, но не будем о грустном.
И вот однажды к нам обратились ребята, наладившие торговлю
замечательными ультра современными швейными машинами "Brother".
Они уже достаточно раскрутились, сняли хорошее помещение недалеко
от Невского проспекта и им потребовалась реклама, изготовление
которой и было основным профилем нашей фирмы. Мы посоветовали
им поставить стритлайн на Невском с указанием направления на их
офис. Это была самая дешевая реклама, ее, правда, рано или поздно
заставляла убрать администрация города, но средний срок жизни
стритлайна был полгода, а окупался он уже через месяц. Ну, а в самом
помещении - наклейки на окна и двери из пленки и табличка с указанием
часов работы и названием фирмы. Все это стоило копейки и быстро
оправдывалось. От капитальной рекламы (фронтальной или консольной
вывески) они, по понятным причинам, отказались, ограничившись
вышеперечисленным. Мы выполнили все их пожелания и, честно говоря,
про них забыли,- хватало и других заказчиков. И вот примерно через
месяц позвонил директор этой фирмы и, чуть не плача, попросил приехать
для консультации. Нам с компаньоном стало интересно, что могло такого
трагического приключиться с нашими клиентами и мы поехали вдвоем.
По дороге увидели, что стритлайн на Невском цел и невредим, а вот когда
уже подходили к офису поняли причину несчастья. Как я уже говорил
фирма размещалась недалеко от Невского - метрах в шестидесяти по
переулку. А перед ней, ближе к проспекту, буквально метрах в 20 от него,
было отделение почтовой связи. И вот там арендовали угол (тогда почта
России не брезговала сдачей в аренду богом данных ей помещений, что
бы платить зарплату почтальонам) какие-то ребята (язык не
поворачивается назвать их проходимцами и жуликами, как это сделал
пригласивший нас директор). Они на открытой настежь, по случаю летней
жары, двери повесили лист ватмана, на котором было было начертано
всего 3 слова: "ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ ЗДЕСЬ". И все - весь поток
покупателей, сформированный рекламой в СМИ и направленный
стритлайном, был их. К встрече с директором мы были подготовлены
морально, но никакого решения проблемы придумать не смогли.
Силовое решение здесь явно не прокатило бы, поставить к стритлайну
сотрудника, якобы для раздачи флайеров - тоже не эффективно, пытаться
договориться - мало вероятно, что конкуренты откажутся от такой
плодотворной идеи.
В последствии я не раз наблюдал этот прием конкурентной борьбы,
например, где бы ни открывал свой филиал "Колобок" - пирожковая, с
которой мы сотрудничали, поблизости вырастал "Теремок" - фирма с
аналогичным профилем работы.
Конкуренция!