Найти тему
Слова и музыка Матецкого

ИЗОЛИРОВАННЫЙ БАС ИЗ ПЕСНИ “MONEY” PINK FLOYD

Роджер Уотерс (Roger Waters) является сегодня не только известнейшим и уважаемым рок-музыкантом, но и человеком, оказывающим влияние на самые разные аспекты жизни. Его активная жизненная позиция – зачастую, идущая против общепринятого мнения, а иногда и просто провокационная, - не оставляет людей равнодушными. Разногласия вокруг фигуры Уотерса не утихают ни на секунду – и он при этом спокойно продолжает делать своё дело, сочинять и записывать новую музыку. А что касается его бесконечных конфликтов с бывшими коллегами по Pink Floyd, то об этом мы неоднократно говорили здесь в Телеграме (см. материал от 19 мая) и в эфире МАЯКа.

Но мы сегодня не об этом! Есть у Роджера талант сонграйтера, и этот талант не вызывает сомнений – он являлся мощным автором внутри Pink Floyd, и продолжает таковым оставаться в своём сольном творчестве.

Мне показался интересным этот ролик – на нём изолированная партия бас-гитары из знаменитой песни “Money”. Для начала, просто интересно внимательно рассмотреть – как будто под увеличительным стеклом, - все нюансы и детали его исполнения, а заодно и понять, как эта партия ювелирно встроена в конструкцию песни. Конечно, моё мнение бас-гитариста может быть не 100-процентным, но тем интереснее будет узнать вашу реакцию на эту запись. 

Есть лёгкий элемент иронии, связанный с песней "Money" – изначально она должна была нести некий обличительный пафос: являться продолжением битловской установки “money can’t buy me love” и т.д..  А ирония в том, что сингл стал одним из самых прибыльных в истории Pink Floyd. Кстати сказать, именно этот сингл помог продвинуть альбом “Dark Side of the Moon” на позиции одного из самых продаваемых: на сегодняшний момент тиражная цифра превышает 34 миллиона копий. Так что можете себе представить размер авторских отчислений!

Немного информации из истории создания песни. Роджер всегда был известен тем, что брал командование в свои руки в процессе записи – и “Money” в этом смысле не исключение. В 1983 году Дэвида Гилмора (David Gilmour) спросили в интервью, откуда взялся знаменитый необычный – на 7/4 - размер песни, и он ответил: «Это рифф Роджера. Он пришел в студию с более или менее законченной музыкой и текстом "Money".  Мы просто добавили средние части, гитарные соло и все такое».

-2

Касаясь деталей, Гилмор сказал: «Мы также придумали несколько новых риффов, создали «подкладку» на 4/4 для гитарного соло. Однако бедному саксофонисту пришлось играть на 7/4. Моя идея была – как бы обнулиться для второго проведения соло».

Песня знаменита ещё необычными звуками во вступлении: это кассовый аппарат и звон монет. Но самое главное, как мне кажется, в том, что Уотерс сочинил песню «от бас-гитары» - сделал этот рифф, а уже потом он и группа наслоили на него все последующие extras. По крайней мере, изолированный бас Уотерса слушать совсем не скучно.

Я рассказывал о своём общении с Уотерсом – это было в Москве, мы обедали в ресторане «Националь». Много было самых разных разговоров – как-нибудь ещё раз расскажу об этом в программе на МАЯКе. Вот такой у меня остался его автограф - он подписал нотный альбом с песнями Pink Floyd.

-3

Очень интересный и необычный человек Роджер Уотерс: такого точно Дэниэл Эк (Daniel Ek) не подтолкнёт в спину с ускорением написания альбомов (см. материал от 5 августа).