Золотое кольцо | Дневник путешествия

..."Сошлися - и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?"...

Некрасовский вопрос остаётся открытым во все времена. Вот и мы решили посмотреть своими глазами кому ж на Руси жить хорошо) А чтоб по-лучше разглядеть, выбрали мы себе маршрут по старой Руси. Руси, которая сохранилась до наших дней с ее многочисленными историческими памятниками архитектуры, Руси с ее необычайно интересной историей, Руси, которая веками в себя архивировала историю наших предков - русичей. Наш новый вело маршрут спланировали по Золотому кольцу России. В Золотое кольцо традиционно включают восемь основных городов — Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново,  Суздаль, Владимир. Именно по этим городам мы и поставили задачу проехать в 2020 году на запряженных велоконях!

В этот раз мы отправились в поход в составе трио! К нам присоединился наш 15-ти летний сын. Старт объявили из самого центра Рязани 12 июня 2020 в 9:00. Наш путь в общей сложности составит 800 км и займет 13 дней, но торопить события не будем. Все рассмотрим поподробнее.

Некрасовский вопрос остаётся открытым во все времена.

Рязань, к сожалению и по неизвестным нам причинам, в состав Золотого Кольца не включена. Хотя, как мне кажется, вполне имеет на это все исторические и архитектурные права. А ближайший город, с которого можно было начать круговое движение по кольцу был Владимир. Именно до него нам и нужно было добраться за кратчайшие сроки.

День 1-й.

Рязань - Спасс-Клепики

89 км.

Дорога до Спасс-Клепиков очень живописна своим лесом, именно здесь пролегает Мещерская сторона. Топи, да болота прячутся в густейших лесах Мещеры под высокими столетними соснами.

До обеда ехали под палящим солнцем, встали пообедать в лесной беседке, решили немного вздремнуть, но как только я начала проваливаться в сон, как меня разбудил оооочень громкий природный будильник! Со всех сторон начали громыхать раскаты грома, поднялся сильный ветер и мы быстро доехали до ближайшей автобусной остановки чтоб спрятаться от дождя. Однако, дождь утихать не хотел, и мы приняли решение ехать дальше, чтоб не терять время.

Под дождём Мещерский лес наполнился невероятным пьянящим запахом хвои и ехать было одно удовольствие, правда встречный ветер иногда портил картину)

Спустя 89 км общего пути, разбили лагерь под высочайшими соснами на реке Пра. Наварили гречки с тушёнкой, наелись до отвала и теперь можно было отдохнуть в своих переносных домиках, каждый в своём уютном теплом коконе.

День 2-й

Спасс-Клепики - Владимир

Пробег 32

Главной задачей первых двух дней было добраться до ближайшего города Золотого кольца, поэтому мы поставили себе задачу доехать до Тумы чтоб там прыгнуть в электричку до Владимира, тем более что погодные условия не позволяли наслаждаться красотой природы.

Сказать что второй день нашего путешествия был сложным - ничего не сказать! Еще ночью нас разбудил гром и молнии с проливным дождём, утром дождь не закончился и палатки пришлось складывать сырыми, не просушив их.

Казалось бы - всего 30 км пути! Но! Эта тридцатка было проехана по встречному северному ветру под мерзким моросящим дождём. Было ощущение что педали крутишь на одном месте, хочешь ехать быстрее, но больше 10 км/ч не выходит. По дороге как на зло у Андрея прокол колеса, пришлось менять камеру под ветром и дождём. Казалось, это были самые долгие 30 км в моей жизни) Таким образом мы добрались до Тумы. Электричка сэкономила нам два дня пути по густым лесам и защитила нас от ветра и дождя.

Вышли мы на две станции раньше Владимира (ст.Улыбышево) в 16 км от города, так как в городе практически невозможно найти место под лагерь. И тут нас ждала настоящая награда! Во-первых, Владимир встретил нас солнцем, а, во-вторых, сразу через три км от станции мы нашли невероятно красивое огромное озеро, окруженное соснами с песчаными пляжами и прозрачной чистой водой!

Если бы в момент, когда мы ехали по встречному северному ветру, сказали что мы будем вечером купаться в холодной воде озера, я бы не поверила однозначно! Но увидев такую красоту, невозможно было не нырнуть в бодрящую ледяную воду.

Потом сухая одежда, макароны с тушёнкой, горячий чай и спальник. День позади. Хороший день, но очень трудный. Зато теперь нас грела та мысль, что мы находимся на Золотом кольце и завтра стартуем по намеченному маршруту. Погода налаживалась и боевой дух вместе с ней.

День 3-й

Владимир-Суздаль

Пробег 46 км

Владимир - невероятно красивый и уютный город на берегу реки Клязьмы. Обычно, чтоб добраться до центра города, нужно несколько км ехать по промзоне. Но мы ехали вдоль хвойных лесов! и сразу на въезде возвышался на горе тот самый старый город. Именно такой, каким обычно рисуют в мультиках старые города про трёх богатырей) Золотые купала и белокаменные стены старого города видны издалека.

Проехали по центру, посмотрели на легендарные Золотые Ворота 1164 года постройки. Меня поражал тот факт, что в современном мире, дома, построенные в 1946 г. считаются ветхим жильём под снос, а архитектура почти тысячелетней давности стоит себе нерушимая! Хм, поучиться бы нам надо было строить у древних русичей!)))

Владимир нас встречал всю дорогу северным ветром и на языке непроизвольно вертелась песня "Владимирский централ... ветер северный...." ну и конечно мы заехали из любопытства глянуть на места не столь отдалённые, о которых уже вся страна спела во главе с Кругом. Смотреть там оказалось нечего, неинтересно и жутковато и поехали на выезд из города.

Разбили лагерь в лесополосе в 10 км от Суздаля. На завтра нас ждал второй город Золотого кольца.

День 4-й

Суздаль - Ивановская область (озеро Рубское)

Пробег 57 км

Суздаль - старинный город России на реке Каменка. Это настоящий город-музей! В Суздале запрещено строить дома выше 2 этажей, поэтому город смог сохранить свою самобытность, простоту и потрясающую русскую красоту деревянных теремов с резными ставнями. С любой точки города возвышаются купола старинных церквей, многие из которых полностью деревянные. Суздаль полон сувенирных лавок с невероятным множеством сувениров в русском стиле, валенок, лаптей, красивых платьев, о которых уже давно позабыли современные русские женщины.

Многие объекты культуры Суздаля были закрыты на карантин, например, полностью построенный из дерева с деревянными куполами музей деревянного зодчества. Поэтому мы не везде смогли попасть. С другой стороны, есть и плюсы - это крайне малое количество туристов и возможность свободно передвигаться среди архитектуры и фотографироваться без лишних голов.

В Суздале мы провели пол дня, и двинулись в итоге в сторону Иваново. В Ивановской области нас ждал большой сюрприз! На карте бросилось в глаза озеро в 3-х км от трассы в густом лесу, решили свернуть, и...... Оооооооо! Это не озеро! Это целое море! Озеро Рубское. С необыкновенно чистой водой и потрясающим закатом!

Здесь, среди этой красоты, мы и разбили лагерь в 4-й день нашего пути.

День 5-й

Ивановская область. Озеро Рубское - Иваново - канал Волга-Уводь

Пробег 66 км

Иваново. Эмммм... Не знаю что сказать. Не люблю говорить о чем-то плохо. Но придется. Мы вообще то не поняли, какими такими заслугами город Иваново попал в состав Золотого кольца России?! Древней Руси мы тут не обнаружили. То ли монголо-татары постарались, то ли еще деманюки какие... Я бы сказала что тут настоящий Советский Союз! Архитектура в стиле социалистического конструктивизма с ее максимализмом во всем! Широкие проспекты, нелепые совдеповские постройки и абсолютная неухоженность города. А известные на всю страну ивановские невесты сплошь и рядом ходят пьяные((( Судя по всему, Иваново случайно вошло в Золотое кольцо, так как через него проходит дорога из Владимирской в Костромскую область.

Хотелось поскорее выехать из города. И мы остановились с лагерем на канале Волга-Уводь, который в свое коммунистическое время вырыли длиной аж 78 км! для водоснабжения стоящего на Уводи крупнейшего текстильного центра Иваново. Сейчас канал потерял свое практическое значение, но прекрасно красуется средь хвойного леса.

Но после пожаренной яичницы в лесу, горячего чая с лимоном и тёплого спальника рядом с любимыми людьми, все разочарования после посещения Иваново как рукой сняло. И мы уснули под пение птиц.

День 6-й

Ивановская область (канал Волга-Уводь) - Костромская область (канал ГРЭС Волга)

Пробег 61 км.

Покинули Ивановскую область. Ехать было немного уныло, кругом леса, деревеньки встречаются редко, и те расположены в лесах. Монотонная дорога делает путь сложнее.

Въехав в Костромскую область под палящим солнцем, на пути надвигались тучи, прогноз был неутешительный и вопреки желанию добраться ближе к городу, пришлось искать место под лагерь чтоб успеть разложиться до дождя. В Волгореченске свернули к местной ГРЭС. И вот она! Волга-матушка! Такая безгранично огромная! Такая завораживающая и живая - настоящая артерия нашей Земли! И мы поняли, что сегодняшний монотонный путь был проделан не зря! Что ради этого зрелища сюда нужно было ехать!

День 7-й

Костромская область (канал Волга)- Кострома

Пробег 74 км

"Кострома Костромааааа, государыня моя- Костромаааа!
А у Костромушки кисель с молоком молоком,
А у Костромушки блины с творогооом..."

Неделю нашего велопутешествия по Золотому кольцу мы встретили в Костроме.

Чтобы въехать в Кострому, нужно проехаться по мосту через Волгу. Впечатляет ее ширина, хотя, говорят это она еще узкая! Что есть и шире места! Весь город расположился вдоль реки. Мы проехали по набережной и посетили историческое место - Ипатьевский монастырь. В центре города, на Волге, расположился центральный пляж. И после палящего солнца мы мечтали искупаться, но не вышло, так как в этом районе случилась авария на воде и вся река была покрыта радужным слоем керосина((( Купание в Волге-матушке пришлось отменить.

Поражали нас весь путь дороги Золотого кольца! Вернее их отсутствие. Трассы еще ничего, но вот дороги в городах - как после нашествия монголо-татарского ига! Колесим мы по этим дорогам, и одна и та же мысль меня не покидает - нафига князья Русские друг у друга земли отвоевывали??? Лесов тут, да рек - видимо не видимо! Но мало душе русской, видать, земли-матушки было! И вот ходили они тут через топи да болота, кровинушку свою поливали, чтоб доказать что это их территория!

На покатушки по городу ушёл весь день, вернулись по мосту на трассу в сторону Ярославля. Долго не могли найти место, и в итоге смогли встать в придорожной посадке аж в 21:00, заняв место под лагерь без кровопролития, в отличие от русских князей.

День 8-й

Костромская область - Ярославль (река Волга)

Пробег 52 км

Проснулись на кочках Костромских болот средь борщевика. Утро началось с тысячи вакцин комариных, от которых ни один отказ не помогает и ни один спрей не действует. Несмотря на лесную болотную вакцинацию, смогли наварить яиц, наелись и двинулись дальше. Сусанинские леса, где Иван Сусанин блудил польско-литовское войско в тысяча шестьсот каком-то году, остались позади. Потерявшихся мы не нашли) И поехали в сторону Ярославля.

Дорога до Ярославля была осложнена палящим солнцем и плавящимся горячим, только положенным асфальтом. В итоге, на подъезде к городу мы чувствовали себя как три хорошо пропеченые курицы гриль! В таком состоянии в город ехать не хотелось, и мы свернули к реке искать пологий берег....

"Издалекааа доооолго течет река Воооолга, течет река Вооолга - конца и края нееет....."

И вот мы вновь на Волге! И весь берег наш! Мы намылись, постирались, наелись.... насладились Волгой, заслуженным отдыхом и закатом...

Надвигалась чернющая туча, раскаты грома и молний.... Испугались. Притаились.

День 9-й

Ярославль (река Волга) - река Которосль

Пробег 42 км

Надвигающаяся туча все же дошла до нас, начался сильнейший ветер, ливень, раскаты грома и молнии, Волга разволновалась и подняла волны. Под всю эту разгулявшуюся стихию, мы мирно уснули в своих теплых коконах.

Утро девятого дня началось пасмурно и прохладно. Все грунтовые дороги, по которым мы прикатили к матушке-Волге, размыло ливневым дождём. Выбирались долго и мучительно грязно)

Ярославль встретил нас пасмурным небом, из-за которого наша солнечная батарея не справлялась заряжать пауэрбанки, и нам пришлось заряжаться в местной булочной. Зарядили мы там не только технику электроэнергией, но и себя вкусными булками)))

Ярославль. Он прекрасен! Не зря этот город считается столицей Золотого кольца! Здесь поразительный своей древней архитектурой исторический центр. Именно тут, в центре города, расположен нулевой километр Золотого кольца. В Ярославле прекрасно все! Архитектура, набережная, скверы, широкие проспекты с хорошими дорогами, большое количество артобъектов; город очень чистый и ухоженный. А главное - люди! Здесь они очень гостеприимные и приветливые. Еще ни в одном городе, который мы посетили, не было столько людей, которые поинтересовались откуда мы приехали и куда держим путь, желали нам удачи и спрашивали чем могут помочь. Одного дня конечно же мало, чтобы увидеть весь город. Но надо было ехать дальше.

Ярославль стал самой верхней точкой на карте, которую мы посетили. Теперь наша дорога повернула на юг, в сторону дома. Добрались до реки Которосль и встали на отдых под мостом.

День10-й

Ярославская область (река Коростоль) - Ростов Великий - Ярославская область (где-то)

Пробег 85 км

"Вдруг как в сказке скрипнула дверь,
Все мне ясно стало теперь!
Столько лет я спорил с судьбой
Ради этой встречи с тобой! ..."

Эти слова весь день крутились в голове) Потому что мы прикатили в Ростов Великий Ярославской области! Здесь, в Ростовском Кремле, когда-то снимали легендарный фильм "Иван Васильевич меняет профессию"! Это потрясающий Кремль начала 17 века. Нам удалось даже подняться на колокольню этого сооружения по узким корридорчикам, в которых можно было словить приступ клаустрофобии)

Ростов со своим культурным и историческим наследием стоит на огромном озере Неро, и местные жители здесь занимаются рыболовным промыслом. На каждом шагу тут можно купить рыбу во всех видах приготовления - от живой до копчёной, вяленой, жареной....

"Казань брал, Астрахань брал, Шпака не брал!"

Мы не брали ни то, ни другое, но Ростов Великий взяли точно!) И он стал шестым городом нашего ВелоЗолотого кольца.

Теперь мы с каждым километром становились ближе к дому.

День 11-й

Ярославская область (где-то) Переславль-Залесский - Владимирская область (Лисавский русловой пруд)

Пробег 63 км

Дорога пролегала по холмистой местности, что очень усложняло движение. Во многие подъёмы заползать на педалях не получалось, и приходилось идти пешком.

Однако, несмотря ни на какие трудности, сегодня нас встретил седьмой город Золотого Кольца - Переславль-Залесский. Честно признаюсь, я даже и не знала о существовании этого города до путешествия по Золотому Кольцу. А тут оказывается родился сам Александр Невский!

Город стоит на огромном озере Плещеево, и здесь, как и в Ростове Великом, процветает рыболовный промысел. И мы наконец то отведали вкуснейшей рыбы горячего копчения, купленную у местного армянина))) Русичи, судя по всему, и сами не заметили, как армяне заселили их деревни) Помнится мне, я была крайне удивлена, когда однажды на Байкале зимой, мы зашли в местную юрту погреться горячим чаем, и вместо традиционного бурята, в юрте нас встречал армянин со своим присущим для них армянским гостеприимством))) Местный же был крайне поражён тому, что мы едем в такую даль на велосипедах и не переставал говорить нам слова восхищения.

А дальше наш путь продолжился в сторону Сергиева-Посада. Мы вновь пересекли Владимирскую область и встали с лагерем на отдых под деревенькой на местном пруду.

День 12-й

Владимирская область (Лисавский русловой пруд) - Сергиев-Посад

Пробег 57 км

Сергиев Посад - единственный город, расположенный в Московской области, среди городов, включённых в состав Золотого кольца. Для нас он стал последним - восьмым городом Золотого Кольца. Конечно, чем ближе к Москве, тем города уже совсем осовременены и старая Русь застроена современными высотками. И если, предположим, в Суздале не разрешено строить дома выше двух этажей, то на въезде в Сергиев-Посад не встретишь домов ниже 20-ти этажей) Осмотрев достопримечательности города, мы двинулись по трассе в сторону столицы, и несмотря на загруженный трафик, смогли найти прекрасное место для отдыха на уютном теплом пруду недалеко от трассы. Здесь мы отметили наш заезд по Золотому кольцу России, наварив котелок пельменей, которые заели вкусным тортом. Завтра нас ждали еще около 50 км до Москвы.

День 13-й. Финиш.

Сергиев-Посад - Москва - Рязань (на электричке)

Пробег 73 км

На этом и подошло к концу наше велопутешествие по Золотому кольцу. Оно составило 800 км пути по городам древней Руси.

Встали рано, собрали лагерь и уже в 7 утра мы мчали по Ярославскому шоссе в сторону Москвы. Въезд в столицу такой долгий, сложный и утомительный, что сил на прогулки по городу уже не осталось. Добрались до Казанского вокзала, купили билеты на электричку и отправились в сторону дома.

Глядя на этот огромный человеческий муравейник, я задумалась о том, как же много вокруг ненужного создали люди для мнимого комфорта и ощущения гламурного счастья бытия.

Находясь наедине с природой, проезжая леса и болота, ночуя на берегах рек и озёр, московский бетонный муравейник с его пылью и шумом, с его немыслимой скоростью в бешеном ритме, кажется издевательством.

Запланированный путь, однако, был пройден за 13 дней. Мы пересекли шесть областей и посетили 9 городов Золотого Кольца.

Так кому ж на Руси жить хорошо?- ставили мы вопрос в самом начале пути. Везде хорошо, где нас нет, друзья! Однако, отовсюду, где хорошо, хочется вернуться домой. И как это здорово, что все дороги приводят именно домой! Рязань показалась такой чистой, такой маленькой и уютной. И так стало хорошо на душе, что именно здесь наш дом.

Спасибо большое всем кто был с нами, следил за нами, поддерживал морально, за все ваши добрые слова и пожелания! Поверьте, в пути они мотивировали нас и давали сил! Добрых вам дорог, друзья!

"Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!" Н.А.Некрасов

Предлагаем Вашему вниманию видеоклип о нашем путешествии по Золотому кольцу России