Большинство приверженцев культа Митры принадлежали к первым трем степеням и к основным мистериям не допускались.
Во главе всей религиозной системы стоял глава общины верующих, называемый «Отец над отцами», все члены общины называли друг друга «братьями». Неизвестно, как происходил переход с одного уровня посвящения на другой – следовало ли оставаться на определенном уровне в течение определенного количества времени или «Отцы» решали, что адепт уже готов пойти дальше.
Элементы посвящения в культ Митры также известны фрагментарно. Однако несколько важных фактов до нас дошли.
Например, все посвящаемые давали присягу, схожую с военной, своего рода «подписку о неразглашении». В подготовку входили разнообразные очистительные обряды (омовение, пост, многодневное воздержание и самоистязание).
Тертуллиан пишет, что «воину ставили знак на лбу», причем несмываемый – эту печать прижигали раскаленным железом. Был у митраистов и свой аналог причастия – жрец освящал хлебы, воду и вино, к участию в обряде совместной трапезы допускались только достигшие степени «Льва». Эти трапезы были ритуальным воспоминанием о прощальном пире, который устроили Митра и Солнце до своего вознесения на небо.
Испытания, граничившие с истязаниями, были обязательной частью римского культа Митры, без которых переход с одной ступени посвящения на другую был невозможен. Например, адепт принимал участие в инсценировке убийства, которое в более глубокой древности, безусловно, было настоящим. Император Коммод, прославившийся своей жестокостью, решил возродить древние традиции и при посвящении в культ Митры по-настоящему убил нападавшего на него адепта.
Кстати, секта митраистов на Западе была чисто мужской, женщины не могли стать участницами данного культа, что еще больше сближало закрытый «орден» со строгой дисциплиной с порядками, принятыми в армии. Есть сведения, что сами митраисты называли себя «святое воинство».