Посмотрел три фильма Эмира Кустурицы («Crna Macka, beli Macor» (1998), «Dom za vesanje» (1988) и «Promets moi» (2007)) и понял, чем он так привлекателен для меня. Хотя я не люблю так называемую карнавальную культуру, к принципу которой недалёкий и тенденциозный Бахтин пытался свести вообще все значимые достижения культуры, но отдельные творения, построенные на этом принципе, могут быть весьма впечатляющими. Э. Кустурица — весьма талантливая личность, использующая этот принцип в своём творчестве. Это не какой-нибудь напыщенный и несуразный эклектик Никита Михалков. У Э. Кустурицы главное — жизнь личности в её своеобразии. При этом условия, в которых она живёт, как всегда у него, чудовищные, можно сказать — просто ужасающие внешнее воспринимающее сознание. И всё же окончательная победа в споре личности и быта — за личностью. В литературе аналогами Э. Кустурицы являются Василий Шукшин и Венедикт Ерофеев. Ну, это те, кто сразу вспоминаются, приходят на ум. Можно и Франсуа Рабле вспомнить. Но у Ф. Рабле всё выворачивается в откровенное скотство. Вот почему я не люблю Ф. Рабле. Хотя как раз пример Рабле показывает, что «принцип карнавализации» формален и в силу этого весьма вариативен в своём применении.
2013.08.01.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/4740-э-кустурица/1693674614135451/