Найти тему

Портреты в сарматском стиле: почему все изображенные в красном и некрасивые?

Портрет магната Александра Яна Яблоновского. 1740 г.
Портрет магната Александра Яна Яблоновского. 1740 г.

Уже писала о быте и идеологии шляхты времен Речи Посполитой на примере жизни и поступков ревнителя польской старины князя Карла Радзивилла (Пане Коханку). Статьи вызвали небольшой интерес, к моему глубокому сожалению. Мы привыкли относиться к полякам как к европейскому народу средней руки, не особенно интересному. А между тем история этого народа буквально лет 300 - 400 назад была просто захватывающей, а люди, эту историю делавшие - это совсем не те поляки, которых мы наблюдаем сегодня. Разница не только в исторических декорациях, но и, скажем так, в темпераменте и происхождении.

 Портрет Михаила Сервация Вишневецкого.
Портрет Михаила Сервация Вишневецкого.

Многие у нас интересуются личностями французской, английской, итальянской истории прошлых веков, потому что там есть живость событий, оригинальность характеров и человечность поступков. Так вот совершенно не меньше интересных персонажей можно найти и в польской старине, стоит только присмотреться повнимательнее, а уж широтой и размахом характеров они точно дадут фору любому европейскому современнику...

Портрет короля Речи Посполитой, Яна 3 Собеского.
Портрет короля Речи Посполитой, Яна 3 Собеского.

После всех чисток сперва царского, а потом и советского периодов, потомки шляхты были или большей частью уничтожены, или перебрались в более безопасные, чем их историческая родина места. А то вялое население, которое мы наблюдаем сегодня, по большей части потомки забитых польских крестьян, бывших веками безмолвной рабочей силой, и не имевших непосредственного отношения к тем, кто творил историю этой страны. Нет, я понимаю, что историю творят народные массы, и прочее, но мало где было такое глубокое различие между правящим классом и этими самыми массами, как в Речи Посполитой.

Портрет типичного шляхтича, Станислава Щуки.
Портрет типичного шляхтича, Станислава Щуки.

Здесь мы подходим к самому главному - идеологии шляхты, которая нашла отражение и во внутреннем устройстве польского государства, и в искусстве польских художников 16-18 веков, которому посвящен этот очерк.
Идеология эта носит название
сарматизм.

Ян Казимир, милостью Божьей король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, ливонский, смоленский, северский, черниговский, а также наследный король шведов, готов, вендов. Король Речи Посполитой Ян 2 Казимир Ваза. Правил в 1648  - 68 гг. после чего отрекся от престола.
Ян Казимир, милостью Божьей король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, ливонский, смоленский, северский, черниговский, а также наследный король шведов, готов, вендов. Король Речи Посполитой Ян 2 Казимир Ваза. Правил в 1648 - 68 гг. после чего отрекся от престола.

Свои исключительные права и свободы (на которых я останавливалась в прошлых постах, и повторяться не буду), польская шляхта обосновывала иным происхождением, чем окружающие славянские народы.
Она возводила себя напрямую к древним кочевникам - сарматам, когда-то завоевавшим местные территории.
Считая, что именно от них унаследовала врожденные качества, ставящие ее выше всех остальных - любовь к свободе, гостеприимство, веселый нрав, храбрость и мужество.

Лев Иванович Сапега. Литовский дипломат.
Лев Иванович Сапега. Литовский дипломат.

Толчок идеологии сарматизма дал видный польский историк Ян Длугош (1415 - 1480), автор Истории Польши в 12 томах.Поляки у Длугоша это нация сплошных героев, а вся история Польши – беспрерывный акт героизма.

Портрет Борейки, каштеляна Завихойского.
Портрет Борейки, каштеляна Завихойского.

Мысль понравилась, и была закреплена  астрологом Мацеем (Матвеем) Карпигой из Мехова (1457—1523). Широкую известность получил его Трактат О двух Сарматиях (1517), который выдержал 14 изданий в Польше в 16 веке. В этом эпическом труд, в частности, обозначалось и обосновывалось глобальное отличие потомков доблестных благородных сарматов - поляков, от потомков варварского народа скифов - московитов.

Народы были соседские, но отношения как то веками все не складывались...)

Портрет Стефана Чарнецкого
Портрет Стефана Чарнецкого

Окончательно сарматизм оформился в произведениях Михаила Бельского Хроника всего мира (1551), и  Об происхождении и истории поляков М. Кромера.

Т.е. к середине 16 века под идею была подведена прочная  историческая основа. Практически целая наука!)

Портрет Николая Иеронима Сенявского.
Портрет Николая Иеронима Сенявского.

Шляхтичи были убеждены, что создали самое лучшее в мире политическое устройство, сочетающее в себе все плюсы как монархии, так и республики.
Они считали, что живут в самой богатой в мире стране, ибо и действительно, в тот период ресурсы зерна, скота и древесины в Польше были огромны. Она кормила хлебом и мясом всю тогдашнюю Западную Европу.
А разве мог Бог наградить лучшими землями, большой ответственностью и лучшим государственным устройством не самых лучших своих сыновей???
Правильно -
делался логичный вывод, что именно польская шляхта  - это самые лучшие, сильные и умные в мире люди.
Отсюда  - сопротивление любым реформам (зачем менять уже данные Богом совершенные порядки?), отсюда же и вошедшее в пословицы многих окрестных народов характерное высокомерное отношение ко всем, кто к шляхте не относился...
К примеру, в 17 веке, в эпоху Смутного времени, шляха сравнивала себя с доблестными конкистодорами, а московитов - с краснокожими, чье численное превосходство не может быть помехой их покорению...

Портрет Адама Сариуша Стоковского.
Портрет Адама Сариуша Стоковского.

Здесь надо еще раз акцентировать, что и польский крестьянин ( а не только литовский или украинский) был для польского шляхтича быдлом. потому как шляхтич - сармат, а крестьянин - славянин, который позволил себя завоевать... И пропасть была между ними. (Здесь имело место явление, позже обозначенное историками как сословный расизм).

Убеждения шляхты нашли отражение в том числе в таком интересном художественном явлении, как сарматский портрет.

Сарматский портрет - это парадный вид шляхетского портрета эпохи Речи Посполитой. На нем мы видим суровых воинов, иногда со специально несколько искаженными чертами  - ибо смазливость лица не есть главное достоинство мужчины.

Портреты эти были введены в оборот при короле Стефане Батории, в 1576 году. Они свидетельствовали прежде всего о благородстве изображенного.

Портрет магната Иеронима Флориана Радзивилла. Просто не могла не показать.Здесь совместили все веяния))
Портрет магната Иеронима Флориана Радзивилла. Просто не могла не показать.Здесь совместили все веяния))

В те времена фамильные портреты были почти как документы, обязательны к предъявлению для подтверждения качественности происхождения человека. Во дворцах знати под портретные галереи отводились специальные залы. Нельзя сказать, что польская аристократия пренебрегала современной ей гламурного вида европейской портретной живописью - с розовыми щечками, цветочками и кудряшками. Но именно сарматский портрет выступал как главный и официальный вид изображения человека.

Существовали четкие правила изображения на портрете сарматского типа:
- на изображаемом всегда национальная одежда типа кафтана (кунтуш или жупан),
- чаще всего эта одежда или ее элементы красного цвета,
- на голове волосы острижены максимально коротко.
- на лице обязательны длинные усы,
- широкий кушак,
- на поясе обязательна сабля.
остальные детали могли меняться в зависимости от времени и места написания портрета.

Шляхетское сословие было очень большим по численности, и портретов такого типа, соответственно, сохранилось великое множество.

В посте представлены наиболее характерные и известные, просто потому. что в интернете их можно найти более высокого качества, чем портреты редкие.