Представьте такую ситуацию: вы приходите на работу и первым делом за чашечкой кофе проверяете показатели в Google Search Console и Analytics. И видите – о боже! – ваш трафик упал на три четверти за ночь. «Что случилось?» – пытаетесь понять вы. Самый вероятный ответ: вы попали под санкции Пингвина. Что это за птица? Penguin – алгоритм Google, который находит вредные ссылки, которые портят ваш ссылочный профиль. Пингвин может задвинуть вас ниже в выдаче или совсем скрыть из результатов поиска.
Какие ссылки считаются вредными?
Любые, что противоречат рекомендациям Google для веб-мастеров. И пусть официально компания заявляет, что их алгоритмы умеют распознавать SEO-атаки, в реальности они иногда происходят. Недоброжелатели могут раскидать множество ссылок на ваш сайт, вы получите тысячи визитов, которые нагрузят сервер.
Как обнаружить санкции алгоритмов?
Так, вернёмся к нашей ситуации. Вы обнаружили, что у вас резко просел трафик. Санкции Пингвина могут распространяться не на весь сайт, а только на раздел или даже отдельную страницу. Если у вас есть такая мощная страница, на которую идёт 75% трафика, то вполне логично предположить, что её-то и заблокировали.
Или алгоритмы здесь ни при чём. Вспомните или посмотрите, не переносили ли вы эту страницу на другой адрес? А может, удалили, не проверив, сколько визитов она приносит?
Как узнать, что это – санкция алгоритмов или ручной бан?
Посмотрите в Google Analytics и в Search Console. А что именно смотреть и в каких разделах – сейчас расскажем.
Google Analytics
Раскройте боковое меню. Кликните на «Источники трафика». В списке раскройте вкладку «Весь трафик» и выберите «Каналы».
В отчёте выберите «Органический поиск», а основным параметром выставьте посадочную страницу. Если хотите получить более детальную информацию, в дополнительных параметрах можно добавить ключевое слово и лендинг в отчёт.
В итоге вы узнаете, какие страницы и ключевые слова приводят к вам трафик. И вы можете предположить, какие именно адреса потеряли посетителей.
Google Search Console
Здесь вы можете провести более детализированный анализ, основываясь на запросах, по которым ваш сайт находят в поиске.
Здесь тоже путь начинается с боковой панели. Нажмите на «Эффективность».
Кликните на «+Новый» и «Страница». В фильтре выберите «Содержащие URL» и введите название страницы, которую хотите найти. Вот как раз здесь вы и можете подтвердить или опровергнуть свои предположения – то есть узнать, просел ли трафик на этой странице. Или нужно искать другие.
Так вы вычислите эффект от санкций алгоритмов. А ручной бан просто отобразится у вас в разделе «Меры, принятые вручную».
Что делать с санкциями
Мы выяснили, где именно скрывается проблема. То есть, кто виноват. Следующий логичный вопрос – что делать?
Ручной бан
Если блокировку наложил человек, ваш план действий появится в разделе «Меры, принятые вручную», вместе с информацией, что это вообще такое было. Чаще всего там просят убрать подозрительные ссылки и немного пообщаться с поддержкой по этому поводу. Звучит просто. Но если ваш сайт – это огромный ресурс с тысячами страниц и ссылок, ручная зачистка может занять не одну неделю.
Анализ ссылочного профиля
Это всесторонний, глубокий обзор ссылок, направляющих на ваш сайт. Вообще его нужно проводить постоянно. А если алгоритмы или модераторы Google нашли что-то негативное, значит, пора погрузиться в это море ссылок и выудить оттуда весь токсичный мусор.
К сожалению, 100% ссылок вы собрать не сможете. Ещё не создан такой идеальный инструмент. Google Search Console здесь не справится. Но с помощью разных инструментов вам точно удастся собрать большую часть ссылок, ведущих на ваш сайт.
Вот примерный список сервисов, которые вы можете использовать:
- Google Search Console;
- Яндекс.Вебмастер;
- Serpstat;
- SEMrush;
- Ahrefs;
- MegaIndex и другие.
Разные инструменты дадут вам разные результаты, которые стоит объединить в одном документе. И заняться исправлением ссылок. Исправление – это то же удаление. Вы открываете список, проходитесь по ссылкам и определяете, спам это или нет. Да, вручную. Инструменты автоматизации существуют, но они не так эффективны, как человеческий мозг. Да, работа займёт какое-то время. Но создавать новый сайт и по новой его раскручивать – это ещё затратнее. Вы же не сожжёте дом из-за одного паучка?
Правильно, лучше вернуть доверие Google меньшими усилиями.
Учитывая переменчивость заявлений Google, лучше действовать по их актуальным рекомендациям. И главная их рекомендация – нещадно удалять токсичные ссылки. Причём, на чистку ссылок Google просит выделить столько же времени, сколько и на их построение.
В идеале процесс выглядит так: вы связываетесь с веб-мастерами сайтов, откуда вы хотите удалить ссылки, и просите почистить вашу репутацию. Опять же, это долго, но нужно сделать.
Создайте disalow-файл
Этот файл-предупреждение для Google. Он сообщает поисковым роботам, что на вашем сайте есть ссылки, которые не нужно учитывать при оценке вашего сайта.
Но будьте осторожны. Сначала убедитесь, что сайт нарушает правила Google. По словам главного спикера компании, Джона Мюллера, 95% сайтов могут не использовать файл отклонения. У любого сайта, который хоть где-то продвигается, набирает некоторый объём некачественных ссылок.
«Случайные ссылки, набранные за годы, не обязательно вредны, мы их давно уже видим и научились игнорировать все эти странные кусочки веб-граффити давно. Добавьте в disavow-файл те ссылки, которые действительно были оплачены (или иным образом размещены неорганично), не путайте их с обычным мусором».
Чтобы всё это провернуть, нужен немалый опыт в SEO. Если у вас такого нет, обращайтесь к нам. У нас есть.
Подытожим
Если у вас резко снизился трафик, возможно, вы попали под санкции. Узнать реальную причину поможет только глубокий анализ. Это может быть ваша ошибка или продуманная атака конкурентов (да, это тоже бывает).
В любом случае, не паникуйте. Всё решаемо. Пусть небыстро, но решаемо.
Помните: здесь важны оба этапа – и анализ, и чистка. Вы не можете просто удалить все ссылки на свой сайт. Конечно, из-под санкций вы выйдете. Но авторитет у вас опустится до нуля.
На чистке вредных ссылок работа не закончится. Вам придётся компенсировать урон набором качественных ссылок. А когда вы сделаете и это, возьмите за правило анализировать ссылочную базу регулярно, а не только после санкций и блокировок.
Смотрите также:
Что вы упускаете в SEO?
Мета-теги для SEO: разбор для начинающих
Важно ли количество слов для поисковой оптимизации?