Найти тему
Мой интеллект

В чем особенности экономического интеллекта в разных областях деятельности человека?

Экономический интеллект проявляется в разных областях деятельности человека. Каких?

Прежде всего – это домохозяйство. По сравнению с плановой, рыночная домашняя экономика требует гораздо больших знаний, умений, смекалки. С одной стороны рынок дает много вариантов возможностей (широкий ассортимент продукции, условий покупки, дифференциация цены и качества…), а с другой – много угроз (недостоверная информация, мошенничество-воровство, давление, программирование мозгов…). В домохозяйстве важны чувствование, интуиция, особенно при покупке продуктов, при общении с продавцом (плюс умения невербального получения информации – «глаза не врут, жесты не обманут»). А поскольку основной субъект домохозяйства – женщина, то это часто используется. Другой элемент экономического интеллекта домохозяйки(ина) – это эмпирические знания, опыт, если, конечно, он мал-мальски организован (управленческая часть интеллекта + формально-логическое и системное мышление): покупаем, используем, оцениваем, сравниваем, делаем выводы, систематизируем, используем созданные знания о товаре, условиях покупки, результатах потребления (использования) в следующем микро-экономическом цикле). Конечно, экономические знания нужны на этапе использования товара, например, при приготовлении пищи – вкусно, сытно, полезно, меньше потерь. Ну и, опять же, рынок, точнее – продавцы, используют систему стимулирования продаж (акции, бонусы, скидки, карты, программы лояльности…) и в этом нужно разобраться и использовать себе на благо.

Следующая область – это профессиональная деятельность человека. Понятно, что здесь в структуре интеллекта важны «живые» (работающие) специализированные профессиональные знания, умения, навыки, которые постоянно должны совершенствоваться и обновляться. Экономический результат будет определяться, прежде всего, качеством (эксперт, высококвалифицированный специалист, мастер «золотые руки») и количеством труда (трудяга, трудоголик, пахарь). Но, не забываем о вкладе эмоционального и социального интеллекта – умения управлять своими и чужими эмоциями, продуктивные отношения с руководством, коллегами, покупателями; культура труда. Креативная составляющая интеллекта – созданная новизна в продуктах и технологиях (продуктовые и технологические инновации, рацпредложения, ноу-хау) – тоже очень полезна. И, по сравнению с экономическим интеллектом домохозяйства, возрастает значение управленческой настройки – самосознание, рефлексия, воление, использование управленческих функций: целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль, информационное обеспечение (коммуникации). Самостоятельно организованная экспериментальная деятельность, дающая новизну и опыт, крайне важна для развития профессионального экономического интеллекта! Не забываем о таких свойствах интеллекта мышления как логичность, системность, гибкость, технологичность…

И затем – предпринимательская деятельность, к которой нужны определенные врожденные способности (призвание, таланты!), склонности (потребности, мотивы) и, конечно же, предметные (отраслевые) знания конкретного вида бизнеса (набора видов при стратегии диверсификации) и его инфраструктуры (финансы, общественность, СМИ...). Значение управленческой надстройки интеллекта еще более возрастает – отличный организатор, лидер. Тоже можно сказать и о значении креативного интеллекта – новатор, инновационный лидер, рыночный первопроходец. Не забываем о предпринимательском чутье текущей – «сейчас нужно работать на этих рынках» – и перспективной выгоды – нужно диверсифицироваться (сменить или прибавить вид бизнеса), попасть на повышательную волну зарождающей отрасли (нанотехнологии, искусственный интеллект, биотехнологии, 3D-технологии и другие достижения 5 и 6 технологического уклада)… Общение занимает значительную долю работы предпринимателя, продуктивные отношения со всеми очень важны – нужен развитый эмоциональный и социальный интеллект.

В принципе в каждой указанной области деятельности – домохозяйство, профессиональная деятельность, предпринимательство – есть общее ядро экономических знаний со своими оттенками: расходы (затраты, издержки, себестоимость), доходы (выгода, польза, выручка, продажи), прибыль (навар, прирост, выигрыш), потребности (нужда, мотивы), цель и результат (эффект), экономичность (безубыточность, бережливость, экономия ресурсов), эффективность (рентабельность, производительность, отдача). Так для экономический интеллект домохозяйки(ина) настроен на экономию, профессионала – на результат, а предпринимателя – на прибыльность.

Удачи!