Найти тему
Genesis family

50 лет группе Genesis. Когда финансы поют прог-рок (1973) (ч.23)

Оглавление

Гитарист оригинального состава Yes Питер Бэнкс с ноября 1972 по июнь 1973 записывал свой дебютный сольный альбом «Two Sides of Peter Banks». Для записи он пригласил разных музыкантов, своих друзей, среди которых были Джон Уэттон (King Crimson), Ян Аккерман (Focus), а также Фил Коллинз и Стив Хакетт из Genesis. Фил принял участие в нескольких песнях — «Battles», «Knights (Reprise)», «Stop That!», «Get Out of My Bridge». Стив отыграл в короткой «Knights (Reprise)». Стоит отметить, что участники Genesis параллельно записывали и свой альбом "Selling England by the Pound".

После записи Фил и Питер Бэнкс присоединились к джаз-рок группе "Zox and the Radar Boys". Стоит отметить, что вместе с Филом туда пришёл его старый друг Ронни Кэрил. 16 июня они провели свою первую репетицию в Суррее, а через неделю отыграли в городе Хай Уиком. Второе выступление состоялось 7 июля в знакомом уже клубе Friars. Тогда они разогревали группу Jack the Lad и Питера Хэммилла.

Фил: «Три месяца мы записывали альбом (Selling England by the Pound — прим.), а параллельно я ещё играл в одной паб-группе. Называлась она Zox And The Radar Boys. Концерты нам организовал агент Пол Конрой. Кажется, идея названия тоже принадлежала ему, а мы как-то прониклись. Почему бы и нет?
Питер Бэнкс был с нами. Он ещё тогда играл в своей группе Flash. Майк Пиггот на виолончели. Там еще был флейтист, игрок на конгах, пара гитаристов (кроме Питера). Мы все вели себя раскованно, свободно, поскольку многие из них — школьные друзья. Может, мы еще что-то успеем сделать вместе, пока записывается "Selling England…". А потом может и в тур отправимся, еще парочку человек возьмем. Я уже связался с Билом Бруфордом, он не против.

Идея в том, что можно насобирать кучу людей из разных групп, выйти на сцену и просто начать играть. С нуля. Без подготовки, не имея понятия, что играть. Просто играть. У нас уже есть песня с первым куплетом, потом идёт инструменталка на 12 минут - и второй куплет. В общем, что-то подобное. Для всех музыкантов — это просто повод поиграть. Пару концертов уже отыграли — в Хай Уиком и Фрайрс» [из интервью 1974 года]

Одним словом, Фил уже тогда начал разрываться на несколько коллективов. К слову, примерно в то же время он вместе с Майком Резерфордом начали работать… с Энтони Филлипсом. Бывший гитарист Genesis после ухода из группы постепенно выходил из тени и начал писать материал для сольного альбома, поэтому решил пригласить своего друга Майка. И Фила в придачу. Но об этом чуть позже. А пока вернёмся в Genesis...

… в августе группа закончила записывать "Selling England by the Pound". С 19 сентября был возобновлен тур концертами во Франции и Германии. Но голова музыкантов болела не только по поводу записи и дальнейшего продвижения нового альбома. Genesis вскоре столкнулись с большими денежными долгами. А потому надо было что-то менять в датском королевстве...

Фил Коллинз

«Примерно в это время до нас доходит бухгалтерский счет Эдриана Селби, и мы узнаем, что у Genesis есть долг в размере 150 тысяч фунтов. Счастье тех дней, ведь по сегодняшним деньгам это около 2 миллионов фунтов. Но даже находясь в таких условиях, мы отказываемся от выступления на телевидении и от большого куска телевизионного продвижения.

Причем это ни Майк, ни Тони, ни я, ни Питер – это не мы задолжали, а Genesis».

Майк Резерфорд

«Мы толком не знали, что у нас происходит с финансами, потому что Charisma для нас была эдаким банком: мы понимали, что они дают нам деньги, вычитая их из будущих доходов, но пока мы получаем нашу зарплату, мы можем играть музыку и кайфовать. Никто из нас даже не думал о финансах. Наш тур-менеджер Рич до этого момента получал суточные, то, что группы называют своим прожиточным минимумом, бегал с квитанциями в офис и обратно. Остальные об этом особо не думали.

Вероятно, поэтому представители Charisma Гейл Корсон и Фред Мант считали нас пустой тратой времени. Они видели, как уходят деньги, а обратно не возвращаются. И ведь там тоже крутились большие деньги. Хотя у всех групп в Charisma были расходы, но с нашими даже не сравнить! Но в это время мы уже представляли собой музыкальный театр, и отказываться от этого не собирались. Нашли другой выход - во время гастролей по Америке мы отказались разогревать другие группы. Рассуждали так: если на афише мы одни, значит, у нас будет полный контроль над светом и шоу в целом. Но мы не понимали, что (а) роль разогревающей группы заключалась в том, чтобы совершить прорыв в Америке, и (б) что полностью оплачивая собственное шоу, мы теряли целое состояние. В итоге чем больше гастролировали, тем больше увязали в долгах».

В это время на арену выходит Тони Смит. Не путайте с Тони-Страттоном Смитом. На самом деле, знакомство Смита с Genesis состоялось раньше, еще в 1971 году он был промоутером тура Six Bob Tour с участием Genesis, Lindisfarne и Van der Graaf Generator.

Тони Смит

"Мой отец был промоутером, и вообще попал в этот бизнес случайно. Как и многие. После войны он организовывал танцы, чтобы собрать средства для клуба, а в результате развил всё это дело до организации целого шоу, в частности для Одеон Синема. Затем он начал работать с группами, организовывать им турне: Акер Билк, Крис Барбер и Кенни Болл, ранний рок с Джо Брауном, Клиффом Ричардом и Томми Стилом. Он хотел, чтобы и у меня была хорошая работа. Так я пошел учиться на машиностроителя. Правда, на выходных помогал ему. Продавал программки. Однажды занимался этим для сборного концерта, где выступали The Ronettes, Чак Берри, Бо Диддли, the Four Season и the Rolling Stones. В 1964 году папа организовал несколько концертов для The Beatles, устроил гастроли Акера Билка.

Я отправился в Ворчестер на первые концерты The Beatles. Полный хаос, непрекращающийся шквал ора фанатов, и при этом необычный материал, отличный концерт. Я организовал появление скорой помощи и помог битлам замаскироваться под полицейских, чтобы они смогли выйти из театра. Такой была моя стажировка.

Какое-то время я все еще занимался машиностроением, но уже без удовольствия. В итоге бросил всё и вернулся в Лондон, чтобы получить работу в музыкальном магазине на Пиккадили, который в результате даже возглавил. На дворе стоял 1967 или 1968 год. Начали появляться группы, которые станут великими. Отец тогда работал с Энди Уильямсом, и я говорил ему: «Тебе надо заняться с кем-то из этих новичков». И вскоре мы уже работали с The Who, Rolling Stones, Led Zeppelin. В итоге в том году я организовал около 300 шоу. Ближе к концу 1970 года меня пригласил Тони Страттон-Смит, у которого в Charisma было куча групп. Там всё и закрутилось. Он хотел сделать какой-то сборный тур и был даже готов его проспонсировать. В итоге мы придумали концепцию Six Bob Tour.

Моя первая реакция на Genesis? Необычный певец, отличный голос, который полностью отличался от всех остальных в то время, а еще у них отличный барабанщик. Уже во время тура, разумеется, я понял, насколько необычны композиции Тони Бэнкса, какое в них интересное развитие аккордов.

И вместе с этим – полная неорганизованность. Они только недавно закончили школу, и до сих пор то, что они делали, напоминало внешкольную деятельность. Во время тура я пару раз садился с ними и разговаривал. «Парни, нужна организованность!»

Майк Резерфорд

«Как-то в 1971 году помню концерт в Глазго, в Green’s Playhouse – старейший театр, стремный, с коврами повсюду… Мы там выступали впервые. И после первой песни наступила полная тишина. Можно было услышать мысли зрителей: «Это что было? Круто или отстой?». Казалось, молчание продлилось минуту, пока вдруг все не проснулись и не закричали: «Да!» На том шоу присутствовал Тони Смит».

После выхода Selling England осенним туром управлял Эдриан Селби. И еще один концерт в Шотландии, от 5 октября, оказался для него полным кошмаром.

Тони Смит

"У электрического щитка возникла течь, поэтому идти на сцену было опасно. Мы решили отменить выступление. Я первым вышел на сцену и сказал шотландской публике, мол, шоу невозможно. Они меня очень сильно невзлюбили в ответ. Помню, я усадил парней, чтобы сказать пару слов. И вспоминаю, что они меня тогда спросили: «Не хочешь ли стать нашим менеджером?». Но я сказал, что очень занят, а они со всем разберутся сами. Пути разошлись.

В середине тура я занимался выступлениями Monty Python в Канаде. У тех тоже не было менеджера, кроме агентов. В итоге я поехал с ними. С нами агенты не поехали, поэтому я сам выступал в роли полу-агента, полу-менеджера. Меня осенила, что эта роль в принципе неплоха! И мне нравится. Затем я вернулся в Великобританию, по дороге в Лондон после концерта в Кардиффе, заснул за рулем… и въехал в грузовик. Дальше больница, 42 шва на голове и хрен знает что еще. В итоге я взял паузу на размышления".

Тони Бэнкс

"Когда мы в первый раз спросили Смита о том, не хочет ли он нам помочь, он сказал: «Шутите?». У него была серьезная группа, успешная промоушн-компания, а мы представляли собой что-то эксцентричное, разобщенное, да ещё с большими долгами. Но спустя время он искал какие-то перемены в жизни. И ему показалось, что он уже очень далеко зашел в бизнесе, а группа может стать еще лучше. Он вернулся и спросил, нуждаемся ли мы еще в его услугах. А нам реально нужен был кто-то, кто мог бы следить за нашими финансами и за прочими вопросами. И нам показалось, что он в этом хорош. Мы не искали того, кто разговаривал бы с нами о музыке. Мы нуждались в том, кто мог бы помочь перейти нам на следующую ступень. И здесь он казался подходящей кандидатурой".

Тони Смит

"Во время тура Genesis в 1973 году, Питер подошел ко мне и сказал: «Послушайте, мы все ещё заинтересованы: не хотели бы стать нашим менеджером?» К этому времени, я почувствовал, что многого добился в качестве менеджера в Англии на тот момент и имел небольшой опыт с Python, поэтому сказал: «Окей». Было чему поучиться и разобраться. Когда я взял Genesis, у них был долг в 150 тысяч фунтов по курсу тех лет. Их контракт требовал кардинального пересмотра – без Тони Страттона-Смита группы бы не было, но он одновременно пытался быть владельцем звукозаписывающей компании, менеджером и издателем, а это не работало. Я не многое знал о звукозаписывающем бизнесе, музыкальном издательстве, об гастролях зарубежом, но мне пришлось учиться на ходу.

Вскоре после того, как я начал работать с группой, у них появился первый хит “I Know What I Like” из Selling England By the Pound. Он оказался на 27-м месте – настоящий прорыв для группы. Одной из моих первых задач в качестве менеджера — дать понять Charisma, что группа категорично не будет участвовать в Top of the Pops. Конечно, звукозаписывающая компания была взбешена, потому что им нужны были эти выступления, чтобы продвинуть сингл в чартах. Я согласился с Genesis, что этот шаг стал бы для них ошибкой, потому что Top of the Pops имел поп-имидж, а это уже противоречило самой группе. У меня была долгая борьба с Стратом относительно этого, слышал от разных людей его слова: «Я представил этого человека группе, а сейчас он чертовски мешает их успеху». Он был очень расстроен, но всё же смирился".

Тони Бэнкс

"Мы сказали Тони: «Если вы станете нашим менеджером, то будем держаться только вместе. Всё, что мы зарабатываем, делим пополам. Если мы заработали определенную сумму, вы заработали столько же. У нас у всех одинаковая сумма, поэтому если у нас все хорошо, то и у вас все хорошо. Если вы не справляетесь, то и мы не справляемся». У нас всегда царила демократия в группе.

Думаю, Страт был классным менеджером для нас. Но отказавшись от него в этой роли, полагаю, сняли тем самым с него некий груз. Не знаю, что он думал по поводу Тони Смита, потому что у того был довольно агрессивный подход в отношении к Charisma, которую нужно было немного встряхнуть. В техническом плане, нами управляла одна из компаний Charisma, Mother Management, но мы понимали, что нами не может управлять звукозаписывающая компания. И хотя у Страта было куча прекрасных качеств, всё же как менеджер… он нам не подходил".

В ноябре группа снова отправляется в США – их второе большое турне там. Уже с Тони Смитом в качестве менеджера.

Майк Резерфорд

«Мы попросили Тони [Смита] поехать в тур с нами и проверить американскую сцену. С момента первого выступления в Нью-Йорке нашим американским менеджером являлся Эд Гудгольд. Он был также менеджером Sha Na Na и представителем Buddah. Эд нам очень помогал. Обаятельный человек с отличным чувством юмора. Уверен, он всем сердцем был с нами, но нам всем было комфортно со «Смити». Нам нравилось, как он работает. Нам нужен был тот, кто сможет воплотить на практике наши идеи, и чтобы мы при этом не беспокоились, сработают они или нет. До того, как Тони проявил к нам интерес, у нас был беспокойный период. У нас было большое шоу, но обычно плохо организованное. Порой происходили настоящие форс-мажоры. Как-то нашу световую технику буксиром и канатами тащили наверх, а мы все в этот момент очень переживали. Для нас шоу и его визуальная часть всегда были самыми важными, и нам казалось, что все должно работать как часы».

Тони Смит

«Когда я приехал в Нью-Йорк, мне казалось, что все меня ненавидят, потому что я расталкивал всех, спрашивал, почему это не работает, почему там не сделано. Полная неразбериха, неорганизованность. Куча проблем.

Atlantic подписали контракт с Charisma и Genesis им достались в довесок, и они понятия не имели, что с ними делать. Не знали, как с ними справляться, что они из себя представляли. Они считали, что Genesis похожи на Yes и чутка на ELP.

Когда я был вовлечен в процесс организации турне, я вдруг обнаружил, что концерты группы даже не были запланированы на Западном Побережье. То есть максимум до Чикаго. В течение этого времени я начал расталкивать всех, построил дружеские отношения с Майком Фареллом, из агентства Уильяма Морриса, который забронировал даты. И сказал, чтобы они попытались устроить концерт в Лос-Анджелесе, в Roxy, и в том турне это была единственная дата из Западного Побережья. Я поверить не мог, насколько сильно всё было неорганизованно, каждый день группа теряла огромное количество денег. Между нашей последней датой в Детройте и Roxy был огромный перерыв. Мы сидели две недели, ничем не занимались, ехали из Чикаго в Лос-Анджелес. Разочаровывающий период, поскольку группа тогда находилась на пике своей формы".

     ноябрь, 1973. США
ноябрь, 1973. США

Концерты в Roxy – всего их было 6 подряд - вспоминает Тони Харрингтон, директор артистов в Atlantic Records.

Тони Харрингтон

"Каждый раз зал был заполнен и каждый раз там звучали овации. Многие дети покупали Melody Maker, годами читали о Genesis. Думаю, помимо музыки, всех привлекало их сценическое шоу со спецэффектами. Уверен, что группа не ожидала получить подобный прием, играя на маленьких площадках. Они очень точно подходили под размеры того самого волшебства, которое сами создавали. Эти шоу стали сюрпризом, как для группы, так и для зрителей".

Ричард Кромлин, репортер LA Times

"Одно из самых сложных рок-шоу всех времен. Школа рока, которую они представляют, подчеркивает дисциплину и контроль над спонтанностью и свободой. Шоу Genesis – прекрасно реализованная часть рок-театра, которого тогда еще не было … захватывающая смесь научной фантастики и сказки, окутанная мифическим притяжением… Всё это переносит вас от первобытных богов и апокалиптических сражений до футуристических небесных наблюдателей, от «псевдо» невинного детства до злобного старческого маразма. Не нужно слышать все слова или тратить время на анализ, потому что это хороший театр, эти поразительные образы отражаются в аккордах на уровне инстинктов".

Майк Резерфорд

«Встреча в Рокси была отличной. Единственный раз за долгое время, когда я не испытывал проблем с усилителями. Нам нравилось, что тот звук, который слышит публика, именно наш… Мы смогли добиться необходимого баланса. И смогли извлечь лучшее из звука. В клубе он был очень хороший, лучше, чем когда-либо».

Несмотря на аншлаговые успешные концерты, атмосфера внутри коллектива ухудшалась. Как отмечает биограф группы Армандо Галло, к лету 1974 года парни начинали всё больше разочаровываться. Фил ощущал некоторую ограниченность в группе и всё чаще искал счастье на стороне (отсюда метание к Питеру Бэнксу, группе Zox and the Radar Boys, Юджину Уоллесу и тд). Майк начал помогать Энтони Филлипсу с его дебютником, да и Питер Гэбриэл чувствовал себя не в своей тарелке...

To be continued…