Найти тему

СВЕТ

Оглавление
написано для участия в конкурсе "Большая перемена"

Знать, как правильно настраивать фотоаппарат — это лишь часть успеха фотографа. Огромную роль играет свет (в переводе с греческого фотография — рисование светом). Поэтому очень важно уметь реализовать условия, при которых свет создаёт ту или иную светотеневую картину.

Виды освещения по направленности

Фронтальное

Направлено с того же места, где располагается фотоаппарат. Тени, которые отбрасывает предмер, «спрятаны» за этим объектом. Мы не можем точно оценить размер и форму этих теней, и нам сложно понять объёмные характеристики этого объекта. Такое освещение называют «плоским». Типичный случай плоского освещения — вспышка фотоаппарата.

Диагональное

-2

Чем дальше мы отодвигаем источник света от объектива, тем лучше видим очертания теней на объекте съёмки. Такое освещение самое распространённое среди фотографов, так как позволяет показывать форму и объём, при этом не слишком сильно уводя в тень важные элементы.

Боковое

-3

Когда свет направлен сбоку под углом 90° к направлению объектива. Здесь мы видим тени максимально длинными, но это скорее мешает восприятию объекта. Ощущение объёма велико, но светотеневой рисунок плохо читается.

Контровое

-4

Когда свет направлен прямо в объектив фотоаппарата, то он освещает только контуры объекта (отсюда название). Такое освещение обычно используется, как вспомогательное.

Нижнее освещение

-5

Проявляется характерным образом: тёмный нос и лоб; тени от щёк падают под глаза, создавая иллюзию синяков. Такое освещение встречается в жизни не часто, поэтому непривычно для нашего глаза. Использование нижнего света оправдано в том случае, если сюжет это подразумевает (свет от костра, ноутбука), либо для создания особых творческих эффектов (например, для устрашения).

Крайне высокое освещение

-6

Несмотря на то, что мы привыкли наблюдать друг друга при верхнем свете, крайне высокое положение источника может привести к неприятным эффектам: очень светлый нос и лоб; тени от надбровных дуг опускаются на глаза; тень от носа перекрывает рот, шея исчезает в тени.

Виды освещения по мягкости

Определим две грани — два полюса:

  • Жесткий свет — солнце, свет лампы, прожектор, фонарь, фары автомобиля. То есть что-то резкое, жесткое, подчеркивающее фактуру, объем, свет, ярко передающий цвета, создающий глубокие тени.
  • Мягкий свет — пасмурная погода, сумерки, дневной свет из окон. Он обвалакивает, скрывает фактуру, смягчает цвета, уплощает, разглаживает объем, создает спокойствие, умиротворение.

Как же выходит, что одни источники света дают мягкий свет, а другие жесткий? На самом деле это зависит от размера источника света и от расстояния до объекта съемки. Так, если взять софт-бокс, который дает мягкий плавный свет, и отнести его на большое расстояние, свет на модели будет жестким.

Важно знать, что с жестким светом работать гораздо сложнее. Поэтому начинающим фотографам поначалу лучше работать с мягким светом.

Итак, если жесткого света можно добиться от любого маленького или отнесенного на большое расстояние источника, то с мягким светом все немного сложнее. Чтобы добиться мягкого света, перед жестким источником нужно разместить рассеиватель — любой материал белого цвета, пропускающий свет. Так площадь «светового пятна» увеличиться и свет станет мягким.

В условиях студии для создания мягкого света чаще всего используют софтбоксы — насадки на вспышку, имеющие большую площадь свечения. Они тоже бывают разных видов.

-7

Заключение

Всегда старайтесь, чтобы свет освещал глаза так, чтобы в них был виден блик. Это придаст глазам жизненности и в большинстве случаев избавит портрет от неприятных теней на лице. И не стоит забывать, что каким бы сложным не был световой эффект, он должен быть оправдан сюжетом. Не стоит гоняться за сложным светом от множества источников и пробовать модные световые схемы. Часто свет, который нас окружает, вполне пригоден для съёмки. Достаточно посмотреть по сторонам и найти правильную точку съёмки.

Что посмотреть?

Что почитать?