написано для участия в конкурсе "Большая перемена"
Знать, как правильно настраивать фотоаппарат — это лишь часть успеха фотографа. Огромную роль играет свет (в переводе с греческого фотография — рисование светом). Поэтому очень важно уметь реализовать условия, при которых свет создаёт ту или иную светотеневую картину.
Виды освещения по направленности
Фронтальное
Направлено с того же места, где располагается фотоаппарат. Тени, которые отбрасывает предмер, «спрятаны» за этим объектом. Мы не можем точно оценить размер и форму этих теней, и нам сложно понять объёмные характеристики этого объекта. Такое освещение называют «плоским». Типичный случай плоского освещения — вспышка фотоаппарата.
Диагональное
Чем дальше мы отодвигаем источник света от объектива, тем лучше видим очертания теней на объекте съёмки. Такое освещение самое распространённое среди фотографов, так как позволяет показывать форму и объём, при этом не слишком сильно уводя в тень важные элементы.
Боковое
Когда свет направлен сбоку под углом 90° к направлению объектива. Здесь мы видим тени максимально длинными, но это скорее мешает восприятию объекта. Ощущение объёма велико, но светотеневой рисунок плохо читается.
Контровое
Когда свет направлен прямо в объектив фотоаппарата, то он освещает только контуры объекта (отсюда название). Такое освещение обычно используется, как вспомогательное.
Нижнее освещение
Проявляется характерным образом: тёмный нос и лоб; тени от щёк падают под глаза, создавая иллюзию синяков. Такое освещение встречается в жизни не часто, поэтому непривычно для нашего глаза. Использование нижнего света оправдано в том случае, если сюжет это подразумевает (свет от костра, ноутбука), либо для создания особых творческих эффектов (например, для устрашения).
Крайне высокое освещение
Несмотря на то, что мы привыкли наблюдать друг друга при верхнем свете, крайне высокое положение источника может привести к неприятным эффектам: очень светлый нос и лоб; тени от надбровных дуг опускаются на глаза; тень от носа перекрывает рот, шея исчезает в тени.
Виды освещения по мягкости
Определим две грани — два полюса:
- Жесткий свет — солнце, свет лампы, прожектор, фонарь, фары автомобиля. То есть что-то резкое, жесткое, подчеркивающее фактуру, объем, свет, ярко передающий цвета, создающий глубокие тени.
- Мягкий свет — пасмурная погода, сумерки, дневной свет из окон. Он обвалакивает, скрывает фактуру, смягчает цвета, уплощает, разглаживает объем, создает спокойствие, умиротворение.
Как же выходит, что одни источники света дают мягкий свет, а другие жесткий? На самом деле это зависит от размера источника света и от расстояния до объекта съемки. Так, если взять софт-бокс, который дает мягкий плавный свет, и отнести его на большое расстояние, свет на модели будет жестким.
Важно знать, что с жестким светом работать гораздо сложнее. Поэтому начинающим фотографам поначалу лучше работать с мягким светом.
Итак, если жесткого света можно добиться от любого маленького или отнесенного на большое расстояние источника, то с мягким светом все немного сложнее. Чтобы добиться мягкого света, перед жестким источником нужно разместить рассеиватель — любой материал белого цвета, пропускающий свет. Так площадь «светового пятна» увеличиться и свет станет мягким.
В условиях студии для создания мягкого света чаще всего используют софтбоксы — насадки на вспышку, имеющие большую площадь свечения. Они тоже бывают разных видов.
Заключение
Всегда старайтесь, чтобы свет освещал глаза так, чтобы в них был виден блик. Это придаст глазам жизненности и в большинстве случаев избавит портрет от неприятных теней на лице. И не стоит забывать, что каким бы сложным не был световой эффект, он должен быть оправдан сюжетом. Не стоит гоняться за сложным светом от множества источников и пробовать модные световые схемы. Часто свет, который нас окружает, вполне пригоден для съёмки. Достаточно посмотреть по сторонам и найти правильную точку съёмки.