2 подписчика

Рразвитие зарубежной социальной психологии

Зарубежная социальная психология.

Зарождение социальной психологии как научной дисциплины происходило на базе философии. В восточной философии следует прежде всего назвать Сиддхартху Гаутаму (623 – 544 до н.э.) и Конфуция (551 – 479 до н.э.) и В античной (древнегреческой) философии социально-психологические по своему характеру идеи разрабатывались такими философами, как Протагор (ок. 480 – 410 до н.э.), Сократ (469 – 399 до н.э.), Платон (427 – 347 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.), Эпикур (341 – 270), Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.)) и др. В философии Нового времени вклад в становление социально-психологических идей внесли: Джон Локк (1632 – 1704), Жан Жак Руссо (1712 – 1778), Этьен де Кондильяк (1715 – 1780), Георг Гегель (1770 – 1831), Людвиг Фейербах (1804 – 1872), Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), Фридрих Ницше (1844 – 1900) и другие. Первой социально-психологической концепцией 2-й половины XIX в. была психология народов, авторами которой являются немецкий философ Морис Лацарус (1824 – 1903), немецкий языковед Генрих Штейнталь (1823 – 1893) и немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 – 1920). Основная идея психологии народов состоит в том, что причины психических явлений следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа, или дух целого, выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. Исходя из этого В. Вундт предложил исследовать психологию народа посредством анализа его мифов, обычаев, языка. Эта идея по лучила развитие в современной этнопсихологии ‒ разделе социальной психологии о психологических характеристиках этнических групп. Французский социолог и криминалист Габриель Тард (1843 – 1904), итальянский юрист Сципион Сигеле (1868 – 1913), французский социолог Гюстав Лебон (1841 – 1931) создали такое направление исследования, как психология масс. Они сосредоточились на изучении больших скоплений людей, главная особенность которых заключается в утрате способности к наблюдению и самонаблюдению. Характерной чертой поведения человека в толпе является обезличивание, выражающееся в господстве инстинктивных реакций, преобладании чувств над интеллектом, что сказывается на повышенной внушаемости, потере чувства личной ответственности. Официально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 год. Тогда появились работы англо-американского психолога Уильяма Мак-Дугалла (1871 – 1938) «Введение в социальную психологию» и американского социолога Эдварда Росса (1866 – 1951) «Социальная психология». У. Мак-Дугалл предложил теорию инстинктов социального поведения. Основным понятием этой теории было понятие «инстинкт». Поведение людей, согласно мнению Мак-Дугалла, обусловлено врожденными инстинктами, которые лежат в основе всей социальной жизни. Он выделил инстинкты борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт. Например: инстинкт борьбы является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения. Американский социолог Э. Росс придерживался концепции коллективного группового разума, определяющего в том числе и индивидуальное поведение. Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы, о движущих силах социального поведения. Недостатком был описательный характер, сказывалось отсутствие исследовательской практики. Начало экспериментального этапа развития социальной психологии связано прежде всего с работами Флойда Олпорта (1890 – 1978) в США и Владимира Михайловича Бехтерева (1857 – 1927) в России. Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группах. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент. Интересны исследования личности и группы, проведенные немецким психологом Куртом Левином (1890 – 1947). Согласно представлениям Левина, личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов. Каждый из предметов обладает определенным зарядом (валентностью). Валентность можно определить как свойство предмета притягивать или отталкивать. Другими словами, валентность ‒ это то, насколько данный предмет является ценным для человека. Воздействуя на человека, предметы вызывают потребности. Потребности представляют собой энергетические заряды, вызывающие напряжение. В состоянии напряжения человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению потребности. К. Левин различал два вида потребностей ‒ биологические и социальные, или квазипотребности. Исследования К. Левина показали, что поведение человека может направляться не только сиюминутными потребностями, но и идеальными мотивами поведения, т. е. мотивами, представленными только в сознании человека. Наличие идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние окружающих предметов (влияние поля). Наука не терпит лени, недобросовестности и глупости - Курт Левин. Так же Левин проводил множество экспериментов. Одним из них был следующий: испытуемого, которого пригласили якобы с целью исследования его «интеллекта» или «памяти», просили немного подождать. Экспериментатор выходил из комнаты и начинал наблюдать через стекло Гезелла за поведением испытуемого, оставшегося наедине. Было обнаружено, что абсолютно все испытуемые, как студенты, так и профессора и доценты берлинского института, производили какие-то манипуляции с предметами: кто-то перелистывал книгу, кто-то трогал шкаф, кто-то проводил пальцем по занавеске и все позванивали колокольчиком.

Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности.

Курт Левин (1890 – 1947),

немецко-американский психолог.

По вопросам индивидуальной консультации в скайп, писать в личку: m.psihologia@yandex.ru