Найти в Дзене
Владимир Грышук

КАМУЙ

Есть вдохновение в бою и бездны дикой на краю.. - так написал поэт. Именно это вдохновение и приводит нас, спортсменов водников сюда, на быковский порог.

Двадцать первое мая, полночь. Я только что спустился с верхней стоянки, где разбили бивуак «Европа плюс», фотокорреспонденты, где стоит джип Феликса Ташояна - сейчас здесь единственного из тех, кто первыми в области начали организованно заниматься водным туризмом. Это все там, на уютной поляне, где старые друзья пьют чай, а здесь...

Звезды, натужный рев взбесившейся воды, ни человечка вокруг, на самом краешке скалы я в упор, как кролик на удава, смотрю на водяной столб. Это на него восемь часов назад взлетели и перевернулись на двухместном катамаране Слава Козлов и Сережа Гончаров. А вот гребень отжимной волны у скалы левого берега, который опрокинул мой одноместный кат. Я не могу смотреть туда без волнения, я знаю: именно в нем живет Камуй (что значит божественный, ужасающий) - бог водопадов древних айнов. Сегодня мы сполна узнали его грозную силу, когда после оверкилей он сбросил вас с себя, и мы полетели вниз в надежных гидрокостюмах, спасжилетах и мотоциклетных касках. А что было бы со мной, размышляю я у «бездны на краю», если упасть в порог таким, каким мама родила? Оттого и Бог у них был, а у нас - нет. Нельзя надеяться на одни спасжилеты даже в наш просвещенный, прагматичный век.

Побеседовав с Камуем с полчасика я попросив его не опрокидывать больше наши каты, я осторожно спустился со скалы и пошел вверх во реке в нижний лагерь Все уже спали.

Утром на нижней стоянке проснулись те, кто конкретно, организованно и целенаправленно занимаются в Южно-Сахалинске туризмом, водным, в частности. Это Юра Кусков и Сергей Мышковский - инструкторы детской комнаты «Дружба»; дети, лешики (синоним «чертики») во главе со своим инструктором Николаем Селиваненко, главным «Лешиком» - так называется их группа областной станции юных туристов.

Проснулись опытные подростки, сходившие уже не в один серьезный поход с инструктором Славой Козловым и свободным тренером (примерный статус этого энтузиаста) Сергеем Гончаровым.

О подростках разговор отдельный. Интересно было прислушиваться к сленгу уже набравшихся опыта водников. Ответственность, самостоятельность у них выше, чем у сверстников. В клубе многие из них добровольно оттянули лямку рюкзака от года до четырех лет. А если мальчишке всего-то 12-16 лет, это - стаж большой! Бывалый турист - тот же солдат, ему и в армии будет легче. Он у костра при сушке не сожжет свои ботинки (потому что уже сжег один раз или видел, как это случалось с другими), не замерзнет в любую погоду, зашьет все, что порвалось. Прикажет руководитель - будет бодр и весел и в ненастье.

Чуть позже Слава Козлов полушутя, полусерьезно расскажет мне, как при испытании самодельного каяка его подопечные выручили своего руководителя, подрастерявшего былой опыт во время службы в армии. Четверка под капитанством учащегося ПТУ-17 шестнадцатилетнего Сергея Антонова подобрала весло, а экипаж двухместного ката (учащиеся Андрей Милехин и Валерий Станченков - 15 и 17 лет) подняли на борт своего руководителя вместе с каяком Удивляться не приходится, у многих позади такие серьезные реки севера Хабаровского края. как Туюн, Акшима пятой категории сложности. Для сравнения: сплав по Тыми - (от Тымовского до Арги-Паги), который планируется на июнь, - всего лишь второй категории сложности.

И еще, что не менее интересно: ни одного случая серьезного заболевания в походных условиях, если не считать какой-нибудь ангины. Это не случайно, это - опыт. Годами наработанный. В этом же месяце, ориентировочно в Березняках, пройдет слет: полоса препятствий, спортивное ориентирование, множество различных конкурсов.

В начале июня состоится не слабый (год-то снежный!) сплав по Очепухе (об этом я обязательно напишу), а главное событие сезона у ребят - Саяны. На реку Утулик (Восточный Саян) пойдут Сергей Антонов, Рома Цымбал и Илья Наконечный - одни из самых активных членов группы Славы Козлова. На тридцать дней! Сергей Гончаров, который уже был в тех краях, с восторгом описал мне те нетронутые места. «За елочку сходишь, а возвращаешься с полной каской белых грибов. Иркутяне хариусов прямо на катамаранах мешками солили. Вокруг - никого, в горах - безмолвие, внизу бурят иногда проскачет на лошадке...»

Не знаю, как вам, а мне завидно. Как-то повезло мне отправиться с Сергеем на Камчатку в такие места, где не каждый камчадал побывал. Голец под катамараном ходил тучей, клевали на спиннинг красавица микижа (радужная форель), кижуч. А по берегам - медведей, как собак. Сорок шесть косолапых за двадцать дней похода! Прошло с тех пор лет пять, сам себе не верю. Прилетел на вертолете на лесную заимку из Долины гейзеров член Политбюро Воротников, коньячку попить, нас попугать, посмотреть на медведицу Машку. То-то переполох поднялся! А-.-.- ему на воротник! -мы взяли да ушли вместе с Машкой от греха подальше по голубику.

Хорошее дело - водный туризм! Катамаран сам по себе вниз плывет, ты на нем сидишь, на берега любуешься. Впрочем, я отвлекся.

Не из одних походов я приятных времяпрепровождений состоит жизнь клуба, который, как и многие подобные, ютится в подвале детской поликлиники № 2, что по улице Ленина. «Сколько уже в него вложено, - берется за голову Николай Селиваненко. - Фотолаборатория, пошивочная мастерская,. Все необходимое из дому наносили. Что бы ни случись, но детей в походы мы водили и водить будем, жаль, что почти все остальное время уходит на поддержание жизнедеятельности этого подвального помещения».

Как то еще водится: есть люди, которые помогают клубу, часто бескорыстно. Например, «Улар» - катамаран - двойка подарен клубу (цена его сейчас где то под миллион) предпринимателем Юрием Петровичем Марусовым. Некоторые люди при должностях помогают неофициально (иначе они не могут).

Как педагог дополнительного воспитания Николай в будущем хочет соединить активный досуг ребят с эстетическим их воспитанием- Для этого на шесть инструкторов - таково их общее количество на примерно сто приходящих сюда ребят - нужно хотя бы пару классов.

О многом переговорили мы тогда у костра, всего не напишешь. Потом было прощание с порогом, до следующей весны. Ребята обожгли в костре консервные банки, сплющили и закопали их в землю. Феликс Ташоян у себя наверху подмел (!) лагерь – невиданное событие в новейшей истории верхней стоянки! Я думаю, даже настаиваю на том, что их пример будет заразителен.

А в спортивном плане итог тренировок таков: перевернутый каяк; перевернутая двойка Славы и Сергея; два безаварийных прохождения через порог четырехместного катамарана; неожиданно удачное (Камуй!) прохождение двойки малоопытных (и смелых! - ни разу на пороге до этого не были) Юры и Сергея из комнаты «Дружба» и четыре подряд моих оверкиля. Плохо я молился тогда на скале ночью.

(© Владимир Грышук, «Молодая гвардия», 4 июня 1994 г.)