В 1938 г. Германия, Франция, Англия и Италия заключили четырехстороннее соглашение, вошедшее в историю как Мюнхенский сговор, по итогам которого Германия «поживилась» военным и промышленным потенциалом соседней Чехословакии.
Менее очевидным, но куда более важным следствием Мюнхенского соглашения явился подрыв доверия в глазах СССР к англичанам и французам как к своим возможным союзникам в противостоянии с Германией.
В начале мая 1939 г. на должность наркома иностранных дел Союза ССР был назначен Молотов, сменивший на этом посту «тяжелую артиллерию» советской политики Литвинова.
Это была не просто смена руководителя внешнеполитического ведомства, а ясный и понятный знак готовности Советского Союза к переговорам с Западом «с чистого листа».
На момент назначения Молотова на пост наркома иностранных дел Советский Союз и Германия никоим образом не выказывали стремления к обоюдным договоренностям. К июлю 1939 г. ситуация переменилась: инициативу налаживания отношений с СССР взял на себя сам Гитлер.
21.08.1939 фюрер адресовал лично Сталину телеграмму с просьбой принять, не теряя времени, 22 или 23 августа министра иностранных дел Германии, наделенного «всеобъемлющими и неограниченными полномочиями».
Уже через два часа (для дипломатии – просто неслыханные по краткости сроки) Сталин ответил Гитлеру согласием, назначив дату встречи – 23 августа.
Прибывшую в назначенный час немецкую делегацию во главе с Риббентропом советская сторона жаловала не шибко, разместив (с немалыми трудностями) почти пять десятков человек в довольно-таки зашарпанном и далеко не самом вместительном здании бывшего австрийского посольства.
Подписание соглашения по настоянию Сталина прошло в совершенно будничной обстановке, без каких-либо церемониальных излишеств. На момент подписания пакта никто иллюзий о «вечной дружбе» с Германией не испытывал.
В военном отношении пакт Молотова-Риббентропа был выгоден для СССР, как минимум, по двум причинам:
во-первых, позволял выиграть время и оттянуть момент начала военных действий,
во-вторых, существенно отодвигал внешние границы страны на Западе, создавая дополнительный территориальный заслон от внешнего вторжения.
Период с 1939 по 1941 гг. был использован Советским Союзом с немалой пользой. Если в августе 1939 г. численность личного состава РККА составляла примерно 1,8 млн чел., то к июню 1941 г. она достигла 5,4 млн чел.
Кардинально реорганизована работа военно-промышленного комплекса, ориентированного на выпуск новых танков и самолетов.
В 1940 г. при невмешательстве Германии в состав СССР были включены территории трех прибалтийских государств, Западной Украины и Западной Белоруссии.
До этого Прибалтика находилась под плотным присмотром нацистов. Немецкие политики поддерживали тесные политические контакты с правящей элитой трех прибалтийских государств.
У СССР имелись веские основания опасаться захвата этих территорий в предельно сжатые сроки и использования их в качестве плацдарма для наступательных операций, нацеленных на Ленинград, являвшийся на тот момент одним из центров военной промышленности и в некотором смысле «морскими воротами» Советского Союза.
Пакт Молотова-Риббентропа, таким образом, оказался весьма дальновидным политическим решением советского правительства…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
1. Почему, несмотря на перевес в танках, самолетах, орудиях, Красная армия по всем фронтам отступала в 1941 году?
2. Зачем в августе 1941 года Сталин отдал приказ тремя армиями атаковать Иран?..
3. 5 причин, по которым Германия действительно верила, что сможет захватить СССР за 2 месяца
Понравилась статья? Будем рады Вашим лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал )))