Найти в Дзене
Блог Плюса

Пять главных песен. Женщины в панк-роке

Оглавление

Одной из задач панк-рока, развившегося во второй половине 1970-х, была отмена распространенных в поп-музыке сексистских стереотипов, согласно которым женщине надлежало, во-первых, быть в ансамбле только певицей, но не музыкантом, а во-вторых, непременно соответствовать мужским представлениям о женственности.

Девушки, примкнувшие к панк-движению, не желали играть по этим правилам и в итоге подарили нам целую галерею смелых и ярких образов (а также целую фонотеку не менее смелых и ярких записей).

Ниже — пять запоминающихся образцов женского панк-творчества: от крикливых миниатюр на полторы минутки звучания до стильных и вполне рафинированных рок-боевиков.

X-Ray Spex — «Oh Bondage Up Yours» (1977)

Фото: Ian Dickson / Redferns / Getty Images
Фото: Ian Dickson / Redferns / Getty Images

«Некоторым кажется, что на маленьких девочек лучше смотреть, чем слушать их, — голосит Поли Стайрин в первые секунды композиции «Oh Bondage Up Yours», — но я считаю…»

Дальше звучит название трека, певица окончательно переходит на истошный визг и остается в этом регистре на протяжении следующих двух с половиной минут.

Таким образом, Поли действительно делает все, чтобы быть услышанной: поп-музыка до тех пор попросту не знала таких голосов — оглушительно звонких и совершенно неуправляемых. А «Oh Bondage Up Yours» и вслед за ним единственный полноформатный альбом группы X-Ray Spex, «Germfree Adolescents», оказываются яркими образцами той раскрепощающей энергии, которую нес в мир панк-рок: теперь неактуальны соображения хорошего или дурного тона, теперь не нужно попадать в ноты и сверять интонации с каким-либо профессиональным стандартом. Хочешь говорить — говори, хочешь петь — пой; все остальное не имеет значения.


Siouxsie & the Banshees — «Carcass» (1978)

Фото: Fin Costello / Redferns / Getty Images
Фото: Fin Costello / Redferns / Getty Images

Песня «Carcass» вряд ли войдет в топ-10 любимых треков любого поклонника творчества британской группы Siouxsie & the Banshees и ее харизматичной солистки Сьюзи Сью. В конечном счете музыканты освоят более зрелое постпанк-звучание и станут наряду с The Cure флагманами так называемого готического рока.

Тем не менее этот фрагмент дебютного альбома проекта «Scream» — напоминание о том, что Siouxsie & the Banshees вообще-то принадлежали к первому панк-поколению, а лично Сьюзи даже участвовала в той самой легендарной телепередаче, где музыканты Sex Pistols грязно выругались в прямом эфире, на правах их группы поддержки.

«Carcass» — прямолинейный, жесткий рок-боевик, построенный прежде всего на тугом риффе бас-гитары, в сопровождении которого Сью исправно воет и стонет на манер тех самых ведьм-банши, которые были увековечены в названии ее ансамбля. 


The Slits — «Shoplifting» (1979)

Фото: Julian Yewdall / Getty Images
Фото: Julian Yewdall / Getty Images

Если идеал панка для вас — это музыка, напрочь лишенная даже намека на профессионализм, но компенсирующая его отсутствие буйной фантазией и страстью к экспериментам, то творчество девичьего ансамбля The Slits — именно то, что доктор прописал.

Феминистский арт-панк-проект с заездами то в даб и регги, то в какой-то искривленный авант-поп — памятник находчивому музыкальному примитивизму эпохи, а способность подружиться с их творчеством прямо зависит от того, готовы ли вы вытерпеть специфические вокальные перфомансы эксцентричной певицы Ари Ап (в будущем — приемной дочери Джона Лайдона из Sex Pistols и Public Image Ltd.).

The Slits выпустили всего один классический альбом («Cut» 1979 года), зато, по крайней мере, их барабанщица Палмолив впоследствии поучаствует в деятельности еще одного влиятельного женского панк-проекта — The Raincoats

X — «Your Phone’s Off the Hook, But You’re Not»

Фото: George Rose / Getty Images
Фото: George Rose / Getty Images

Принято считать, что панк отменил достижения предыдущего десятилетия в истории популярной музыки, прошедшего под знаменами так называемого классик-рока. В действительности это, конечно, не совсем так. Более того, между молодыми да борзыми и старшим поколением случались коллаборации и прочие творческие пересечения. К примеру, «Los Angeles» — классический альбом американской панк-группы X, выпущенный в 1980 году — продюсировал не кто-нибудь, а Рэй Манзарек, клавишник группы The Doors, которому в то время было уже за сорок.

У идейных фолловеров панк-рока есть вопросы к органным партиям, которые он добавил в некоторые композиции, но трудно отрицать, что пластинка звучит не в пример более мощно и качественно, чем иные более кустарные образцы панка, в том числе перечисленные в этом материале. А открывающий ее трек «Your Phone’s Off the Hook, but You’re Not» — яркая демонстрация в том числе вокальных талантов певицы Иксен Червенки.

The Pretenders — «Precious»

Фото: Fin Costello / Redferns / Getty Images
Фото: Fin Costello / Redferns / Getty Images

Эта подборка развивается от совсем самопальных образцов панк-рока, выполненных в эстетике DIY, или do it yourself, к профессионально сочиненным, сыгранным и спетым трекам и, таким образом, повторяет историю развития самого панка, который к рубежу 1970—1980-х занял свою нишу в поп-музыкальном мейнстриме.

Творчество ансамбля The Pretenders во главе с певицей Крисси Хайнд формально принадлежит уже к эпохе новой волны, и славу проекту принесут в основном тонкие, изысканные, среднетемповые композиции, от которых у любого идейного панка середины 1970-х, вероятно, свело бы скулы.

Тем не менее панковский бэкграунд The Pretenders очевиден по некоторым трекам с их первого (и лучшего) альбома, в том числе по стартовой композиции «Precious». Ее лихой рифф и за 40 лет не растерял драйва и напора, а вот исполнение Хайнд, конечно, из совсем другой оперы, нежели эксцентричные выходы Ари Ап и Поли Стирен — это уже не безумные кошачьи вопли, а уверенный и четкий рок-вокал.

Текст: Лев Ганкин

Читайте также

Великие поп-хиты Бритни Спирс #freeBritney
Каверы на The Beatles
Диско и «Студия 54»
Гимны афроамериканского протеста
Чикагский хаус