Найти тему
Легендариум

Что посмотреть с Мэрилин Монро

Оглавление
Мэрилин Монро
Мэрилин Монро

Мэрилин Монро – не из тех, актрис, которых знают по фильмам. Несмотря на все её старания, в историю вошёл скорее её образ, чем актерские способности. И всё же некоторые её работы стоит посмотреть. Чтобы познакомиться с кинематографом середины прошлого века, чтобы составить своё впечатление: была всё-таки Мэрилин талантливой или нет. Да и в конце концов, среди её фильмов есть настоящие произведения искусства.

5. Можешь не стучать (1952)

Первый фильм – это самая ранняя в моём списке работа Мэрилин, 1952 год. До прихода большой популярности и попыток выжать всё из открывшегося студии комедийного таланта. В этот период Мэрилин ещё позволяли пробовать себя в драматических ролях. И «Можно входить без стука» - пример такой пробы. Это мрачный триллер, где Мэрилин играет загадочную девушку, с рассудком которой явно что-то не так.

Стоит посмотреть, чтобы понять, насколько различается актёрская игра 40-50-х и сегодняшняя.

Кадр из фильма "Можешь не стучать", 1952
Кадр из фильма "Можешь не стучать", 1952

4. Неприкаянные (1961)

А это, наоборот, самый последний законченный фильм Мэрилин. О нём я рассказывала в одной из статей. Я говорила там, что съёмки этого фильма были сущим адом, но это ещё мягко сказано.

Напомню, что сценарий написал муж Мэрилин, Артур Миллер, взяв её в качестве прототипа для главной героини, Розлин. Главную мужскую роль играл кумир детства Мэрилин, Кларк Гейбл. Второстепенную мужскую роль – Монтгомери Клифт. Сюжета здесь почти нет. Героиня Мэрилин после развода встречает героев Гейбла и Клифта, вместе они едут на ранчо к беззаботной сельской жизни, попадают в несколько неприятных ситуаций и постоянно неестественно говорят цитатами.

Кадр из фильма "Неприкаянные", 1961
Кадр из фильма "Неприкаянные", 1961

Без контекста этот фильм скорее всего будет скучен, но с контекстом – страшен. Сценарист, Артур Миллер, сделал все три главные роли биографичными, основанными на реальных трагедиях актёров, которые здесь играют.

Например, Мэрилин. Её героиня – одинокая женщина, когда-то брошенная матерью (как и Мэрилин), потом оставленная мужем (как и Мэрилин). Кстати, в причины развода Розлин с её мужем Артур вставил текст официальной причины развода Мэрилин с Джо Ди Маджо. Есть ещё сцена, в которой Розлин начинают лапать какие-то незнакомые мужчины. И она потом грустно плетется по улице, как будто смирилась что с ней всегда так обращаются. Тоже очень похоже на жизнь Мэрилин. И в конце концов, её попытки найти покой заканчиваются истерикой.

Мэрилин Монро, кадр из фильма "Неприкаянные", 1961
Мэрилин Монро, кадр из фильма "Неприкаянные", 1961

То же самое с Кларком Гейблом. Когда-то он был легендой. Он сыграл Ретта Батлера в «Унесенных ветром». Теперь ролей все меньше, здоровье все слабее. Так и его герой, Гай – ковбой, который больше не может заниматься своей работой. Гейбл так и не оправился от смерти любимой жены, Кэрол Ломбарт. И Гай живет один в доме, где до сих пор комната отведена его умершей жене. Жизнь как будто прошла мимо него. То же самое чувствовал и Гейбл.

Кларк Гейбл, кадр из фильма "Неприкаянные", 1961
Кларк Гейбл, кадр из фильма "Неприкаянные", 1961

Третий актер – Монтгомери Клифт. В 1956 он попал в аварию. Сломал нос, челюсть. Потом он долго восстанавливался, одна из скул так и осталась парализована. Клифт пристрастился к болеутоляющим и алкоголю. Это назвали «самым долгим суицидом в истории Голливуда». В фильме его персонаж звонит маме и говорит, что его лицо «почти как новое», намекая на травмы, которые он на самом деле получил в аварии.

Монтгомери Клифт, кадр из фильма "Неприкаянные", 1961
Монтгомери Клифт, кадр из фильма "Неприкаянные", 1961

Фильм снимался долгими днями под палящим солнцем, на жуткой жаре. На все просьбы актеров перенести съёмки в студию режиссер не реагировал. Он в это время проигрывал деньги в карты. Во время съёмок Мэрилин постоянно была под снотворными, и в конце концов попала в больницу.

Стоит посмотреть, потому что этот фильм стал последним для двух легенд кино: Мэрилин, которая умерла через полтора года и Кларка Гейбла. Измученный стрессом и жарой, он умер через несколько дней после окончания съёмок от сердечного приступа, так и не увидев своего единственного ребенка. Мальчик родился через несколько месяцев.

Кадр из фильма "Неприкаянные", 1961
Кадр из фильма "Неприкаянные", 1961

3. Ниагара (1952)

Ниагара – это замечательный пример нуара, то есть криминальной драмы, в которой царят пессимизм, недоверие и разочарование.

В таких фильмах грани между героем и антигероем стираются, что придает сюжету реалистичности. А её вы не часто встретите в фильмах 50-х. Так что, если хотите познакомиться с жанром нуар, Ниагара – отличный вариант. Мэрилин здесь играет роковую красавицу, которая вместе с любовником замышляет убийство мужа. Причем сразу же после свадьбы. Фильм начинается, когда молодая пара приезжает к Ниагаре на медовый месяц. Водопад постоянно где-то на заднем плане, а то и на переднем. Вода в разных её видах – вообще постоянный мотив в нуарах. И здесь она постоянный фон, как стихия, фатальность и страсть.

Кадр из фильма "Ниагара", 1952
Кадр из фильма "Ниагара", 1952

2. Джентльмены предпочитают блондинок (1953)

Это одна из моих любимых комедий. Здесь Мэрилин предстаёт в образе, в каком массовая культура и привыкла ее видеть – глуповатой меркантильной блондинки. Но в этом нет ничего плохого, если, конечно, тебя потом не пытаются навсегда запаковать в этот образ.

В центре сюжета – Лорелея Ли, певица, которая собирается выйти замуж за по уши в неё влюбленного миллионера. Чтобы познакомиться с его отцом перед свадьбой, ей и её подруге нужно преодолеть Атлантический океан на круизном лайнере и по дороге не попасть ни в какие неприятности. Конечно же, они с этим не справляются.

Кадр из фильма "Джентльмены предпочитают блондинок", 1953
Кадр из фильма "Джентльмены предпочитают блондинок", 1953

Диалоги и ситуации до сих пор кажутся забавными. Музыкальный номера красивые, песни запоминающиеся. Чего стоит только “Diamonds are a girl’s best friend”. Актеры играют превосходно. Всего этого уже достаточно, чтобы считать эту комедию очень хорошей. Но вот, что делает её знаковой. Она представляет точку зрения на ситуацию Лорелеи, девушки, которая использует свою красоту, чтобы подняться по социальной лестнице. И в конце вам остается решать, готовы ли вы проявить понимание к такому мнению.

Стоит посмотреть, чтобы хорошо провести время, полюбоваться костюмами и зарядиться позитивной энергией.

Кадр из фильма "Джентльмены предпочитают блондинок", 1953
Кадр из фильма "Джентльмены предпочитают блондинок", 1953

1. В джазе только девушки

И наконец вершина нашего топа. Не думаю, что кого-то удивила. Это легендарный фильм 1959 года, который вы знаете или даже смотрели. Поэтому я не буду говорить о том, какой он смешной, как играют актеры, какое удовольствие вы получите от просмотра. Вы все это сами увидите. Я обращу ваше внимание на то, каким новаторским он был. Во-первых, он пошел наперекор цензуре и все полтора часа показывал мужчин в платьях. Во-вторых, он как-то изящно сочетает насилие и юмор. Вообще-то, именно кровавое массовое убийство и запускает комедию. В-третьих, многие поднятые им темы сейчас в медиапространстве звучат особенно остро: например, домогательства и объективация женщин.

Стоит посмотреть, чтобы от души посмеяться и наконец услышать песню "I wanna be loved by you" целиком 😅

Кадр из фильма "В джазе только девушки", 1959
Кадр из фильма "В джазе только девушки", 1959

Чтобы узнать больше о Мэрилин Монро, переходите на канал Легендариума. Там есть целая подборка 😉. Начинается она с замечательной статьи о детстве Мэрилин.