203 подписчика

Я Господь, Бог твой - что значит Первая заповедь

Богослов из меня не очень выдающийся, но ничего страшного - учителя у католиков славные, и всё объясняют подробно и терпеливо. В предыдущей статье о Декалоге мы поговорили о всех Заповедях сразу, напомнили о каждой. Сегодня остановимся на самой первой и поговорим о том, как её понимать, и что означает эта заповедь в наше время.

Для начала:

  • все заповеди обязательны для исполнения каждым человеком на этой планете
  • следуя им, мы исполняем Закон Любви и уменьшаем хаос на Земле
  • таков наш мир, здесь такие правила, а незнание их не освобождает от ответственности
Фрагмент картины Паоло Веронезе, "Отец вечности", 1598
Фрагмент картины Паоло Веронезе, "Отец вечности", 1598

"Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов, кроме Меня".

Это - основа основ, великий принцип монотеизма. Всемогущий Сам открыл Себя нам как Бог и Господь, и мы не можем считать что-либо важнее этого и отдавать предпочтение не Богу, а какому-либо отвлеченному понятию, человеку или вещи. Абсолютный приоритет в нашей жизни - познавать Бога, по его призыву служить и молиться.

Господь ждёт, чтобы мы подарили Ему нашу веру. Всю нашу надежду мы должны возлагать только на Него, к Нему устремлять все силы нашей любви. Заповедь любви к Богу – самая важная из всех заповедей и ключ ко всем остальным. Поэтому она – первая среди Десяти Заповедей.

Традиционная молитва
Традиционная молитва

Плод исполнения Первой Заповеди - Memoria Dei

Удивительно, как много людей предаются восточным практикам медитации, когда у нас есть такой богатый источник как Церковь. Ведь действительно плодом сосредоточенности человеческо­го духа на присутствии Бога является так называемое memoria Dei, «памятование о Боге» - глубоко духовное делание, состоящее в осознавании Божьего присутствия и после­дующем единении сердца с ним.

Таким образом, memoria Dei ле­жит в основе духовного различения, умудряюще­го душу и наделяющего человека способностью в каждом своем поступке и каждом слове считаться с Третьим Лицом, Которому верующий вверяет все свои отношения, - с Богом.

Богослов из меня не очень выдающийся, но ничего страшного - учителя у католиков славные, и всё объясняют подробно и терпеливо.-3

Бог - на первом месте в нашей жизни, это должно осознаваться и чувствоваться всегда, в любой момент нашей жизни. Без напряжения, без агрессии, это как воздух, которым мы дышим. У нас с Богом есть контакт, очень негромкий, очень тонкий - и Он хотел бы, чтобы мы общались с Ним. Бог слышит меня и Он мой Господь. Так должно быть, но на деле людям бывает сложно выполнять эту заповедь, как и все остальные, впрочем...

Эта заповедь запрещает нам:

  • Поклоняться другим богам и божкам - потому что это обман, молиться земным идолам - "высоким принципам социальной справедливости", политическим идеям или посвящать всего себя какому-либо из земных благ (деньги, власть, успех, красота, молодость и т.д.)
  • Быть суеверными - "верить всуе", верить напрасно - то есть вместо веры в силу Бога, Его покровительство и благословение, предаваться магическим и оккультным практикам, прибегать к спиритизму и глупым гаданиям
  • Искушать Бога словами или действиями
  • Совершать святотатство
  • Приобретать духовную власть и блага посредством коррупции и обращаться с ними как с предметами купли-продажи (симония).
«Тот факт, что люди больше не верят в Бога, не означает, что они ни во что не верят. Наоборот, они верят всему» (Гилберт Честертон (1874–1936), английский писатель и христианский мыслитель)
Эдемский сад
Эдемский сад

Считается ли грехом против Первой Заповеди атеизм?

Если человек ничего не знал о Боге (в наше время это какая-то невероятная ситуация), или если, испытав свою совесть на предмет существования Бога, он не в состоянии поверить - то это не грех.

Граница между «не могу верить» и «не хочу верить» очень размыта. Отношение к вере как к чему-то не стоящему внимания, без попытки глубже изучить её, является зачастую большим злом, чем атеизм по убеждению.

Монах-переписчик за работой
Монах-переписчик за работой

Почему в Ветхом Завете были запрещены изображения Бога, а современные христиане не придерживаются этого правила?

Чтобы защитить божественную тайну и отделить израильский народ от многочисленных языческих культов, Первая Заповедь указывала: «Не делай себе кумира» /Ис 20:4/. Но поскольку сам Бог принял облик человека в Иисусе Христе, запрет на изображение в христианстве был упразднен.

«В лике Иисуса мы действительно видим, кто есть Бог и какой Он» (Папа Бенедикт XVI)

Представление отцов Израиля о том, что Бог бесконечно превосходит всё то, что существует в мире, до сих пор охраняется как в иудаизме, так и в исламе, которые, как и прежде, не допускают никакого изображения Бога. В христианстве в IV в. запрет на изображения был ослаблен в отношении Иисуса Христа, а на Втором Никейском соборе (787 г.) был вовсе упразднен. После воплощения Бог перестал быть абсолютно непредставимым; со времени Христа мы можем изображать Его: «Видевший Меня видел Отца» /Ин 14:9/.

Богослов из меня не очень выдающийся, но ничего страшного - учителя у католиков славные, и всё объясняют подробно и терпеливо.-6

Итак, первая заповедь Божия - заповедь монотеизма. Монотеизм - высшая форма религиозной жизни, он возвышает Бога до Абсолюта, а человека - до Бога. Именно в христианстве это стало возможно - как говорил святой Афанасий Великий, "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом"...

Богослов из меня не очень выдающийся, но ничего страшного - учителя у католиков славные, и всё объясняют подробно и терпеливо.-7

Продолжение следует - и не забудьте подписаться на канал! Здесь теперь вы сможете регулярно находить интересную и достоверную информацию о жизни, истории и вероучении Католической Церкви.

Слава Иисусу Христу! Laudetur Jesus Christus!