Найти тему

Космическая гонка продолжается

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Какая она сейчас, мировая космонавтика?

С момента, когда первый человек оказался в космосе, прошло уже 59 лет, а запуск первого спутника произошёл больше 60 лет назад. За это время мировая космонавтика шагнула далеко вперед в своем развитии. Современному человеку, далекому от космонавтики, может показаться, что модель космических кораблей слабо отличается от прошлых поколений техники, однако это не так. Запуски кораблей стали надежнее и безопаснее. По статистике, на долю неудачных запусков приходится меньше 2%, хотя ещё в восьмидесятые годы прошлого века едва ли не каждый десятый запуск заканчивался провалом.

Космические аппараты стали дольше держаться в космосе, конструкции значительно усложнились. Увеличилось и количество функций у спутников. Важно отметить и то, что улучшилось и качество фотографий, получаемых из космоса. Теперь у нас есть даже приближенные фотографии, с которых мы можем подробно рассмотреть поверхность нашей планеты.

Самая первая фотография в космосе была сделана 24 октября 1946 года
Самая первая фотография в космосе была сделана 24 октября 1946 года
Первая цветная фотография Земли целиком в высоком качестве, 18 ноября 1967 года. 750−1000 фунтов.
Первая цветная фотография Земли целиком в высоком качестве, 18 ноября 1967 года. 750−1000 фунтов.
Снимок Земли со спутника DSCO, сделанный в марте 2016 года
Снимок Земли со спутника DSCO, сделанный в марте 2016 года
Снимок извержения Ключевской сопки на Камчатке, сделанный астронавтом с МКС в декабре 2013 года
Снимок извержения Ключевской сопки на Камчатке, сделанный астронавтом с МКС в декабре 2013 года

Уже более 20 лет находится в космосе МКС (Международная космическая станция-научная лаборатория в космосе, дом для космонавтов, где они получили возможность заниматься научной деятельностью и проводить эксперименты). Длительность нахождения МКС на орбите позволяет мировой космонавтике накапливать опыт, необходимый для развития технологий и полезный для будущих поколений.

МКС
МКС

Вот примеры отдельных достижений:

— Был запущен космический корабль, покинувший пределы Солнечной системы. 12 сентября 2013 года НАСА подтвердило, что «Вояджер-1» вышел за пределы гелиосферы в межзвездное пространство.

— Удалось не только научиться возвращать на Землю первые ступени ракет-носителей, но и сделать это практически рутинным процессом. Да, речь как раз идет о компании SpaceX и возвращаемых ступенях ракеты-носителя Falcon 9.

— Удалось отправить Зонд "Розетта" к комете Чурюмова-Герасименко и совершить на нее посадку. Миссия космического аппарата «Розетта» со спускаемым модулем «Филы» продолжалась 12,5 лет и закончилась успешно. Модулю удалось реализовать свою основную миссию и приблизить нас к ответу на вопрос, как выглядела ранняя Солнечная система, как зародилась жизнь на Земле и какую роль в них могли играть кометы. Были обнаружены молекулы глицина, простейшей аминокислоты, и заготовки для сборки молекул других органических веществ. Кроме того, в недрах кометы был замечен еще один "элемент жизни" – фосфор, ключевой компонент ДНК и АТФ, клеточной энерговалюты, – который раньше не находили в космосе в больших количествах, а также молекулярный кислород. Его наличие могло ускорять реакции между "кирпичиками жизни" в газопылевом диске, в котором родилась Солнечная система.

Несмотря на то что сейчас нет столь громких и частых успехов, как это было во время космической гонки, развитие космонавтики продолжается. Работа идет своим чередом и многое воспринимается по-другому: в том числе и потому, что то, что раньше считалось прорывом, теперь - обыденность.

Современная космонавтика развивается и в тех сферах, о которых раньше и подумать не могли. Речь идёт о навигационных системах GPS, ГЛОНАСС или мобильной связи Iridium, работающих по всему земному шару. В настоящее время реализуется работа двух спутниковых группировок OneWeb и Starlink, которые будут состоять из нескольких сотен космических аппаратов и смогут обеспечить спутниковый широкополосный интернет по всей Земле. Еще в 1990-е годы подобные проекты считались научной фантастикой, сейчас же это реальность.

Однако многое, о чём мечтали в прошлом, не достигнуто на данный момент. Что-то из этого пока физически невозможно: слишком завышены оказались ожидания и мечты, а в чём-то виноваты и проблемы бюджета.

По сей день государства тратят на развитие космонавтики менее 1% ВВП. В эпоху лунной гонки, когда для США отправка астронавтов на Луну была главным приоритетом, ежегодные расходы приближались к 1%, но то был лишь короткий период, длившийся всего несколько лет.

В момент старта работ по запуску космического челнока «Шаттл» произошло уменьшение финансирования космонавтики, что по большей части и решило судьбу проекта. Ни налогоплательщики, ни правительство не были готовы вкладывать необходимое количество денег в развитие отрасли.

Если бы вопрос финансирования сложился по-другому, то люди уже смогли бы оказаться на Марсе. Уровень технологий позволяет совершить подобную экспедицию, вопрос лишь в финансировании и готовности к крупным рискам, но никто не готов вложиться в непредсказуемое по результатам предприятие, ведь экономической выгоды от такого полета будет немного, а с разведкой сейчас неплохо справляются и беспилотные аппараты.

ГЛАВА ВТОРАЯ

Космическая гонка-события и итоги

(большая часть текста для этой главы взята с Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Космическая_гонка#Предыстория)

Рассмотрев вопрос о состоянии современной космонавтики, самое время начать разговор о том, ради чего мы начали нашу беседу: борьба России и Америки за лидерство в мировой космонавтике. Начнём с истории.

Космической гонкой принято называть события в период с 1957 по 1988 годы. В это время происходила напряженная борьба между СССР и Америкой за первенство в освоении космоса. Америка и Россия. Два непримиримых соперника в области освоения космоса. Противостояние продолжается больше полувека. Обе державы всегда демонстрировали свои амбиции в этом вопросе. Еще бы, высокий уровень развития отрасли наглядно демонстрирует не что иное, как мощь государства. И здесь важно все: стратегия освоения космоса, прорывные технологии, интеллектуальный потенциал, материальные ресурсы, уровень промышленности. В ходе большой космической гонки СССР и США стали первыми и главными «космическими державами», способными выводить на орбиту спутники своими ракетами-носителями, и «космическими сверхдержавами», начавшими пилотируемые космические полёты. Основные и самые громкие события в сфере космонавтики произошли именно в то время. О них стоит говорить подробнее.

Первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» был запущен Советским союзом 4 октября 1957 года, что послужило началом космической гонки. Для СССР, недавно закончившего кровопролитнейшую войну, спутник стал символом перемен и светлого будущего, кроме того, страна стала первой космической державой. Для США, считавшейся самой технологически развитой страной, запуск «Спутника» стал тяжёлым и неожиданным ударом.

Спутник-1
Спутник-1

В 1958 году был принят «Закон об образовании в целях национальной обороны» (National Defense Education Act), призванный поощрить получение образования в стратегически важных областях науки, также было организовано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

Через четыре месяца, 1 февраля 1958 года, Соединённым Штатам удалось запустить свой искусственный спутник — «Эксплорер-1».

Эксплорер-1
Эксплорер-1

Первыми млекопитающими с планеты Земля, которые преодолели линию Кармана и возвратились назад живыми, стали собаки Дезик и Цыган. Они поднялись на высоту 110 км 22 июля 1951 года в 4 часа утра.

Собака Лайка 3 ноября 1957 года стала первым живым существом, выведенным на орбиту на советском корабле «Спутник-2». Возврат не планировался и, совершив несколько витков, Лайка погибла от перегрева в апогее орбиты.

Лайка, собака-космонавт
Лайка, собака-космонавт

19 августа 1960 года в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. После орбитального полёта собаки благополучно вернулись на Землю. Первый в мире орбитальный полёт животных с возвратом.

Белка и Стрелка
Белка и Стрелка

В США в 1961 году был запущен космический аппарат с шимпанзе Хэмом на борту. Первый суборбитальный полёт животного, осуществлённый американцами. Хэм вернулся живым.

Шимпанзе-космонавт Хэм
Шимпанзе-космонавт Хэм

В 1968 году на борту советского аппарата «Зонд-5», облетевшего вокруг Луны, находились две среднеазиатские черепахи.

После запуска в космос животных и первых спутников следующим шагом для космонавтики должен был стать выход человека на орбиту Земли.

Первым человеком в космосе и сразу на орбите был советский космонавт Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый орбитальный полёт на корабле «Восток-1». В России и во многих других странах этот день отмечается как праздник — Всемирный день авиации и космонавтики. Начав пилотируемые космические полёты, СССР стал первой «космической сверхдержавой».

Юрий Гагарин
Юрий Гагарин

Очень скоро второй (и одной из двух на следующие 42 года) «космической сверхдержавой» стали США. 5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил суборбитальный полёт до высоты 187 км пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса, а 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полёт.

Алан Шепард
Алан Шепард

В начале 1960-х гг. СССР развивал и закреплял успех в космической гонке. Ещё до запуска первого американского орбитального корабля в СССР был сделан второй полёт («Восток-2»). Через год (11 августа 1962 года) состоялся первый групповой космический полёт («Восток-3» и «Восток-4»), а ещё спустя год (16 июня 1963 года на корабле «Восток-6») в космос полетела первая (и на последующие два десятка лет единственная) женщина-космонавт — В. В. Терешкова.

Валентина Терешкова
Валентина Терешкова

18 марта 1965 года А. А. Леонов, член экипажа корабля «Восход-2», впервые в мире совершил выход в открытый космос. При возвращении Леонова из открытого космоса сложилась нештатная ситуация: разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление. Кроме того, перед посадкой не сработала система автоматического схода с орбиты. Павел Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе. Спасатели добрались до спускаемого аппарата только через сутки.

Беляев и Леонов (слева направо)
Беляев и Леонов (слева направо)

Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1» (2 января 1959), а первым аппаратом, достигшим Луны — станция «Луна-2» (13 сентября 1959 года).

В декабре 1968 года Америка вырвалась вперёд в лунной гонке, когда Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс в полёте 21-27 декабря на корабле «Аполлон-8» сделали 10 витков вокруг Луны.

В скором времени США выиграли всю лунную гонку, совершив посадку на Луну. В 1969 году 16 июля корабль Апполон 11 с экипажем из трёх человек (Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин E. Олдрин младший) стартовал, 20 июля он совершил посадку на Луну, а 21 июля Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны.

Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин E. Олдрин младший
Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин E. Олдрин младший
Нил Армстронг на Луне
Нил Армстронг на Луне

Впоследствии США провели ещё 5 экспедиций на Луну, а в некоторых последних использовался управляемый астронавтами лунный самоходный аппарат. Из каждого рейса было привезено по несколько десятков килограммов лунного грунта.

По окончании «лунной гонки» как в США, так и в СССР (проекты «Аэлита» и МАВР) были разработаны технические предложения по организации пилотируемых полётов на Марс, однако в связи с чрезмерными для одной страны затратами в стадию реального воплощения они не перешли.

15 июля 1975 произошёл первый совместный международный пилотируемый полёт и стыковка космических аппаратов двух государств. Экипажи — Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон (Аполлон), Алексей Леонов и Валерий Кубасов (Союз-19).

Датой окончания гонки некоторые считают высадку американцев на Луне (21 июля 1969 года), другие же утверждают, что более правильной датой будет дата стыковки кораблей соперников (15 июля 1975 года). Однако так или иначе космическая гонка позволила совершить огромный скачок в исследовании космоса.

По-моему, одного победителя здесь нет, потому что СССР выиграл гонку космическую, а США-лунную.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Сравнения уровня развития в космонавтике России и Америки на данный момент

Со времени окончания космической гонки прошло много лет и многое изменилось. Для того чтобы узнать, как развивается космонавтика в России и Америке сейчас, обратимся к словам человека, хорошо в этом разбирающегося. Для этого мы воспользуемся материалами интервью с Героем России Фёдором Юрчихиным, беседу вела Светлана Сухова. Несколько слов о герое интервью.

Фёдор Юрчихин
Фёдор Юрчихин

Фёдор Никола́евич Юрчи́хин (род. 3 января 1959 года, Батуми, Грузинская ССР, СССР) — российский космонавт (423-й космонавт мира и 98-й космонавт России)[1]. Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Российской Федерации.

Порядковый номер: 426 (98)

Количество полетов: 4

Налет: 537 суток 02 часа 31 минута 34 секунды.

Число выходов в открытый космос: 8

Продолжительность работ в открытом космосе: 51 час 57 минут.

Вот что говорит Фёдор Николаевич о лидерстве Америки в космосе на данный момент.

«Вне всякого сомнения, американцы — лидеры. У нас в последние годы принято было говорить, что они отстают от нас по пилотируемым программам, точнее, по средствам доставки экипажей на орбиту, но ведь ими одними космическая отрасль не ограничивается. Мы делали на них акцент только потому, что такие программы — то немногое, где мы ещё оставались на плаву, а успехов по иным направлениям у нас особо не наблюдается».

Дальше не имеет смысла дословно пересказывать всё интервью. Мы лишь воспользуемся рассказом Фёдора Юрчихина для того, чтобы узнать, каково техническое оснащение космической отрасли на данный момент в Америке и в России.

Последняя марсианская программа «Фобос-грунт» , утвержденная в качестве проекта ещё в 1998 году, завершилась неудачей, и ,несмотря на обещание ведущиеся работы, возобновить запуск АКМ не получается. В 2011 году стартовал американский марсоход Curiosity, он передал на Землю множество данных о Красной планете, став к тому же самой тяжёлой полезной нагрузкой (899 кг) в истории освоения Марса: формирование предложений началось в 2004 году.

В 2018 году Илон Маск (SpaceX) запустил сверхтяжёлую ракету-носитель Falcon Heavy (три успешных запуска на данный момент).

Отметим, что у России пока нет ни нового корабля, ни сверхтяжелого носителя, у Америки есть и то, и другое. Пилотируемый корабль Crew Dragon и ракета-носитель Falcon-9 были успешно запущены. В случае успеха США вновь обретут полную независимость в доступе астронавтов NASA в космос. Причем с национальной территории. После перерыва почти в девять лет (с 21 июля 2011 года), в течение которых они летали в космос на МКС и возвращались на Землю только на российских пилотируемых кораблях «Союз».

Crew Dragon
Crew Dragon

Crew Dragon — не единственный новейший американский корабль. SpaceDev — подразделение Sierra Nevada Corporation — разрабатывает многоразовый космический корабль «Dream Chaser» («Бегущий за мечтой») для доставки грузов на низкую околоземную орбиту.

Уже исправно летает в космос такой интересный многоразовый космический аппарат, как Boeing X-37B Orbital Test Vehicle. Есть проработки НАСА и Boeing над пилотируемым вариантом Х-37, рассчитанным на трёх космонавтов,— эдаким мини-шаттлом. У НАСА и Boeing есть и другой проект — пилотируемого транспортного корабля CST-100 Starliner. На данный момент у России есть только один пилотируемый корабль — «Союз». За последние годы «Союз» прошёл серию глубоких модернизаций, поэтому дело не в том, что он уступает новейшим американским разработкам, а в том, что он — единственный.

Но почему же в России произошёл спад разработок в сфере космонавтики. Фёдор Юрчихин объясняет это тем, что в «Роскосмосе» часто меняется руководство и вслед за ним указания для разработчиков, с каждым годом становится всё меньше людей, что раньше участвовали в свершении великих побед советской космонавтики, на данный момент тормозят развитие космической отрасли колоссальные кадровые проблемы и устаревшие фонды. Кроме того, нужны новые помещения, оснащённые по последнему слову научной мысли и техники, и молодые талантливые кадры.

Поэтому мы вынуждены будем согласиться со следующей фразой Фёдора Николаевича:

«Так что гегемонию США в космической отрасли можно считать свершившимся фактом. А что мы ожидали? Столько лет безденежья, чехарды во власти и уничтожения уникальных кадров разве могли остаться без последствий?»

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ)

Гонка до Красной планеты

Гонка за первенство в космосе. Гонка за первенство на Луне. По мнению многих людей, увлекающихся космосом, следующей целью должна стать высадка человека на Марс, ведь разговоры об экспедициях и проектах по достижению Красной планеты начались ещё в прошлом веке. Но с того времени распределение сил переменилось, в игру вошли новые игроки, поэтому разговор о том, кто же раньше других ступит на Марс, обещает быть интересным.

Для полета на Марс необходимо быть готовыми ко всем особенностям Красной планеты, а значит, для безопасной посадки на поверхность планеты и взлета с неё уже не подойдут космические корабли, приспособленные к полетам до Луны. Так какие страны имеют подходящие ракеты или технологии для того, чтобы достичь Марса?

Первые в списке, без сомнений, США. Планы меняются, сроки передвигаются, но работа над отправкой человека на Марс ведется упорно и не прекращается.

Среди новостей о новых планах и проектах относительно Марса часто фигурирует имя Илона Маска. Он не раз заявлял о намерениях отправить человека на Марс, и сейчас это событие планируется на 2024 год.

Илон Маск
Илон Маск

Исследования Марса SpaceX ранее намеревалась начать с отправки беспилотных миссий Red Dragon. Первый полет был намечен на 2018 год. В миссии планировалось задействовать ракету-носитель сверхтяжелого класса Falcon Heavy и предназначенный для пилотируемых полетов космический корабль Dragon V2, вторую версию корабля Dragon, разрабатываемую компанией в рамках программы NASА Commercial Crew Development. Разрабатываемая с 2011 года ракета-носитель Falcon Heavy была впервые успешно запущена в феврале 2018 года, однако центральный блок посадить на плавучую платформу не удалось.

Red Dragon
Red Dragon
Ракета-носитель Falcon Heavy
Ракета-носитель Falcon Heavy

Первый испытательный полет Crew Dragon к МКС был проведен в марте 2019 года, а второй, с астронавтами Бобом Бенкеном и Дагом Хёрли на борту, был запущен 30 мая 2020 года. На данный моент корабль состыковался с МКС, приводнение планируется 2 августа этого же года, . Казалось бы, у SpaceX почти все готово к беспилотному полету на Марс, однако тут вспоминается история – от миссий Red Dragon компания отказалась в июле 2017 года, когда было заявлено, что развитие программы приостановлено в пользу более крупных ракет, а именно ITS (Interplanetary Transport System), межпланетной транспортной системы, анонсированной SpaceX годом ранее.

В сентябре 2017 года на Международном конгрессе по астронавтике в Аделаиде предприниматель представил новый план по разработке транспортной системы с использованием ракеты Big Falcon Rocket, которой предстоит заменить все существующие ракеты и космические корабли компании SpaceX, в том числе Falcon 9, Falcon Heavy, грузовой космический корабль Dragon и пилотируемый Dragon V2. Именно на разработке многоразовой пилотируемой системы BFR и планирует сфокусироваться теперь SpaceX.

Итак, проект BFR (StarShip) предполагает создание многоразовой ракеты-носителя и космического аппарата, а также наземной инфраструктуры для их запуска и повторного использования. В дополнение к этому в космос будут выведены топливные депо для заправки ракет на низкой околоземной орбите. Новую ракету, как заявлено, можно будет использовать в том числе для исследования Марса, включая как миссии с отправкой грузов, так и пилотируемые полеты.

Разработка концепции BFR началась в 2012 году с создания ракетного двигателя Raptor. Первые успешные огневые испытания двигателя на стенде были проведены в сентябре 2016 года. Двигатель работает на жидком метане и жидком кислороде, а не на керосине и жидком кислороде, как в сегодняшних ракетах компании Falcon 9 и их двигателях Merlin. Выбор такой топливной пары обусловлен возможностью производить топливо на Марсе. Метан можно легко синтезировать на месте, используя воду и двуокись углерода из атмосферы планеты благодаря реакции Сабатье. NASA уже сообщило об обнаружении большого количества подземных льдов на планете.

Космическое агентство NASA должно организовать первую пилотируемую экспедицию к Марсу уже в 2030-х годах текущего века.

Один из элементов марсианской программы NASA – новая сверхтяжелая ракета SLS (Space Launch System). Ракета разрабатывается компанией Boeing с 2011 года. Тестовый запуск ожидался в декабре 2019 года, однако его перенесли. В беспилотный полет ракета-носитель отправится вместе с новым многоцелевым пилотируемым кораблем «Орион».

SLS (Space Launch System)
SLS (Space Launch System)

В январе прошлого года компания Lockheed Martin официально объявила о начале строительства корабля, который будет запущен уже вместе с ракетой SLS. Пилотируемый полет «Ориона» будет частью программы по созданию международной лунной орбитальной станции Deep Space Gateway (сейчас Lunar Orbital Platform-Gateway), строительство которой, в свою очередь, шаг на пути к полету на Марс. NASA собирается построить на лунной орбите посещаемую станцию DSG, которая будет предназначена не только для изучения Луны, но также выступит в качестве космопорта для марсианских экспедиций.

Deep Space Gateway
Deep Space Gateway

И если проблема того, как добраться до Марса, уже, кажется, решена, то вот вопрос посадки на планету еще не совсем понятен. Заместитель администратора NASA по вопросам пилотируемых космических полетов Уильям Герстенмайер в июле 2017 года заявил, что агентство просто не знает, как посадить на Марс корабль с астронавтами.

США – единственная страна, официально запланировавшая полет на Марс. Но даже у Америки на сегодня нет всех необходимых составляющих для марсианской экспедиции.

Атмосфера планеты достаточно плотная, и космические аппараты, спускаемые на поверхность, приходится оснащать теплозащитным экраном, но в то же время она настолько разряжена, что тяжелый космический корабль посадить с использованием парашютов не получится.

Тем не менее у США есть и финансовые, и технические возможности для того, чтобы когда-нибудь отправить человека на Марс. Вероятно, они сделают это первыми, если не изменится политическая или экономическая обстановка в мире и в самих Штатах.

Что же касается Маска, то он, конечно, продвинулся в деле коммерциализации космоса, но все называемые им сроки тоже постоянно переносятся, а программы пересматриваются. Уверенности в том, что Илон Маск в этот раз уложится в сроки и тем более опередит NASA, все же нет.

США первыми установят свой флаг на Марсе: вероятность 50 из 100.

В России после одобрения президента В.В. Путина в начале 2018 года началось создание новой российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса, которая будет использоваться для лунных и марсианских миссий. Возможно, найдет применение ракета и при строительстве международной окололунной станции Deep Space Gateway. Головным разработчиком определена ракетно-космическая корпорация «Энергия».

Также до 2028 года на космодроме Восточный будут созданы стартовый комплекс и наземная инфраструктура для запусков ракеты. Эскизный проект стартового комплекса разработан в 2019 году. Согласно плану, летные испытания новой сверхтяжелой ракеты-носителя должны начаться к 2027 году.

Все же стоит отметить, что создание ракеты сверхтяжелого класса пока не включено в Федеральную космическую программу. Также в ней нет и пилотируемого полета на Марс. Тем не менее нельзя исключать, что программу могут и пересмотреть. Новые цели в космосе могут вытянуть отрасль из застоя и, конечно, укрепят престиж страны.

Создается в России и новый космический корабль, призванный прийти на замену «Союзам» и «Прогрессам». Новый космический корабль «Федерация» должен стать настоящим универсалом, пригодным, в отличие от предшественников, и для полетов на Луну, и для ближнего космоса. Однако на «Федерации» к Марсу не полетишь. Цель ее участия в экспедиции ограничится только доставкой космонавтов на околоземную орбиту перед полетом и их возвратом с орбиты после. Долгое путешествие к Красной планете «Федерации» не по силам, здесь нужен отдельный корабль, как минимум имеющий достаточную вместительность для комфортного размещения членов экспедиции и запасов на время полета. Да, и для спуска на поверхность понадобится посадочный модуль.

«Марсианский корабль» придется собирать на орбите из нескольких модулей, запуская по очереди ракеты со всеми его частями. Стартовать к Марсу он будет уже с орбиты. NASA ориентируется на длительную экспедицию к Марсу. Однако чем дольше полет, тем больше рискуют своим здоровьем члены экипажа. В России идет создание ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса, предназначенной для полетов в дальний космос. Это совместный проект «Роскосмоса» и «Росатома». Как отмечал бывший глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, энергоустановка с ядерным двигателем позволяет достигнуть Марса за один-полтора месяца, обеспечивая возможность маневрирования и ускорения. Применяя традиционные технологии, лететь на Марс придется около полутора лет.

Но опять же у нас нет систем высадки на Красную планету. Да и не дружим мы с Марсом, наши полеты к нему часто заканчивались неудачами. Тем не менее и не такие сложности решали наши конструкторы и ученые.

Россия возьмет реванш за Луну, и мы первыми пройдемся по Марсу: вероятность 30 из 100.

В июле 2017 года Китай обнародовал планы по исследованию Солнечной системы в ближайшие двадцать лет. Кроме миссий на Луну и Марс, он включает полеты автоматических станций к одному из околоземных астероидов и Ганимеду – крупнейшему спутнику Юпитера.

В 2020 году Китай запланировал отправку на Марс своего ровера, а около 2030 года надеется доставить с Марса образцы грунта. Но успех этих миссий зависит от создания КНР сверхтяжелой ракеты «Чанчжэн-9». Разрабатываемый носитель, сравнимый с ракетой «Сатурн-5», должен будет выводить до 133 тонн полезной нагрузки на низкую опорную орбиту и до 50 тонн – на геостационарную. Ее первый полет ожидается в 2028 году в рамках подготовки к полету на Луну в 2030-е годы. Было заявлено, что около 70% оборудования и компонентов, необходимых для испытательного полета, в настоящее время проходят испытания.

Однако Китай вполне может вырваться в лидеры, если США и далее будут откладывать пилотируемый полет, а Россия не пожелает ввязываться в марсианскую гонку. В таком случае у Китая, стремящегося стать ведущей мировой державой, будут все шансы высадиться на Марс первым.

Китай вырвется в лидеры и первым полетит на Марс: вероятность 30 из 100.

Проект «Аврора» – программа Европейского космического агентства по изучению Солнечной системы – включает в себя исследования Луны и Марса автоматизированными зондами, а также пилотируемые полеты к ним. Однако полет к Красной планете предполагается осуществить только в международном сотрудничестве.

Пилотируемый полет на Луну запланирован на 2024 год, на Марс – на 2033 год. Хотя стоит отметить, эта часть программы была поставлена под сомнение главными странами-участницами Европейского космического агентства, и вполне возможно, что вся программа «Аврора» будет переориентирована только на роботизированное исследование Марса.

Неожиданно для всех первым на Красной планете окажется европеец: вероятность 10 из 100.

Индия уже имеет развитую космическую программу и в настоящее время по потенциалу является шестой космической державой. Она самостоятельно проводит запуски спутников связи на геостационарную орбиту и автоматических межпланетных станций к Луне и Марсу. В 2013 году к Марсу была отправлена АМС «Мангальян», предназначенная для исследования планеты с орбиты. Имеет Индия и собственную пилотируемую космическую программу. Прошлым летом Индийская организация космических исследований (ISRO) запустила свою самую тяжелую на сегодня ракету GSLV-Mk III.

Так же как и с Европой, полет на Марс представителя Индии будет неожиданностью: вероятность 10 из 100.

Однако с наибольшей вероятностью первым на Красную планету ступит не представитель определенного государства, а тот, кто представит всё человечество после того, как страны лидеры объединятся для достижения общей цели: вероятность 90 из 100.

Источники информации:

https://iz.ru/866890/mikhail-kotov/uzhe-sovsem-vzroslaia-chto-uspela-sdelat-mirovaia-kosmonavtika- Статья «Уже совсем взрослая: что успела сделать мировая космонавтика»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Космическая_гонка#Предыстория- статья с Википедии "Космическая гонка"

https://vk.com/@space_live-proshlym-mozhno-gorditsya-no-im-nelzya-zhit-kakov-zapas-konk- Статья "«Прошлым можно гордиться, но им нельзя жить» — Каков запас конкурентоспособности у отечественной космической отрасли?"

https://ru.wikipedia.org/wiki/Юрчихин,_Фёдор_Николаевич

https://www.mai6.ru/contents/articles/kosmonavtika/letchik-kosmonavt-rf-yurchihin-fiodor-nikolaevich.html

https://vk.com/@inspaceroom-kosmicheskaya-gonka-stoletiya-kto-budet-pervym-na-marse - статья "Космическая гонка столетия: кто будет первым на Марсе?"

Наука
7 млн интересуются