Очень важно, чтобы ваш сайт работал идеально с технической стороны. Если внешние ссылки не полностью зависят от вас, то следить за функциональностью и техническим состоянием ресурса — полностью ваша задача.ехнический аудит сайта
В техническом аудите сайта мы будем проверять следующие параметры:
- Индексация
- Показатели сайта от поисковых систем
- Микроразметку
- Наличие страницы 404
- Скорость загрузки сайта
- Работоспособность сервисов сайта
- Ошибки в верстке
Давайте разберем по порядку.
Индексация
Самый простой способ проверить индексацию — посмотреть количество страниц в индексе Яндекса и Google через оператор site.
В индексе Яндекса у испытуемого сайта оказалось 88 страниц.
В Google у нас 84 страницы. Не большая разница, не очень интересный пример. Однако, бывает так, что в Яндексе насчитывается 10 000 страниц, а в Google 40 000, и вот это уже однозначный сигнал о проблемах с индексацией в одной из поисковых систем. Либо что-то лишнее в Google, или чего-то не хватает в Яндексе.
Для проверки индексации в Яндекс.Вебмастере есть целый раздел с кучей разных инструментов.
Первое место, куда стоит зайти — статистика обхода сайта. Нужно убедиться, что Яндекс постоянно индексирует все новые страницы сайта и понять, почему исключает.
В испытуемом сайте мы видим, что в поиск попадает не так уж и много страниц, в лучшем случае по одной в неделю. Если мы знаем, что контент публикуется чаще — это проблема.
Так же нужно обратить внимание и на исключенные страницы и причину исключения в разделе «Страницы в поиске». Тут можно выявить страницы с дублями, кодом ответа 404 и малополезными контентом.
Ситуация в Яндексе ясна, пока перейти в Google Search Console и оценить индексацию в Google.
В GSC за индексацию сайта отвечает инструмент «покрытие». Тут вы можете посмотреть сколько страниц в день обрабатывает краулер, какие из них заблокированы для индексации и почему, а так же все ошибки связанные с индексом.
Robots.txt
Еще одно место, куда стоит заглянуть — это технический файл Robots.txt.
Обычно, плохой robots видно сразу. У него могут дублироваться команды, пагинация или URL с параметрами не закрыты, да и вообще его может не быть. Для начала, нужно оценить его визуально, а дальше можно уже проверить с помощью кабинета вебмастера Яндекс. Для этого заходим в раздел Инструменты — Анализ файла robots.txt.
Тут же в этом инструменте вы можете проверить несколько основных типов страниц сайта, чтобы удостовериться, что они доступны для индексации.
Если при составлении файла были допущены технические ошибки или опечатки — они подсветятся тут.
Sitemap.xml
Самое главное, что нужно проверить в карте сайта — это её наличие. Понять это можно еще на предыдущем этапе. Если она не указана в robots.txt, то с вероятностью в 99% её нет.
Даже если она есть, её нужно проверить на актуальность, полноту и валидность. Для этого нам снова понадобятся кабинеты вебмастеров, логика и здравый смысл.
В первую очередь переходим в Анализ файлов Sitemap в инструментах Вебмастера Яндекса и выбираем способ проверки карты. Лучше всего делать это по прямой ссылке с сайта.
Если всё оак и ошибок не найдено — вебмастер так вак и скажет.
Если будут ошибки — вносим в таблицу и готовим ТЗ на переделку функционала формирования сайтмапа.
В Google Search Console функционал проверки карты сайта шире, чем у Яндекса. Тут вы можете посмотреть статистику ошибок за выбранный период
И расшифровку найденых косяков
Всё, что выдал нам инструмент — а таблицу.
Второе, на что стоит обратить внимание — актуальность и частота обновления карты сайта. Посмотрите когда на сайте был выложен последний контент и появился ли он в карте сайта. Если нет — значит она не актуальна и нужно это исправлять.
Показатели сайта
Сейчас цифровых показателей не так уж и много. Google больше не показывает на PR, Яндекс перестал считать тИЦ. Единственное, что нам осталось — посмотреть ИКС. Сделать это можно в кабинете вебмастера в разделе «Качество сайта».
Проанализируйте данные графика. Как изменялся икс за последний год, рос или падал. Если падал — плохо, значит сайт становится хуже в глазах Яндекса. Для понимания общего уровня доверия ПС к сайту полезно узнать его ИКС.
Микроразметка
На сегодня есть три вида микроразметки:
- Open Graph — для социальных сетей
- Schema.org — для всего на свете
- JSON-LD — в основном для организаций
Использовать на сайте лучше как минимум две из трех, причем Open Graph обязателен.
На прямую микроразметка не является фактором ранжирования, но она сильно влияет на внешний вид сайта в выдаче и социальных сетях, что повышает или понижает его CTR.
Проверить микроразметку не сложно. Переходим в инструменты вебмастера Яндекс — валидатор микроразметки. Тут вам нужно вставить ссылку на проверяемую страницу и получить все данные по её разметке.
Если будут ошибки или предупреждения — вебмастер их вам покажет.
Если микроразметки нет, то при старте продвижения вам нужно будет её внедрить.
404 страница
404 страница должна выводиться каждый раз как пользователь переходит на несуществующую страницу сайта. Проверить её наличие не сложно. Достаточно просто к адресу сайта дописать /404 и вы должны будете на неё попасть.
Если нет, значит либо самой страницы нет, либо она не настроена в htaccess и это нужно исправить.
На примере выше плохая 404 страница. Она никак не информирует пользователя и по сути является ошибкой. Вот так должна выглядеть нормальная 404.
Скорость загрузки сайта
Самая распространенная ошибка, которую совершают при замере скорости загрузки — проверяют главную страницу. Это не верный подход и проверять нужно коммерчески важные страницы. Хотя главная зачастую в них входит.
Основной сервис проверки — Google pagespeed insights, но мы рекомендуем использовать его в паре с GTMetrix.
Вы можете проверить одну и ту же страницу в разных сервисах и тогда поймете в чем разница.
Не забывайте отдельно замерять скорость для мобильных и десктопных устройств.
Вы можете просто оценить ситуацию и внести это в таблицу, либо попробовать детально разобраться. Второе не обязательно в рамках аудита, а лучше это делать уже в рамках продвижения и доработки сайта, т.к. показатели могут измениться.
GTMetrix показывает более четкие цифры в отличии от Pagespeed. Тут вы можете посмотреть сколько запросов отправляет страница, прежде чем загрузиться и сколько времени это занимает.
Но главное даже не это. Самые интересные данные кроются в «Водопаде» — графике загрузки сайта, где можно наглядно посмотреть что и каком порядке грузится, а главное сколько времени занимает.
Проанализируйте несколько основных типов страниц, например главную, товарную, категорию и статью и вы поймете общую картину о состоянии загрузки сайта.
Работоспособность сервисов
Ну тут всё вообще просто. Весь функционал сайта должен работать. Если есть калькулятор — он должен исправно считать. Если есть формы или другие интерактивные элементы — они должны также исполнять свою роль. Просто «поюзайте» сайт и оцените его общую работоспособность.
Ошибки в верстке
Тут тоже всё довольно просто. Пока вы исследуете весь сайт, обращайте внимание на его верстку. Если вы видите в ней проблемы — запишите это в таблицу для дальнейшего исправления.