ТРОНУТЬСЯ В ГОРКУ НА ЭКЗАМЕНЕ В ГАИ

7,3K прочитали
Любишь кататься – люби и в горку трогаться. Так я перефразирую известную пословицу  своим ученикам. Все обучаемые водительскому мастерству, рано или поздно въезжают на подъем.

Любишь кататься – люби и в горку трогаться. Так я перефразирую известную пословицу своим ученикам. Все обучаемые водительскому мастерству, рано или поздно въезжают на подъем. И сталкиваются с проблемой трогания в горку. И не у всех эта проблема решается сразу.

Ну что ж. Предлагаю три варианта, три способа решения этой проблемы. Пробуйте и выбирайте для себя сами. Какой вам лучше подходит.

Способ первый. И он, кстати, был единственным в те далекие времена, когда не было инжекторных двигателей, а ездили мы на карбюраторных автомобилях. Если ещё кто-то учится на карбюраторном автомобиле, то этот способ для вас. Требования к двигателю – практически никакого. Любой изношенный или, как говорят убитый двигатель, вывезет вас в горку. А вот требование к ручному тормозу – высокое. Он должен работать идеально. Применение огромной физической силы к нему не способствует выполнению упражнения в целом. Во-первых, среди учеников большинство женщин, не обладающих тягой к занятиям тяжелой атлетикой или бодибилдингом. А во-вторых, за мою практику я пару раз был свидетелем, когда ученик просто вырывал с корнем рычаг ручного тормоза.

Итак, въезжаем на подъем. Останавливаемся. Ставим на ручной тормоз. Проверяем, стоит или нет автомобиль. Убираем ногу с тормоза. Если автомобиль начинает скатываться назад, то снова ногой на тормоз и рукой дотягиваем стояночный. Иногда эту операцию приходится повторять несколько раз.

Собираемся духом. Спешить не стоит. Педалью газа набираем обороты по тахометру примерно до 2000 оборотов. На тахометре – это цифра 20. И удерживаем педаль газа в этом положении, так, чтобы стрелка не качалась. Секунд пять-десять. Это нужно для аккуратности. Не торопитесь. Затем, продолжая удерживать педаль газа, начинаем аккуратно, плавно приподнимать педаль сцепления до тех пор, пока та самая стрелка на тахометре не начнет опускаться вниз. Это педаль сцепления так на неё влияет. Вы ещё можете почувствовать, что двигатель напрягается. Вам важно, чтобы стрелка опустилась до одной тысячи оборотов. Вот тут-то держите уже обе педали в этом положении. Если пяточками вы остаётесь на полу, то очень даже замечательно

Итак, ноги замерли. Третье действие, снова педаль газа – добавляем, так, чтобы стрелка поползла к верху. Как только пошла вверх, и вы это четко видите, отпускайте ручной тормоз. Но педали держите. Автомобиль поползет вверх. Если у вас сильно затянут ручник, то удержать педали –пожалуй, самое сложное во всем действии. А надо. Далее, сцепление полностью поднимать не следует. Держите как есть, пока полностью не подниметесь на горку.

Если в процессе ваших действий, в момент, когда автомобиль должен был ползти вверх, а он стоит и не шевелится, то причин для паники нет. Он же стоит. Работает и не скатывается. Дальше делайте обычное трогание, как на ровной дороге. То есть добавляйте немного газ, и чуть приподнимайте сцепление, но не полностью. И уж чего категорически делать нельзя, так это нажимать сцепление вниз. У нас, на начальной стадии обучения вождению, уже выработался рефлекс – чуть что, сцепление вниз. И это правильно, на обычной дороге. Но не на горке. Здесь нужно загасить этот рефлекс. И не давить беспричинно сцепление. То есть, на горке, сцепление либо держать, либо вверх. Вниз нельзя. А вот газ наоборот - либо держать, либо вниз.

И обратите внимание, на мои немного странные команды. Педаль вверх, педаль вниз. Это к сведению для инструкторов. Я никогда не применяю команды «отпустить сцепление, отжать». Отпустить куда? Вниз… или отпустить вверх? А отжать куда? Вверх, вниз? Для ученика – это еще один повод ошибиться. Он в режиме он-лайн, когда от него требуется конкретное сию секундное действие, теряется и часто делает с точностью до наоборот.

Но это я немного отвлекся.

Итак, второй способ. Он годится для современного инжекторного автомобиля. Двигатель должен быть в идеальном состоянии. Все системы и приборы, работающие совместно с электронным блоком управления, в простонародье - мозги автомобиля, должны быть в исправном состоянии. К стояночному тормозу требований никаких. Мы попросту его не используем в выполнении данного приема. В современном Регламенте правил проведения экзамена в ГАИ разрешено выполнять упражнение без стояночного тормоза.

Въезжаем на подъем, останавливаемся. На ручной тормоз не ставим. Удерживаем ногой педаль тормоза. Аккуратно подводим сцепление. Быстро нельзя. Дело в том, что когда сцепление дойдет до нужной точки (мы её называем балансовой точкой), автомобиль получает команду – «поехали». А ехать-то он не может. Мы тормоз держим. И от этого двигатель начинает напрягаться. Он начинает вибрировать. Мало того, наш инжектор - умный. Он понимает, что появляется какая-то нагрузка. И двигатель сам себе добавляет газ. Мы не можем добавить газ, у нас нога занята тормозом, а двигатель добавляет. Есть там такой датчик холостого хода, который препятствует падению оборотов. Он приоткрывается и добавляет сам себе газ, чтобы, несмотря на появившуюся нагрузку и вибрацию, удержать обороты холостого хода на том же уровне и не заглохнуть.

Но… нашему умному двигателю, чтобы распознать эту нагрузку и успеть добавить газ, нужно время. Пару-тройку секунд. То есть, если вы будете быстро поднимать сцепление, то двигатель не успеет среагировать. Он заглохнет. Поэтому, поднимаем сцепление очень аккуратно.

Почувствовали маленькую вибрацию, остановите сцепление. Секунд на пять или чуть больше. Пусть двигатель привыкнет. Затем добавьте вибрации, до среднего уровня, чуть приподнимите сцепление. И снова задержите, секунд на пять. Затем ещё добавляем, осторожно, до крупной вибрации. Это был третий раз. Снова держим сцепление. Теперь пробуем отпускать тормоз. Если автомобиль пополз вверх – флаг ему в руки, помогайте двигателю газом.

Но скорей всего автомобиль у вас зависнет, будет стоять на месте. Нам только этого и надо. Далее просто трогаемся, как на ровной дороге. Не спеша. Добавляем газ, и сцепление чуть повыше. Но полностью не поднимаем.

Автомобиль потихоньку выползает. Ловкость ног и никакого мошенничества. Удобство этого способа в том, что мы работаем только ногами. Мои ученики для экзамена чаще выбирают именно этот способ. Хотя на занятиях изучаем и первый и второй. И следующий, третий способ.

Итак, третий способ.

Его можно применять тогда, когда автомобиль, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Чего греха таить, учебные автомобили в массе своей изношены. Если вы учитесь на хорошем автомобиле, то считайте, что вам повезло. А у многих и ручник не затянешь, и двигатель коптит. Тогда именно этот способ будет наиболее удачным.

Въезжаем на подъем. Ставим на стояночный тормоз. Силу не применяем. Спокойное среднее усилие. И при этом держим педаль тормоза. Как бы помогаем ручному тормозу удерживать автомобиль от скатывания. Один стояночный тормоз не всегда удерживает автомобиль, ведь мы не тянули рычаг со всей силы. Ведь если применять силу, когда настанет время убирать ручник, и при этом ювелирно удерживать обе педали на весу – задача сверхсложная. Поэтому упростим, облегчим себе жизнь, не будем кожилиться с ручником, а поможем ему ножным тормозом.

Итак, стоим на подъеме, держим ногами сцепление и тормоз. Ручник поднят. Начинаем плавно поднимать сцепление. Тормоз при этом продолжаем держать. Добиваемся маленькой вибрации и фиксируем педаль сцепления. Секунд пять или чуть больше. Затем ещё чуть сцепление вверх, добавляем вибрации до среднего уровня. Слышим вибрацию и пробуем плавно убирать ножной тормоз. Проверяем, не скатывается ли автомобиль назад. При скатывании вернуться на тормоз, и снова добавить вибрации. Можно, правда, и ручник чуть подтянуть. Глаза при этом направлены в сторону, через боковое окно. Только так мы наиболее чутко замечаем откатывание назад. Глядя вперед, на облака, мы не всегда можем заметить начало отката.

Если отката нет, глаза переводим на тахометр, теперь нам нужно освободившейся ногой нажимать на газ, сделать на тахометре 2000 оборотов. Кстати, придется довольно таки активно давить, чтобы получить поднятие стрелки. И две тысячи – не самоцель, получится больше, пусть будет больше. Фиксируем газ. Глаза переводим вперед, на край капота. Следующий этап – опять чуть приподнять сцепление до приседания автомобиля. Если у вас переднеприводный автомобиль, то на этом этапе автомобиль своим приседанием покажет вам, что он поехал. Передние колеса начинают поворачиваться, а задние колеса удерживаются ручником, не дают двигаться автомобилю. Получается эффект приседания. Для этого мы и смотрим на край капота (или нижний срез лобового стекла) а также на панораму впереди, чтобы уловить это самое приседание. Присела? Убираем ручник. Автомобиль поехал. Если продолжает стоять, значит доделайте обычное трогание, как будто вы стоите на ровной дороге.

Если у вас не переднеприводный автомобиль, то приседания не будет. Следите тогда за тахометром. Стрелка пошла вниз, вот вам и момент, вместо приседания, когда следует убрать ручник.

Много слов? Трудно воспринять.

Тогда, повторим. Появилась вибрация. Задание глазам: смотреть вбок, есть или нет откатывание назад, когда ослабляем педаль тормоза. Отката нет, переводим глаза на тахометр, нам газом надо набрать 2000 оборотов. Набрали? Переводим глаза вперед, нам приподнять сцепление и увидеть приседание. Присела? Убирайте ручник.

Ещё раз. Глаза: вбок - в тахометр - вперед. Задание нашим ногам: Приподнять сцепление до маленькой вибрации, подержать, еще приподнять до средней вибрации. Убрать тормоз. Далее газ, до 2000 оборотов. Затем еще раз приподнять сцепление до приседания, убрать ручник.

Какой из способов вы себе выбрали. Первый? Второй? Третий? Запишите на бумагу очередность действий.

Повторюсь, первый способ – годится для карбюраторных двигателей. Второй – для современного автомобиля в хорошем состоянии. Третий – тоже для современного автомобиля, но состояние которого вызывает сомнения.

Когда будете выполнять упражнение, следуйте именно той последовательности, которая описана в уроке. Любое отклонение от порядка действий приведет к невыполнению. Пропустите всего одно действие, или выполните не в той последовательности, упражнение не получится. Каждое движение ногой или рукой должно быть по отдельности аккуратно выполнено.

Тогда результат получается сам собой…

Посмотреть видео можно здесь

Если информация оказалась Вам полезной, ставьте лайк. И подписывайтесь на канал.