"Плохой хороший человек" и "Соломенная шляпка"
Приветствую вас, уважаемые читатели! Напомню сюжеты этих двух фильмов.
1. «Соломенная шляпка», 1974 год. Ее поставил замечательный режиссер Леонид Квинихидзе. Достаточно вспомнить «Небесные ласточки», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания». В основу лег водевиль Эжена Лабиша.
Леонидас Фадинар, обаятельный повеса — женится по расчету. Но не может привести в дом новобрачную — там засели мадам Бопертюи со своим любовником. Фадинар должен во чтобы-то не стало вернуть ей соломенную шляпку, съеденную его лошадью. На кону честь дамы и судьба его выгодного брака.
Если сказать, что роль Леонидаса сыграл Андрей Миронов, его тестя Владислав Стржельчик, чету Бопертюи Екатерина Васильева и Ефим Капелян — уже становится ясно, что фильм имел грандиозный успех. Добавлю, что песни к фильму написал Исаак Шварц на стихи Булата Окуджавы, а исполнили их А. Миронов, Л. Гурченко, З. Гердт, А. Фрейндлих и т. д.
2. «Плохой хороший человек», 1973 год. Постановка Иосифа Хейфица. Его мы запомнили по таким работам, как «Дело Румянцева», «Дама с собачкой», «Бродячий автобус». В основу легла «Дуэль» А. П. Чехова.
Лаевский и фон Корен — натуры прямо противоположные. Если Лаевский праздный мечтатель, запутавшийся во лжи, игрок, пьяница и соблазнитель чужих жен; то фон Корен естествоиспытатель, твердо стоящий на ногах и категоричный в своих принципах и суждениях. Жизнь в маленьком городке на Кавказе, скука и унылость. Все на виду и все друг о друге знают. Оба героя ненавидят друг друга. Что и привело их к дуэли, которую не смогли остановить ни дьякон Победов, ни их общий друг доктор Самойленко.
Актерский состав этого фильма не менее звездный. Роль Лаевского сыграл Олег Даль. Его антипода, фон Корена, Владимир Высоцкий, доктора Самойленко Анатолий Папанов. Очень сложную женскую роль, Надежду Федоровну, Людмила Максакова. Актеры буквально прожили жизнь своих героев, так точно и выверено, как нельзя сыграть.
Так что же общего между этими работами, так не схожими по своему жанру — соломенная шляпка итальянской соломы. Да, да! Если объяснять почему, в первом фильме не надо, то во втором…
Замечу, что для изготовления таких шляпок был выведен специальный сорт пшеницы, непригодный в пищу.
Взяв под запись безумно дорогой по тем временам аксессуар — шутка ли 300р, шляпку из итальянской соломки; Надежда Федоровна, несмотря на двусмысленность своего положения — женщина бежавшая от мужа и открыто живущая с любовником; умеет радоваться жизни. Но как и Лаевский, легко идет на обман. Она хочет нравиться, блистать, сообразно своей красоте. И попадает в скверную историю. Таким образом и здесь этот невинный предмет женского туалета, неоднократно акцентированный в кадре, стал звеном в цепи драматических событий.
А как вам кажется, какую роль сыграла шляпка из итальянской соломки в этих произведениях?