2 января исполнилось 100 лет со дня рождения известного писателя-фантаста Айзека Азимова. К этой дате в Никульевской библиотеке подготовлена тематическая выставка «Айзек Азимов: известный и неизвестный», которая открылась 5 января. Традиционно Айзека Азимова называют американским писателем, и большинство поклонников его творчества даже не подозревают о том, что он был родом из России. В эмиграции его судьба сложилась очень успешно, и по его книгам сняли несколько фильмов, которые стали известны во всем мире – например, «Я, робот» с Уиллом Смитом в главной роли.
Исаак Юдович Озимов родился в 1920 г. в деревне Петровичи в Смоленской области, в еврейской семье. Национальные традиции у них всегда соблюдались, и первым языком, который выучил Исаак, был идиш, а первой прочитанной книгой стали рассказы Шолом-Алейхема. Когда мальчику было 3 года, его семья переехала в США и поселилась в Бруклине, где они открыли свой кондитерский магазин. На американский лад его имя произносили как Айзек Азимов, и вскоре это имя узнали во всем мире.
С юности Айзек увлекался наукой. После окончания химического факультета Колумбийского университета он планировал поступить в аспирантуру, но через год изменил свои планы, переехал в Филадельфию и устроился на работу химиком на военной судоверфи. Однако после службы в армии он все же решил довести начатое до конца и окончил аспирантуру, после чего стал преподавателем в Бостонском университете.
Еще в 11 лет Айзек Азимов написал свои первые рассказы, правда, поначалу к литературной деятельности он не относился всерьез. С 1939 г. он начал публиковать свои произведения, а широкая известность пришла к нему в 1941 г., когда вышел рассказ Азимова «Приход ночи» – о планете, где ночь наступает лишь один раз в 2049 лет. В 1968 г. это произведение назвали лучшим из когда-либо опубликованных в этом жанре. Сам автор не считал его выдающимся, хотя и называл «водоразделом» в своем творчестве – после этого его писательская карьера пошла на взлет.
В 1939 г. Азимов написал свой первый рассказ о роботах, и впоследствии не раз возвращался к этой теме. Он сформулировал так называемые «3 закона роботехники», которые потом не раз цитировали и в фантастической литературе, и в кино:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Эти законы стали своеобразным сводом правил для всех авторов, которые впоследствии писали о роботах, а в кино они цитируются до сих пор – как, например, в недавно появившемся на экранах российском сериале «Лучше, чем люди». Кроме того, Азимов стал автором термина «robotics» – «роботехника», который вошел в словари английского языка.
Всемирную известность писателю принес сборник рассказов «Я, робот», опубликованный в 1950 г. В 2004 г. по мотивам этих произведений был снят одноименный фильм с Уиллом Смитом в главной роли. Книги Азимова неоднократно экранизировались, но этот фильм стал самым известным, хотя и был достаточно далек от литературного первоисточника. А знаменитый голливудский актер Уилл Смит признавался, что на съемках «Я, робот» впервые побывал в России и был очень впечатлен этой поездкой.
Развлекательные и коммерческие цели были для писателя всегда на втором плане – он искренне верил в гуманистическую роль фантастики, о чем писал: «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству».
Помимо писательской деятельности, Айзек Азимов был известен и как популяризатор научных идей в обществе – он стал автором цикла научно-популярных статей и книг в разных областях научных знаний. Хитами продаж стали его книги «Химия жизни» и «Азимовский путеводитель по науке». Его даже называли величайшим популяризатором науки ХХ века. В 1983 г. писатель перенес операцию на сердце. Она прошла вполне успешно, но спустя много лет он узнал о том, что во время переливания крови его случайно заразили вич-инфекцией. Эта новость шокировала публику. Айзек Азимов скончался в 1992 г. в возрасте 72 лет в результате развившейся сердечной и почечной недостаточности.
Цитировать писателя-фантаста Айзека Азимова можно бесконечно, вот несколько известных выражений из его произведений:
Разве есть в жизни что-либо более прекрасное, чем поиск ответов на вопросы? («Прелюдия к Академии»)
Высокие моральные качества человека никогда не должны мешать ему совершать добрые дела. («Основание»)
Люди иногда принимают свои недостатки за недостатки общества и хотят переделать Города, потому что не знают, как исправить самих себя. («Стальные пещеры»)
Всегда старайся сначала подумать, а потом лучше промолчи. («Я, робот»)
Нельзя отказывать в свободе тому, кто обладает сознанием, развитым в степени достаточной, чтобы воспринимать понятие свободы и желать ее. («Двухсотлетний человек»)
Свобода не имеет цены. («Двухсотлетний человек»)
На свете нет важных людей. Разве вы возьметесь утверждать, что в природе существует один-единственный важный микроб? («Выведение Человека?»)
Не все, что разрешено, следует одобрять. («Роботы зари»)
Главной характеристикой религии под названием наука является то, что она действует. («Основание»)
Если бы был создан робот, способный стать общественным деятелем, он был бы самым лучшим из них. По законам Роботехники, он не мог бы причинять людям зла, был бы чужд тирании, подкупа, глупости или предрассудков. И прослужив некоторое время, он ушел бы в отставку, хотя он и бессмертен, — ведь для него было бы невозможно огорчить людей, дав им понять, что ими управляет робот. Это было бы почти идеально. («Я, робот»)
Любая система, которая, подобно Вечности, позволяет кучке людей принимать решения за все человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность — синонимы посредственности. В такой Реальности звезды недостижимы. («Конец Вечности»)
Только преодолев величайшие испытания, человечество может успешно подняться к прекрасным и недосягаемым вершинам. («Конец Вечности»)