Здесь мы лишь коснемся темы мозаики в питерском метрополитене, упомянем более подробно о наиболее примечательных произведениях. Детально о некоторых из них — в отдельным материалах.
Автово
Именно с этой станции до станции «Площадь Восстания» пошел первый состав открытой в 1955 году ленинградской подземки. В торцевой части зала здесь находится мозаичное панно «Победа» по эскизу художников А. К. Соколова и В. А. Воронецкого.
На панно изображена женщина с ребенком на плече — олицетворение победившей Родины-Матери. Позади женщины, на золотом фоне — пылающие алым цветом победные знамена. Панно украшают две ленты с надписями «Миру — мир» (вверху) и «Наше дело правое — мы победили» (внизу). Вторая надпись явно отсылает к цитате из речи советского министра иностранных дел В. Молотова, произнесенной в день начала войны 22 июня 1941 г. С алых стягов спускаются ленты наградных знаков, а внизу, на центральном плане — зеленая лента медали «За оборону Ленинграда». В нижних углах — символические щиты с датами начала и победы в Великой Отечественной войне.
Для изготовления панно взяли великолепную, еще довоенную и даже дореволюционную смальту с богатейшим выбором тонов. Только для создания торжественного золотого фона использовалась смальта целых семи оттенков. Кусочки смальты размером 1 на 1,5 см и 2 на 1,5 см набирались таким образом, что они находились под определенным углом друг к другу. Это позволило создать великолепную игру света и цвета, полутонов и оттенков, а также обеспечить необходимую объемность рисунку.
Более подробно об этой мозаике на странице сайта Mosaic Story
Адмиралтейская
По глубине залегания это самая глубокая станция метро в России (86 м) и третья в мире. Стены подземного зала здесь украшают несколько панно из смальты авторства художника А. К. Быстрова и его сына Е. А. Быстрова: «Основание Адмиралтейства в 1704 году» (центральное, размер 4 на 5 м), «Адмиралтейство» (4 на 12 м), «Нева» (4 на 4,5 м), «Нептун» (2 на 5 м). Работы созданы в 2011 году.
Балтийская
Это одна из восьми станций первой ветки ленинградского метро (1955 г.). Как и другую станцию первой ветки, «Нарвскую», мозаикой ее оформляли художники Г. И. Рублёв, И. Г. Рублёв. Мозаичное изображение посвящено революционной тематике. В торцевой части зала находится панно «1917 год», исполненное в технике флорентийской мозаики. На изображении — революционные солдаты и матросы с развевающимся красным знаменем на фоне Невы и крейсера «Аврора». Внизу, в правом и левом углах — надпись: «1917 год».
Бухарестская
Станцию украшают два мозаичных панно, изготовленных в мастерской А. К. Быстрова в 2012 году. В южном торце центрального нефа зала это произведение «Осень» из смальты, а в вестибюле это «Бухарест» – панно исполнено из цветного мрамора во флорентийской технике. Также карнизы станции на всем протяжении украшает желтый мозаичный смальтовый фриз с пестрым рисунком.
Владимирская
Здесь подходящих к эскалатору петербуржцев и гостей города в вестибюле встречает мозаичное панно из смальты «Изобилие» (1955 г). Авторы — художники-монументалисты Академии художеств СССР А. А. Мыльников, А. Л. Королев и В. И. Снопов.
Волковская
На станции вы можете увидеть два мозаичных панно во флорентийской технике с использованием мрамора – «Волкова деревня» (8 на 4 метра) и «Река Волковка» (3,6 на 2,8 метров). Произведения посвящены месту, где располагается станция — реке Волковке и окрестностям. Панно изготовлены в мастерской А. К. Быстрова в 2008 году.
Достоевская
Над мозаичным оформлением этой станции (открыта в 1991 году) трудились художники Творческой мастерской «ФоРУС» – С. Н. Репин, Н. П. Фомин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов. Архитектор А. В. Жук. Мозаичное панно в торце размером 5,4 на 6,2 метра гармонично вписывается в стилизованный интерьер подземного зала. На панно из натурального камня — лаконичное и достаточно мрачное изображение литературного «Петербурга Достоевского» (дома, собор, улица), основанное на игре контуров, контрастных цветов и простых геометрических фигур, из которых выстраивается рисунок с перспективой. Набрана мозаика в мастерской АХ СССР.
Елизаровская
В вестибюле этой станции над эскалаторным тоннелем располагается панно, посвященное историческому прошлому этого рабочего района. На изображении — здания мануфактур и фабрик. Для создания панно использовались золотая и цветная смальта, а также натуральный камень. Размер изображения 15,4 на 4,5 метра. Художник — Егор Быстров, архитектор Николай Ромашкин-Тиманов. Примечательно, что в проекте станции (открыта в 1970 г.) мозаичного панно не было. Оно появилось лишь в 2016 году, при реконструкции станции. Панно заменило окна в северном торце вестибюля.
Звенигородская
В числе прочего, станция примечательна тем, что здесь находится самая большая мозаика петербургского метрополитена. Размер украшающего стены вестибюля панно из смальты «Полтавская баталия» составляет 3,5 на 21 метр (исполнено в 2009 году). Торцевую стену подземного зала украшает панно «Семеновский полк». Его размер 6 на 5,5 метра, создано в 2008 году. Тематика не случайна — над станцией находились ранее казармы Семеновского полка. Авторы — Александр Кирович Быстров (руководитель мозаичной мастерской РАХ) и его сын Егор Александрович Быстров.
Комендантский проспект
Станция богато украшена мозаичными работами из смальты, созданными в мастерской А. К. Быстрова. Тематика соответствует названию станции и месту — здесь ранее располагался один из двух крупнейших в царском Петербурге, а позднее и в Петрограде-Ленинграде аэродромов — Комендантский (второй — Корпусной). Отсюда основная тема — авиация, русские и советские летчики-асы, изобретатели в авиации и — извечная мечта человека о полете. Последняя воплощена в весьма оригинальной композиции «Полет на воздушном шаре» в торце подземного зала (размер 5 на 4,6 метра).
Центральная композиция — «Авиаторы» (вестибюль, над эскалаторным тоннелем). В фигурах угадываются герои и первооткрыватели русской и советской авиации — Нестеров, Рогозин, Ильюшин, Уточкин, Лунин, Чкалов, Поликарпов, Акашев, Ноздровский, Кованько, Котельников, Можайский, Мацкевич, Авинас, Агафоновы Василий и Александр, Ефимов, Адлер, Вдовенков. В нижней части панно надпись: «Слава в веках первым российским авиаторам». Размер панно — 4 на 10 метров.
Стены подземного зала в объеме центрального нефа украшают 18 медальонов, посвященных теме «Защитники Ленинградского неба». На 10 из них — изображения воздушных боев, на 6 — портреты летчиков-героев (по отдельности и группами), имена некоторых из них присвоены улицам Ленинграда-Петербурга — это Котельников, Илюшин, Поликарпов, Уточкин. На двух медальонах — надписи: «60-летию Победы. 1945 — 2005» и «Героическим защитникам Родины 1941 — 1945 посвящается». Диаметр медальонов — 120 см. Все работы созданы в 2005 году.
Крестовский остров
Украшение этой станции, открытой в 1999 году, — 12 мозаичных медальонов (появились в 2001-м или 2003-м, имеются разночтения в источниках). Ими украшена каждая из стен, соединяющая колонны. Тематика изображений — аллегорическое воплощение рек Петербурга и его островов. При этом они воплощены в образах античных и древнеегипетских мифических персонажей.
В центральном тоннеле зала мы можем увидеть в виде женских образов «реки»: Неву, Малую Неву, Фонтанку, Мойку, Большую Невку и — на одном медальоне — Среднюю и Малую Невку. На колоннах и путевых стенах (боковые нефы зала) — «острова» («мужские» образы): Васильевский, Аптекарский, Заячий, Каменный, Петровский, Елагин.
Медальоны набирались из натурального камня. Диаметр всех панно — 1,5 метра. Авторы эскизов — С. Н. Репин, В. В. Сухов, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин — содружество 4 художников и одновременно Творческая мастерская «ФоРУС». Мозаика для Крестовского — дар художников, приуроченный к юбилею Северной столицы. Оформительские работы профинансировало авиапредприятие «Пулково». В зале можно увидеть памятную доску с надписью: «Художественное убранство станции — дар авиационного предприятия «Пулково» и художников С. Репина, В. Сухова, И. Уралова, Н. Фомина в честь 300-летия Санкт-Петербурга».
Непосредственно мозаичным набором занималась группа мозаичистов под руководством В. Л. Спиридонова и В. Р. Войтишко.
Примечательно, что именно с «Крестовского острова» в Санкт-Петербурге вновь стали проводиться конкурсы на художественное оформление станций питерской подземки.
Лиговский проспект
И здесь есть своя мозаика — в мозаичное панно вмонтированы настоящие часы со стрелками, показывающими время. Изображение круглого циферблата также выполнено из мозаики. Автор — художник Павел Ковалёв.
Маяковская
Станцию не спутаешь ни с одной другой благодаря мозаичному оформлению — стены центрального зала украшены темно-бордовой смальтой. Центр композиции — портрет Владимира Маяковского авторства художника Юрия Могилевского.
Международная
Станцию украшают два мозаичных панно из смальты авторства Александра Быстрова (созданы в 2012 г.). В вестибюле это «Рождение Вселенной» (3,6 на 25 метров), в торце подземного зала — «Атлант» (6,5 на 5,5 метров). Примечательно, что в первоначальном варианте интимная часть тела этого персонажа античной мифологии была полностью видна (в Сети можно найти изображения первого варианта), позднее по просьбе руководства метрополитена она была «прикрыта» тогой.
Нарвская
О мозаике здесь можно говорить лишь в прошедшем времени. Оформление «Нарвской» должно было прославлять победы советского народа под руководством «товарища Сталина». Собственно, «вождю народов» она и была посвящена, как своего рода подарок к близившемуся его юбилею — 70-летию. Проекты оформления станции создавались в конце 40-х годов. В каждом из них в том или ином виде присутствовало изображение вождя — в скульптуре или мозаике. В итоге выбрали мозаику.
В торце зала появилось огромное панно «Сталин на трибуне» (художники Г. И. Рублёв, И. Г. Рублёв), созданное на основе картины А. М. Герасимова «И. В. Сталин делает отчетный доклад на XVII съезде ВКП (б)». Позднее с развенчанием культа личности Сталина мозаику закрыли фальшстеной из мраморных плит. По одним сведениям, ее позднее демонтировали, по другим — она продолжает находиться на своем месте.
Озерки
Мозаика на этой станции напоминает о местной природе, парках и озерах, которыми известны окрестности Озерков. Мозаик здесь сразу несколько. Круглое панно «Венок» с символичным изображением на нем сплетающихся в виде венка ветвей в разные времена года, находится над входом в подземный зал. Диаметр панно 3 метра.
В зале — в торцевой части — элегантное лаконичное панно с изображением местной флоры и птиц под названием «Отражения». Размер панно — 8 на 5 метров. Также присутствуют 4 мозаики «Озера» на полу по оси станции. Их размер — 4 на 4 метра.
Используемый материал — смальта и природный камень. Произведения созданы художниками Творческой мастерской группы «ФоРУС» С. Н. Репиным, Н. П. Фоминым, В. В. Суховым, И. Г. Ураловым. Мозаичный набор выполнялся в мастерской Академии художеств СССР (1988 г.).
Парнас
Мозаика на станции отсутствует, однако ее украшают витражи, созданные в комбинированной мозаичной технике, частично из цветного стекла и частично из окрашенного стекла. В ряду авторов проекта (помимо художника Г. А. Гукасова и витражиста С. А. Хвалова) — А. К. Быстров, Е.А Быстров — авторы мозаичных панно, украшающих многие станции метрополитена Петербурга.
Площадь Александра Невского
На этой станции в вестибюле пассажиров встречает грандиозное, яркое и эффектное панно из смальты авторства Александра Быстрова. Примечательно, что выпускник «Репинки», монументалист А. К. Быстров практически претворил в жизнь свою дипломную работу — картон для мозаики на тему ««Битва Александра Невского с тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 году» (1985 г.). Работа была удостоена серебряной медали Академии художеств и рекомендована к реализации.
Автор создал множество отдельных эскизов к будущему монументальному полотну, изучил огромное количество исторического материала, пользовался консультациями специалистов. Панно создавалось в мастерской Академии художеств в течение 8 месяцев, над ним под постоянным наблюдением художника трудились 11 мозаичистов. Для мозаики была получена смальта уникальных зеленых и синих оттенков, которых не оказалось даже в мастерской Академии, а их в ее каталоге — до 15 тысяч.
Набор выполнялся по блокам-фрагментам, которых оказалось 6 по вертикали и 18 по горизонтали. По завершении набора всех блоков произведение было представлено художественному совету, и после одобрения были выполнены все технические работы по его монтажу на металлический каркас. В 1990 году полотно на станции увидели тысячи ленинградцев и гостей города. Размер панно — 5 на 12 метров.
Площадь Ленина
Открытую в 1958 г. станцию украшает мозаичное панно при входе со стороны Финляндского вокзала (кассовый зал). Панно посвящено выступлению только что вернувшегося из эмиграции Владимира Ленина, которое состоялось в Петрограде 3 (16) марта 1917 года (то самое знаменитое выступление, когда Ленин стоял на броневике). Материал исполнения — смальта. Художники – А. И. Мыльников и А. Л. Королев.
Спасская
Открытая в 2011 году станция богато украшена мозаичными панно, посвященными истории Сенной площади, поскольку сама «Спасская» располагается в районе Сенной. Над созданием произведений трудились вчерашние выпускники Академии художеств — специалисты мастерской Александра Быстрова.
Пять арочных панно из смальты располагаются над эскалаторным тоннелем, при этом таким образом (три в торце и два перпендикулярно им справа), что создается ощущение объемного городского исторического пространства, которое обозреваешь как бы изнутри, из окон.
На изображениях — жизнь Сенной площади и Сенного рынка в XIX веке. На фоне не существующего ныне Спасского собора и выходящих на площадь фасадов домов мы видим купцов, торговцев и торговок со своим товаром. На заднем плане — персонажи, в которых можно угадать Александра Пушкина, Николая Гоголя, Федора Достоевского, а также — по задумке авторов — некоторых литературных персонажей (Раскольников, Рогожин, Сонечка Мармеладова). На сюжет одной из сценок авторов натолкнуло живописное произведение художника Николая Фешина — его выпускная работа «Капустница» (1909 г.).
Размер каждого панно 3,15 на 4,2 метра. На создание произведений ушло 2 тонны смальты. Мозаика установлена уже после открытия станции, в 2013 году.
Спортивная
На «Спортивной-I можно увидеть сразу несколько мозаичных панно из смальты авторства А. К. Быстрова. Все они посвящены теме олимпийских игр, которые происходили в античной Греции. На верхнем ярусе станции вестибюль над эскалатором украшает панно «Олимпийский огонь» размером 4 на 12 метров. Здесь же, на боковых стенах — 6 медальонов с изображениями различных видов соревнований. Панно называются «Атлетика», «Геракл и бык», «Гимнастика», «Борьба», «Скачки», «Кулачный бой». Диаметр медальонов — 164 см.
На нижнем ярусе торцевую часть зала украшает панно с древнегреческими бегунами. Панно называется «Бег», размер 4,5 на 5 метров. На тоннельных стенах нижнего яруса — мозаичные вставки с парными портретами — это античные и современные олимпионики, олицетворяющие античную и современную эпохи спорта. Мозаики созданы в 2000 году.
Второй вестибюль «Спортивной» также украшен мозаикой. Панно из смальты, созданное в 2015 году, называется «Боги Олимпа». На изображении — 12 главных олимпийских богов, исполненных в стиле, отсылающем к произведениям ранней античной Греции. Размер панно 3,6 на 8,8 метра. Авторы — А. К. Быстров и Е. А. Быстров.
Старая деревня
На этой станции торцевую стену подземного зала украшает яркое мозаичное арочное полотно с абстрактным изображением. Автор – А. К. Быстров (1999 г).
Технологический институт
На этой станции мозаика отсутствует. Однако в одном из арочных проемов в проекте планировалось установить стену с мозаичным панно, изображающим Сталина, стоящего на лестнице. На карнизе купола в вестибюле также была запроектирована надпись «Слава Сталину – великому зодчему коммунизма, корифею науки!». Однако после смерти «вождя народов» (станция была открыта в 1955 г.) эта часть оформления станции не была реализована.
Улица Дыбенко
Эту станцию метро украшают сразу 7 мозаичных панно, достаточно лаконичных по стилю и духу и исполненных в позднесоветский период — станция была открыта к 70-летию Октябрьской революции. Соответственно и тематика изображений посвящена революции. На центральном панно в торце зала — изображение молодой женщины с винтовкой в одной руке и раскрытой книгой в другой. На страницах книги написаны революционные лозунги «Свобода. Мир. Братство. Равенство. Труд». Размер панно — 6 на 3 метра.
Остальные 6 изображений представлены в крайне лаконичной, почти абстрактной форме, обозначая символы революции и труда — штыки, пламя, серп, молот, снопы пшеницы и ржи, стяг знамени. Размер композиций — 2,2 на 2,2 метра. Авторы — художники И. Г. Уралов, С. Н. Репин, Н. П. Фомин, В. В. Сухов. Панно создано из природного камня, набор выполнен в мозаичной мастерской АХ СССР.
Электросила
На этой станции метро в торце зала находится панно «Электрификация СССР», посвященное развитию энергетики в Советском Союзе. Тематически оно отсылает нас к другому произведению — «Карте индустриализации СССР», созданной в 30-е годы прошлого века. Панно набрано из более и менее крупных керамических фрагментов. Центр изображения — мужская фигура, воплощающая в себе образ «строителя коммунизма», на фоне карты Советского Союза. Отдельными разноцветными фрагментами керамики условно обозначены республики, области и края. Также мозаичной керамикой выложена надпись — цитата из Ленина: «Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны». Автор панно — художник Г.А. Шилло, создано оно в 1961 г.
У на все :)) Спасибо всем дочитавшим! Какая станция метро в Санкт-Петербурге вам нравится? Пишите в комментариях, если хотите почитать о какой-то станции метро более подробно, и мы подготовим обзор.