В Баку был построен дом встреча в 1832 г., который в 1896 г. был преобразован в синагогу. В 1919 г. создан еврейский народный университет, а также ряд школ, социальных клубов, благотворительных обществ и организаций культуры. В период существования АДР в 1918—1920 гг. в состав правительства входил Евсей Гиндес, занимавший пост министра здравоохранения АДР. В настоящее время существует семь действующих синагог в Азербайджане: три в Баку, два в Губе и два в Огузе.
P.S. По ходу статьи, могут быть отступления о местностях, чтобы не открывать историческую рубрику, коих и без нас достаточно на дзене.
Итак, речь пойдёт об иудеях Азербайджана, которые представлены 3 группами общин:
1. горские евреи, которые являются коренными жителями Кавказа, и Азербайджана в частности. Проживают в основном в Губе, Баку.
2. ашкеназы, заселение которых в Баку начинается с 1810 г. По сути являются германоязычными европейскими евреями. Проживают в основном в Баку и Сумгаите.
3. грузинские евреи (эбраэли). Проживают в Баку.
Шабранская синагога, датируемая 7 в.н.э., была обнаружена во время раскопок недалеко от города Губа в 1990 г. археологами под руководством Р. Геюшова. При раскопках были обнаружены остатки еврейского квартала и синагоги (самая старая, останки которой обнаружены).
Немного о самом Шабран. Это историческая область и одноимённый средневековый город (5-18 вв.) на территории современного Азербайджана(восточная часть). Какое-то время Шабран служил центром для государства Ширваншхов, семейная усыпальница которых в 11 в. находилась именно в Шабране. Позже название города дали и области(охватывает и нынешние приграничный район в современном Дагестане). Свое значение как центр Шабран утерял в 18 в.(период сефевидо-османских войн). А разрушен был окончательно землетрясением. Жители же стали селиться в близ лежащих караван-сараях, принадлежащих Шабрану, вокруг которого и возник город Дивичи (переименован недавно в Шабран). Население Шабрана состояло из мусульманской, иудейской и христианской общин.
Происхождение названия и города, и области связывают с сасанидским шахом Шапуром I (в пехлевийской форме его имя звучит как Шапуран). По другой версии, топоним относится к племени Савар, или Сабар.
Город Шабран объявлен Государственным историко-культурным заповедником. Ещё Бакиханов настаивал, что развалины вблизи села Шахназарли Дивичинского (тогда ещё)района принадлежат средневековому городу Шабран, чьё название упоминается в эпосе Деде Когуд (до него их считали развалинами города Гюлистани-Ирем).
Шестикупольная синагога (Altı günbəz sinaqoqu) построена была в 1888 г.. и является достопримечательностью города Губы в посёлке Красная Слобода. Аналогичная синагога действует в Станбуле. Синагога была построена в 1888 году по проекту архитектора Гилель бен Хаима. Здание было воздвигнуто горским евреем каменщиком Джильядом и его товарищами. Синагога является символом шестидневной перекочевки жителей Гильгатского квартала из деревни Гялядуз с разрешения губинского хана Гусейнали хана. В Советский период здание использовалось как склад и швейный цех. Молельный дом был возвращен жителям в 90-е г.г. прошлого столетия. В 1995 г. синагога была отреставрирована местными благотворителями.
Немного о Губе, которая входила в исторический Ширван. После смерти Надыр шаха Первого, именно Губинский хан в 1747 г. Хусейн-Али хотел объединить все азербайджанские ханства в одно государство. Но этому не суждено было случиться.
Из достопримечательностей - Чирах-кала, башня является историческим памятником в Шабранском районе Республики (близ селения Гала-алты), храм огнепоклонников возле деревни Хыналыг, мавзолеи деревни Агбиль (16 в.), мечети Сакина ханум, Джума-мечеть, Ардебиль, которые относятся к 19 в., Дом-музей Аббаскули Бакиханова (просветитель, писатель), Гудиалчайский мост, единственный оставшийся мост, из существовавших в Губинском уезде в 17-19 в.в., Чухур хамам, баня, построенная из красного кирпича, функционировала до 1985 г. (есть сведения, что Александр Дюма купался в этой бане во время своего пребывания в Губе. 150 лет спустя его правнук посетил эти места.), Мечеть Хаджи-Джафар, построенная в 1905 г. и названа в честь основателя Хаджи-Джафара (её называли «Мечеть Хаджибаба» по имени местного ахунда, спасшего многих людей во время резни 1918 г.)
На юго-западе района, около горы Туфандаг, находится село Хыналыг, сохранившее традиции, язык и обычаи этих мест.
Две Синагоги в городе Огуз (переименованный Варташен), закрывшиеся в 1920 г при Советской власти, открылась после реставрации в 1994 г. В 2003 г. в городе функционировали уже обе синагоги, отделение «Хесэда», имелось 2 еврейских кладбища.
Нижняя синагога, первая в Огузе, была построена в 1849 г.
Верхняя синагога была возведена в 1897 г.
Из сведений конца 19 в. известно, что в дереве Джугутляре близ нынешнего города Огуз евреи поселились приблизительно в 17 в. из Гиляна, иранской провинции. В начале 20-х г.г. 20 в. Эзра Давидов организовал школу с преподаванием на языке горских евреев(татское наречие). В 1839 г. пожар уничтожил в Варташене синагогу и половину еврейского квартала, который не раз повторялся в последующие годы. В 1864 году в Варташене большинство населения составляли евреи, христиане и мусульмане.
Бывший житель Огуза (Варташена) Ширин Илья, ныне проживающий в США, выпустил книгу «Край роз: на пороге Шах-Дага».
Немного о самом городе Огуз, (бывший поселок Варташен до 1968г, позже город с одноименным названием). Название и основание самого села относятся к 19 веку (этимология дана в этот период). Согласно записям смотрителя местного училища М. Бежанов, "Варташен" означает "село Вартана", названное в честь основателя поселения, удинского священника и поэта Вартана. Озвучивают версию перевода названия села с армянского «вардис» и «шен», что означает «селение роз».В селе и в самом деле растут розы и герб Огуза Роза. Но садоводством и разведением роз занимались как раз горские евреи, заселившие эту местность, как отмечалось выше ещё в 17 в. и составлявшие большинство. Изначально основное население составляли удины, часть которых исповедовала православие, а часть армяно-григорианское учение. После начала карабахского конфликта, последние покинули город.
Достопримечательности Огуза - православная старая церковь (1822 г.) и историко-краеведческий музей, и конечно же, синагога.
В 30-х г.г. прошлого столетия в тогдашнем посёлке Варташене две церкви, относящиеся к удинской общине. По некоторым сведениям, ныне православная церковь является музеем, здание другой сохранилось, но по сведениям нуждается в реставрации.
Вопрос с последней церковью не ясен. Возможно, будут дополнения или исправления
Синагога ашкеназских евреев в Баку расположена в центре города. Под здание нынешней синагоги в 1946 г. было выделено здание бывшего склада гражданской обороны в полуподвальном помещении на углу улиц Расул Рзы(бывший Корганова) и Диляры Алиевой (бывший Первомайской). Переоборудовано и превращено помещение было в синагогу общими усилиями ашкенази и грузинских евреев. В 2003 г. построили новое здание синагоги.
Синагога горских евреев в Баку располагается на улице Мустафы Топчибашева и открыли её в 2010 г.