«Большой Лебовски» - культовый фильм братьев Коэн, вышедший на экраны в 1998 году. Если вы видели его, то эта картина не могла не оставить у вас яркого следа в памяти. Неудивительно, ведь данное произведение представляет собой смешение всевозможных жанров, а персонажи до ужаса колоритны. Здесь вы увидите и триллер, и детектив, и артхаус, и падение четвертой стены и, конечно же, комедию. Несмотря на все это, фильм поначалу был холодно встречен критиками. Некоторые и вовсе думали, что это худшая работа братьев Коэн, но это кино все же нашло своего зрителя и по праву получило статус «первого культового фильма эпохи Интернета». Зрители настолько прониклись стилем жизни Чувака, что некоторые создали пародийную религию, именуемую «чувачизмом».
Но чем же эта картина так необычна? Авторы фильма намеренно закручивали сценарий и размывали границы между реальностью и выдумкой. Из-за этого при первом просмотре может сложиться впечатление, что все, происходящее на экране, полная ерунда. Но существует один нюанс, который объясняет все вышеперечисленное. Герои «Большого Лебовски» знают, что находятся в фильме!
Именно поэтому рассказчик, голос которого мы слышим в самом начале, называет Чувака не «героем», а «мужиком». Ведь в этом фильме каждый стремится занять место героя.
Проблема в том, что все персонажи думают про разные фильмы. Чувак убежден, что играет старого хиппи пацифиста в контркультурном кино, Уолтер полагает, что снимается в картине про ветеранов вьетнамской войны, Банни уверена, что находится в порно, Мод видит себя героиней нуарного артхауса, нигилисты играют банду из криминальной драмы в духе Тарантино, Хесус Кинтана думает, что он главный злодей, а рассказчик является героем вестерна, хотя действие фильма происходит в 90-х годах в Лос-Анджелесе.
Каждый из них даже не подозревает насколько смешно и нелепо они выглядят для зрителей. Сюжет то и дело трещит по швам, но герои отчаянно пытаются склеить его так, как считают нужным.
Но как же Донни? Тот самый простой и тихий парень, который просто хочет поиграть с друзьями в боулинг? Он совершенно не вписывается в компанию его видных друзей. Какую же роль играет он? Ответ прост. Никакую.
Донни - единственный персонаж, который не пытается играть кого-либо. Он искренне обеспокоен и не понимает, что происходит вокруг. От чего у него вечно появляется куча вопросов, абсолютно логичных для простого человека, но только не для остальных героев фильма. Именно поэтому Уолтер то и дело срывается на Донни и затыкает его. Недоумение простого парня рушит сюжет. Уолтер агрессирует и пытается отредактировать сценарий прямо на ходу. Порой он и вовсе готов высказать все Донни в лицо, а Чувак, будучи пацифистом, просто игнорирует его.
Такому персонажу больше нечего делать в фильме, кроме как умереть, что с ним и случается ближе к развязке. Его смерть оказалась внезапной, нелепой, не драматичной. Такой, от которой умирают обычные люди, а не герои фильма. Самое главное, что это событие никак не повлияло на развитие сюжета.
На церемонии развеивания праха присутствовали только Уолтер и Чувак. Но и они ничего не знали о Донни. Это становится понятным нам, когда мы слушает прощальную речь Уолтера. Он попросту начал придумывать факты из жизни Донни, а потом и вовсе опять заговорил про Вьетнам, потому что он больше ничего не знает. У Донни другого никого не было. Родню и остальных друзей ему просто не придумали. Он – тот человек, которому не досталось роли.
После случившегося Чуваку и Уолтеру больше ничего не остается, кроме как осознать абсурдность и бессмысленность этого сценария, и пойти снова играть в боулинг.
Таким образом, главным твистом фильма является отсутствие этого твиста. А похищение, расследование и развязка вовсе не то, на что следует обратить основное внимание.
Спасибо за прочтение этой статьи! Я советую всем, дошедшим до конца, еще раз пересмотреть этот шикарный фильм, взглянув на него под новым углом. А если вы его еще не видели, что сейчас самое время!