Итак, продолжаем разговора с "папой" знаменитого киножурнала "Ералаш" Борисом Грачевским, начатый накануне в первой части нашей беседы "Папа" "Ералаша" Борис Грачевский о том, почему мало фильмов для детей". А сейчас речь пойдёт о том, что смотрят современные дети.
Свыше двух миллиардов просмотров
— Борис Юрьевич, на YouTube у свежих выпусков «Ералаша» — миллионы просмотров, много лайков и восторженных комментариев. В чем тут секрет?
— Не много лайков, а оглушительное количество. Да и просмотров в целом уже намного больше двух миллиардов. Бывало, мы за один месяц набирали 100 миллионов. Я давно уже засек, что каждые 7 лет меняется поколение детей.
К счастью, мы уже которое десятилетие с этим категорически справляемся, работая на все новые и новые поколения. Причем у нас такое громадное количество просмотров вовсе не потому, что сегодня у детей в руках гаджеты, даже у пятилетних–шестилетних.
Истории должны быть универсальными
Тут самое важное — тематика. Современные дети лайкают то, что им интересно. Нынешний «Ералаш» говорит с ними на их языке. Вот и весь секрет. С другой стороны, есть и вечные темы.
Скажем, в одном выпуске мальчик тырит яблоки. Его застукала женщина. И тут она видит, что это ее ученик. Спрашивает: «Сережа, как ты тут оказался?» Он отвечает: «К дедушке приехал». И в свою очередь спрашивает: «А вы чего?»
Училка отвечает, что приехала к бабушке. После чего приводит мальчика к дедушке и начинает возмущаться, что у нее воруют яблоки. При этом говорит: «У вас же самого такие отличные сорта!» Начинает перечислять, где они растут.
Дедушка, прищурившись, спрашивает: «А ты откуда так все хорошо знаешь?» То есть, понятное дело, училка сама когда–то тырила яблоки. Вот такая универсальная история, которая переходит из одного поколения в другое.
Чтобы дети думали
Кстати, и в этом, и в других сюжетах мы не занимаем чью–то сторону — детей или родителей. Наша задача — отразить действительность. В то же время для меня всегда было важно, чтобы дети думали.
Поэтому выпуски «Ералаша» столь труднопроходимы за границей. В них ведь не только смех, но и глубокий, философский смысл. Иногда скрывается второй и третий пласты.
В свое время мой несравненный учитель и бесподобный наставник, а также мудрейший драматург Александр Хмелик говорил: «Пусть в зале на 500–700 мест будет только двадцать зрителей, которые поняли какие–то другие мысли. Ничего страшного. Ты не бойся. Эти двадцать потом донесут остальные мысли до всех».
Я постоянно встречаю самых разных людей, которые говорят одну и ту же фразу: «Сколько же глубины в «Ералаше»!» Для меня это самый лучший комплимент.
Сын президента
— К вам трудно попасть? Как вы отбираете участников выпусков?
— У нас есть актерское агентство «Ералаш», в которое может попасть практически каждый. Хотя, конечно, все проходят оценочный кастинг по разным категориям. Но ясно, что не все могут сниматься.
У меня часто спрашивают, легко ли работать с детьми. Я обычно отвечаю так: «Работать с детьми легко. Трудно найти тех, с кем легко работать». Для меня всегда было важно услышать ребенка, узнать его интересы. Сегодня я периодически окунаюсь в Интернет.
Слежу за стендаперами, ведь подростки их с утра до вечера слушают. А еще наблюдаю за рэперами с их рифмовками. Конечно, зачастую это весьма далеко от настоящей поэзии, но все равно надо быть в тренде.
— В свое время у вас снялся сын президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. Как вам это удалось?
— Никто Илью специально не приглашал. Все получилось случайно. Нам даже не сказали, что это сын президента. Пришел в числе многих. Стоял в центре толпы. А Медведевых ведь много. Илья снялся в двух сюжетах.
Конечно, я обалдел уже после первого, когда прибыла охрана. Тогда–то мы и поняли, что это за мальчик. Но сыграл Илья действительно очень хорошо. Хороший пацан. А дети Путина у нас точно не снимались. Во всяком случае, если судить по количеству охраны.
Возвращение в детство
— Многие знаменитости с гордостью говорят, что играли в «Ералаше». Скажем, Сергей Лазарев, певица Глюкоза и др. Вы поддерживаете отношения с бывшими маленькими актерами?
— Если где–то случайно встречаемся, то радуемся, как дети. Для звезд это словно возвращение в то время, когда они были как раз совсем маленькими. А Сергей Лазарев и поныне исполняет нашу фирменную песню «Мальчишки и девчонки, а также их родители».
Наташа Ионова (Глюкоза), можно сказать, выросла в «Ералаше». Да таких ребят много. Скажем, Влад Топалов из дуэта «Смэш», Юля Волкова из дуэта «Тату». Рыжий фокусник Сергей Сафронов тоже у нас снимался. Как и прекрасная актриса Екатерина Вуличенко. Была такой смешной девчонкой и выросла в настоящую очаровашку.
То же самое можно сказать и об Анне Цукановой–Котт, Оле Кузьминой. Были и яркие мальчишки: Саша Головин (позже снялся в «Кадетстве»), Володя Сычев, которому скоро уже полтинник. Можно долго перечислять имена и фамилии.
Рижские друзья
А недавно в «Ералаше» снялся Эммануил Виторган. Он и его супруга Ирочка — мои очень близкие друзья. Не раз бывал у них в гостях на даче в Юрмале. Конечно, я нежно люблю Ригу. Последний раз был у вас пару лет назад. Удивительный город с узкими улочками.
Для меня она навсегда останется первой заграницей. Как известно, так многие воспринимали советскую Прибалтику. Всегда стараюсь заглянуть в Домский собор, чтобы послушать орган. У меня в Риге немало друзей. С композитором Анатолием Хвойницким на песню «Новогодняя» записали клип.
Я сыграл Деда Мороза, а моя жена Екатерина Белоцерковская — Снегурочку. С гордостью говорю, что был другом Михаила Задорнова. А сейчас мы тесно сотрудничаем с его соавтором Гарри Польским. Сняли уже свыше десятка историй по его сценариям. Очень рад, что творческая связь с Ригой не прекращается! - отметил Борис Грачевский.
См. начало беседы:
"Папа" "Ералаша" Борис Грачевский о том, почему мало фильмов для детей"
Подписывайтесь, ставьте лайки и читайте другие материалы Дмитрия Марта:
О Гарри Польском, соавторе и единоМИШленнике Михаила Задорнова
Как Оксана Невежина из кабаре-дуэта "Не парни" попала в "Петросян-шоу"
Наши в Ирландии. Откровенный разговор
Латвийский король шлягеров о жизни в Израиле