Найти тему

Взгляд The ​​Observer на антикремлевские протесты в Сибири

Демонстрация в поддержку бывшего губернатора Сергея Фургала в Хабаровске.
Демонстрация в поддержку бывшего губернатора Сергея Фургала в Хабаровске.

После того, как Владимир Путин протолкнул конституционные изменения, позволившие ему оставаться президентом России до 2036 года, большинство людей полагало, что, нравится вам это или нет, он останется здесь. Но у жителей города Хабаровска, что на восточной окраине Сибири, другое мнение. Каждые выходные с июля они проводят демонстрации , призывая, среди прочего, к отставке Путина. «Долой царя!» - один из их наиболее острых лозунгов.

Вспышки провинциальных волнений по таким вопросам, как пенсии, цены на продукты питания и загрязнение окружающей среды, не редкость в путинской России. Но беспорядки в Хабаровске исключительны и потенциально значительны. По крайней мере, до сих пор силы безопасности не пытались подавить протесты, что вызвало недоумение в стране, где публичные вызовы власти Кремля обычно заканчиваются жестоким шквалом полицейских дубинок.

Одно из возможных объяснений такой сдержанности заключается в том, что официальные лица надеются, что отдаленную Хабаровскую область, отделенную от Москвы 3800 милями гор, древних лесов и нескольких часовых поясов, можно просто игнорировать. Государственные СМИ избегают упоминаний о беспорядках. Однако более интригующим является предположение о том, что Путин не может доверять местным силам полиции и подразделениям национальной гвардии в проведении репрессий.

Чтобы понять, почему такие мятежные мысли могут иметь реальную поддержку, полезно взглянуть на историю Сибири. Цари завоевали его, но изо всех сил пытались подчинить. Его коренные народы никогда не знали крепостного права. Этнические русские, колонизировавшие его, были стойкими поселенцами, предпринимателями и исследователями, многие из которых произошли от заключенных, отправленных в исправительные лагеря. Большинство из них протестанты, а не православные. В 1918 году Сибирь ненадолго провозгласила независимость, прежде чем большевики вернули себе контроль.

Другими словами, жители Дальнего Востока России, чьи дома ближе к США и Китаю, чем к Москве, представляют собой стойкую группу людей, которые делают все по-своему. Поэтому, когда Путин уволил популярного губернатора Хабаровска Сергея Фургала, обвинил его в убийстве и заменил его аппаратчиком без местных связей, они отказались принять это. С тех пор протесты в поддержку Фургала приняли повстанческий тон.

По сообщениям, кремлевские чиновники подозревают, что сочувствие к Фургалу распространяется и на местные силы безопасности, отсюда и их мягкий подход. Однако это дело также проливает свет на методы правления Путина. Большинство жителей отвергают обвинения в убийстве 15-летней давности как надуманные. Вместо этого они утверждают, что это акт политической мести , вызванный неожиданным поражением Фургалом действующего губернатора, союзника Путина, на выборах в 2018 году.

Путин большую часть своего времени на своем посту сосредоточил власть вокруг себя. Тем не менее аналитики говорят, что его ослабление федеральных структур имело непреднамеренный эффект в виде поощрения областничества , русского слова для обозначения регионализма, в первую очередь относящегося к Сибири. Учитывая отсутствие эффективной национальной политической оппозиции, рост независимого регионализма, а не явный сепаратизм, как на Кавказе, может стать большой надвигающейся угрозой господству Путина и сплоченности России.

Хабаровское дело высветило и другие слепые пятна Кремля. Несмотря на отключение СМИ, опросы показывают, что 80% россиян слышали о демонстрациях через социальные сети, где Путина свободно критикуют. Слишком знакомая попытка Москвы обвинить иностранных врагов и заговоры провалилась. Много гнева направлено на Михаила Дегтярева, неизбранную замену Фургала на посту губернатора, которого считают варяжским - старое сибирское слово для обозначения викингов-захватчиков.

Демонстранты требуют как минимум освободить Фургала из тюрьмы в Москве и предать суду в его родной провинции. Но их позиция может иметь более широкие долгосрочные политические последствия. Открытое неповиновение Сибири может способствовать неуклонному снижению рейтингов одобрения Путина, пострадавшего от его действий в чрезвычайной ситуации с Covid-19 и экономики. Региональные парламентские и губернаторские выборы в следующем месяце обещают еще больше неприятностей для него и правящей партии. Возможно, все-таки до 2036 года произойдут изменения.