Найти тему
Все о кино

Охота

Охота / Jagten 2012
реж. Томас Винтерберг
В главных ролях: Мадс Микельсен, Томас Бо Ларсен, Анника Ведддеркопп
Охота / Jagten 2012 реж. Томас Винтерберг В главных ролях: Мадс Микельсен, Томас Бо Ларсен, Анника Ведддеркопп

Лицензия на получение оружия
Современное общество. Варварские нравы. Перед глазами мелькают уютные дома Дании, благоустроенные детские сады, великолепная система обслуживания. Вроде и пещер уже нет, и на экране не жизнь африканских племен, а цивилизованное современное общество. Вот вам, пожалуйста, высококлассные педагоги и специалисты в лице Грете и ее коллег, и дружный родительский комитет. А люди-то, люди-то какие добродушные вокруг, какие все тонкие знатоки психоанализа и этики, добрые христиане, что уж там.

Как же в современном цивилизованном обществе, в этой сплоченной ячейке не обойтись без благородных пирушек и других светских штучек. Вот, например, охота, излюбленное увлечение жителей города, — главное развлечение всех царей, императоров, вельмож, вассалов других вассалов, всех этих исторических личностей времен Средневековья с изящными манерами, светлыми головами, гениальными изречениями, всех этих личностей, обтирающих жирные руки о шерсть собак в течение многочасовой трапезы. Охота уже в первобытном обществе — основной промысел, ключевой, борьба за выживание, за еду, за мясо.

Перед нами прекрасный олень. Олень — «символ отшельничества, благочестия и чистоты в христианской культуре», у кельтов — «символ Солнца, плодородия и жизненных сил, достоинства, мужественности, быстроты, посредник между миром богов и миром людей». Отшельничество можно тоже рассмотреть, связать с историей главного героя, но в целом смысл ясен — перед нами воплощение всего чистого, гармоничного. Олень смотрит на Лукаса, представ во всей своей красоте, еще секунда, выстрел, и символ благочестия и чистоты уже мертв. Он уже просто мясо, просто еще один трофей на стене уютного, европейского дома.

Теперь Лукас пребывает в шкуре оленя, теперь не он спускает курок, а его держат на прицеле. Теперь именно на него началась травля. Его былые заслуги никого не интересуют, он очередная цель. Всего лишь несколько бессвязных слов маленькой девочки послужили причиной разыгравшемуся воображению взрослых, их стремлению воплотить в жизнь всю эту чудесную систему законодательства, стремлению кого-то сожрать, освободить место, уличить другого человека в чем-либо. Уж слишком ты хорош, мало на тебя судьба свалила: развелся, тебе не позволяют видеться с сыном, работаешь в детском саду (мужчина 42 лет прекрасной наружности работает в детском саду, что ему не нашлось лучшей работы, он бездарь). Люди почуяли слабое звено в стае — нужно добить, затравить окончательно.

Где здесь разум, где попытки разобраться, одна лишь животная интуиция.

Далее семья. Внушают доверие лишь Лукас и его сын Маркус. Что-то не так с братом Лукаса, его речь наигранна. Да, он помогает брату, да, он пытается вытащить его из тюрьмы, но он себя спасает, свою шкуру, свою репутацию, чтобы его не забросали камнями. Семья не всегда крепость, семья также может предать. И все эти обряды, вроде получения лицензии на оружие, этот хоровод вокруг елки, на который мы смотрим со двора через окна дома. Да, все это какое-то язычество, сплошной фарс.

Лицензия на оружие выглядит как настоящая инициация. Теперь ты тоже включен в очередную травлю, теперь ты тоже охотник.