Тагил рулит!
«А не съездить ли нам на сплав на майские праздники, как в старые добрые времена?» – задан был риторический вопрос в туристическом чате WhatsApp. И ответ на него: «Конечно же поехали!»
Времена нынче недобрые, коронабесие («ехал Грека через реку, а за ним инспектор ВОЗ…» всплыла строка из известной туристской песни) накрыло с головой всю страну, но мы – прорвемся!
Юбилейный сплав
Для автора этих строк (и части участников нынешнего похода) данный сплав является юбилейным – 30 лет назад мы в это же время, весной 1990 года, пошли на первый в своей жизни сплав.
Река была выбрана #Тагил, на которой никто из нас до этого не бывал. Река Тагил вполне себе легендарная в историческом аспекте. По версии традиционной истории, в неолите (несколько тысяч лет назад) данные места были достаточно населены, о чем есть свидетельства в виде попадающихся на скалах и пещерах наскальных рисунках – писаниц (мы до них не добрались, желающих ознакомиться с этой темой отсылаю к книге В.Н. Широкова « Уральские #писаницы: Река Тагил»). По летописям (хотя те, кто в курсе, знают, что достоверность этих «летописей» совершенно минимальна, так как все написаны не позднее 18 века, «под копирку», и имеют явные следы списывания из одного источника, для правдоподобия – сделанные разными словами, но «белые нитки» Переписчиков Истории торчат во все стороны) через реку Тагил начинался путь дружины Ермака Тимофеевича о 80 стругах и 840 бойцах на покорение Сибири. В исторически достоверное время (то есть начиная со второй половины 19 века) река тоже не пустовала, подтверждением чему являются остатки транспортной инфраструктуры, вырубки лесов и останки деревень, ныне именуемые «#урочища» (данный термин происходит от слова «урекаться», то есть «договориться», «условиться», урочищем (ур.) на карте может быть поименован любой выделяющийся объект на местности, в некоторых случаях – как раз исчезнувшее селение).
Сказано-сделано. Давно прошли те времена, когда молодые студенты Уральского Политехнического института ездили на сплавы на общественном транспорте, сиречь – электричках. Ныне арендуется автобус, который довозит прямо до места, и по окончании сплава забирает обратно. Пользуясь случаем, передаю респект и уважуху нашему бессменному водителю Александру за многолетний вклад в развитие туристического движения на Урале.
Снаряжения все больше и больше
Маршрут первоначальный был определен как мост через р. Тагил у СНТ «Разведчик» (своротка с Кушвинского тракта) – пос. #Махнево, но из-за нерадивости, лени и прямого саботажа отдельных товарищей, сразу был секвестирован до начала сплава у моста деревни Балакино (а, забегая вперед, и точка высадки подверглась вивисекции и была определена вместо пос. Махнево – пос. Мугай). В итоге вышло 180 км, что можно считать походом II к.с., так как пороги на реке все же имеются.
Выезд рано-рано утром, все как полагается, грузим изрядное количество снаряжения (с каждым годом его все больше и больше, страшно представить, как мы ходили на сплавы 20-летними с одним рюкзаком, причем кое-кто обратно порой вез заботливо и втихаря положенный в рюкзак стаей товарищей электродвигатель, найденный по дороге («ты что, там же одна обмотка чего стоит»). Утренний марш-бросок до моста в деревне Балакино и автобус останавливается перед почти полуметрового размера дырой в покрытии перед мостом, дальше проезда нет, автобус не проедет, выгружаемся… Эх, Рассеюшка, спустя более чем 150 лет со времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина ничегошеньки и не поменялось, две основные проблемы все те же…(а может, место проклято?). Приехали, выгружаемся.
Кстати, Ермак в нашей дружине тоже присутствовал – это был видавший виды рюкзак «#Ермак», купленный 30 лет назад, но по-прежнему находящийся в строю.
Надо отметить, что так рано на реку никогда ранее не приезжали (так как ездили гораздо подальше), и тут в 11 часов типа уже на реке, но русская смекалка нашла-таки способ отчалить от берега всего одним собранным катамараном (из двух) в 17 часов, второй же отчалил только в 18. За подробностями того, что происходило все это время, направляю на просмотр фильма «Особенности национальной охоты».
Первая стоянка
Первый катамаран, на котором и начал свое путешествие по р. Тагил автор этих строк, проскользнул мимо моста, извилинами реки вышел на оперативный простор и …через всего час пути был вынужден затормозить свое рвение на первой же перспективной стоянке, поскольку второй квад туристов на катамаране задерживаться изволил.
Стоянка была неплохая, с организованным уже кострищем и базой под лагерь. Кстати сказать, теперь все участники числом 8 человек (два полных туристических квада) осуществляли свой ночлег исключительно в индивидуальных палатках (да, безвозвратно ушли те времена, когда все спали в одном брезентовом армейском шатре без пола, но оно и к лучшему). Впрочем, палаток было 7, один участник решил повыпендриваться и взял вместо палатки – гамак. О сравнении палатки и гамака будет чуть ниже.
В итоге мы успели обустроить лагерь, разжечь #костер , заготовить дров, и уже обдумывали варианты одиночного плавания с элементами выживания (так как все котлы остались там), как появились отставшие. В немалой степени задержка была вызвана тем, что дома забыли палубу, и пришлось у аборигенов приобретать доски, из которых новую палубу и сделали.
Оба квада воссоединились и закатили первый праздничный ужин на реке, с макаронами по-флотски, пятизвездочным коньяком, салатом из свежих овощей и т.п., а к ночи распределились по палаткам и гамакам.
Вообще гамак – весьма неплохая альтернатива палатке, особенно когда принципиально важна масса и объем носимого. А также тогда, когда местность не располагает к установке палатки (сыро, перепад рельефа, мокрый снег, неровный участок, колючки, ненужная живность, вообще горы и т.п.). На сплаве всего этого можно избежать, и объем/масса не лимитированы – ну так это был первый опыт.
Гамак показал себя очень даже зачетно, хотя в первую ночевку его владелец, находясь в состоянии измененного сознания, упал с него. Для тепла гамак выполнен сразу двуслойным, с возможностью установки в образовавшееся пространство коврика-каремата (без этого в гамаке спать нереально в наших широтах). Сверху может быть натянут тент, который способен защитить от непогоды.
Выгоды гамака: компактность и легкость (хотя есть сверхлёгкие палатки, где может быть масса даже меньше, экономия в массе возникает в основном когда нет тента). Установка в неудобье. Несколько бОльшая защита от клещей.
Минусы: холоднее, так как не образует единого теплового пространства с тентом. Можно упасть при неправильной укладке. Может порваться, если случайно повредить ткань (ни в коем случае нельзя лезть в гамак в обуви). Нельзя подогреть спиртовкой\свечкой. Нужны деревья для нормальной установки.
В общем гамак палатке скорее не конкурент, а некоторое дополнение.
Дождь. Заброшенная деревня. Полнолуние
Утро встретило нас неприветливым дождем, начавшимся с ночи, разведение утреннего костра с поиском оставшихся сухими дров превратилось в то еще удовольствие. Пришлось поработать пилой, топором и ножом для добычи сухой древесины
Тут следует сделать лирическое отступление и поговорить о том, что для добычи дров для костра обязательно надо иметь пилу и #топор . Пила на сплавах используется в виде бензопилы, так как носить ее в рюкзаке не надо, а равных бензопиле в производительности работы нет. Для колки дров по этой же причине – не надо носить – используются полноценные топоры. Это все #групповое снаряжение . К индивидуальному относятся ножи, каковые являются обязательным компаньоном любого туриста, сплавщика, охотника или следопыта. Нож отличается тем, что он «всегда с собой».
Автор также брал с собой небольшой кукри, который использовался при расчистке места под палатку. В пеших походах, при необходимости, такой кукри в состоянии заменить топор, поскольку вес кукри (360 г) не идет с топором ни в какое сравнение. Функцию аварийного ножа «на всякий случай» выполнял носимый на кармане складной нож Cold Steel SR1, который, в принципе, смог бы справится с любой ножевой задачей на сплаве и самостоятельно. Но зачем брать только один нож, когда можно взять больше, с научно-познавательными целями.
Рекон Танто хорошо поработал батонингом для добычи сухих лучин для розжига костра, и скоро утренний кофе и каша были готовы. Наш судомеханик и рулевой Альберт с помощью этого же ножа поправил весло с заводским дефектом в виде облоя, мы собрались и вышли на воду в районе обеда.
Второй ходовой день. Река спокойная, петляет, берега пологие. Виды величественные. Два раза попадались остатки старых мостов. Поскольку воду из реки Тагил пить нельзя, набрать воду пришлось в первой же встреченной деревне (это была Ясьва). На берегу реки находится весьма антуражный колодец, но воду из него тоже брать нельзя. По пополнению запасов воды идем дальше, берега скалистые и имеют явные следы пожара. На реке появляется какая-то живность, летают утки, встречаются цапли. Скалы покрыты своеобразным желтым лишайником.
Перед нами остатки еще одного моста, высаживаемся на левом высоком берегу, место для стоянки там неплохое – указатель говорит нам, что когда-то здесь была деревня Вьюшкино. Располагаемся на ночлег. Едим бутерброды с красной икрой, салат, прочие вкусности. Сидим у костра, рассказываем друг другу всякие интересные истории. Луна почти в полнолунии, самое то для рассказов о странном и таинственном.
Царевна-Лягушка и духи природы
Утро встретило заморозком, все палатки покрылись инеем. Но под пологом искусственно высаженного леса более-менее тепло. Народ просыпается и разводит костер, хотя кто-то спал прямо на земле на каремате, укрывшись спальником. Альберт из найденной толстой проволоки мастерит костровые крючья, так как штатный комплект был благополучно оставлен дома.
Хлебосольное Вьюшкино остается ниже по течению, а мы держим курс дальше. Встреченный ручеек «пополняет» наши запасы пресной воды.
Туристы за эти два дня встречались в массовом количестве, и новый день тоже принес встречи с ними. Так что река плотно населена по весне. В русле реки встречаются отдельные торчащие крупные камни. Проходим мимо нескольких урочищ – бывших деревень.
Луна появляется на небе рано – ее видно уже в послеобеденное время.
Для ночлега выбираем стоянку на левом берегу. На этом месте явно когда-то присутствовали волки, доели тут лося, череп которого был найден недалеко от берега. Мы использовали этот череп для шаманского ритуала и воззвания к духам природы. (Для лучшего коннекта с этими духами применялась «огненная вода»).
Наутро, помимо питья кофе, был назначен ремонт весла, каковое коварно сломалось в стремительном течении реки Тагил. И с помощью Рекона Танто, кукри для вырубки слеги и мультитула Leatherman Juice CS4 для финишной доводки задача была успешно решена. Посмотреть на проведение работ прискакала Царевна-Лягушка. Но ее целовать никто не стал, и она удрала по своим лягушачьим делам. Вот так разбиваются женские мечты…
Пещера Ермака
Ходовой день прошел в созерцании красот уральской природы. Миновали кордон Тагильский с его системой мостов. На реке появляются пороги. Мелко. Как можно было по этому месту проходить на стругах на полтора десятка бойцов во времена Ермака, да по гораздо более низкой воде – загадка. Наши катамараны, конечно, легко проходят, но они же надувные, и масса груза несопоставима, глубина реки не превышает нескольких десятков сантиметров.
По левому борту на берегу возникает деревня старообрядцев, с ликом Бога на знамени. Последние исследования же нам показывают, что в деле распространения христианской религии в России официальная версия истории несостоятельна совершенно.
На стоянку встаем у скалы, немного далее видим срубленное кем-то весьма старое дерево, которому не менее ста пятидесяти лет. Это огромная редкость в наших «новодельных» лесах, деревья в которых в основном не старше 80 лет. Где старые деревья – на этот вопрос у историков и биологов нет ответа. Где-то они есть – но вот у нас нет.
Утром у нас оказался один укушенный клещом. Ставим ему укол иммуноглобулина и по катамаранам. По берегам появляется еще несколько бывших населенных пунктов, и мы подходим к так называемой «пещере Ермака». Ориентиром служат характерные скалы в виде носа корабля, вдающиеся в реку. Вход в пещеру со стороны реки – и сейчас он залит водой. Мы гуляем вдоль скального массива.
Река становится шире, на ней появляются многочисленные стаи уток. Но и порожистые участки попадаются постоянно. Заброшенные деревни-урочища сменяют одна другую. Впереди виден дым серьезного лесного пожара, уже выгорела целая береговая полоса с сухой травой, хорошо, что еще лес мокрый и пожар не смог углубиться.
Далее идут уже жилые деревни. На реке появляются острова, и мы доходим к вечеру до конечной точки маршрута – пос. Мугай. Заходим из реки Тагил в устье одноименной реки Мугай и выгружаемся на берег. Сплав закончился, и мы отправляемся домой, до следующего сплава!
Оригинал статьи размещен в июльском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2020/07
автор Михаил Колотов
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях