На связи Евгения Зыкина - автор метода "Читаем Рано", раннего обучения чтению детей от 3 лет и старше. И в этой статье я хочу поделиться с вами своей историей.
Моя история проб и ошибок
В 1 классе мой ребенок испытывал трудности по всем школьным предметам. Столкнулась я с этим, когда мой сын не научился читать в 1 классе за полугодие, как положено по школьной программе. Мне очень хотелось, чтобы мой ребенок перестал плакать над учебниками и книжками, чтобы отвращение к чтению переросло в любовь, и я стала искать разные способы
Здесь я слышу восклицания: “Ребенок не умел читать в 7, 5 лет?!”
Да-да, так и есть, потому что научить ребенка читать в 3-4 года по тем методикам, которые я знала (Тюленев, Доман, Лупан, Никитины) - не смогла и в 5 лет приступили к кубикам Зайцева, но увы... сын играл просто в кубики
Послушав ближайшее окружение, что ребенку будет скучно в школе и подкрепив эти выводы статьями нейропсихологии о вреде чтения перед школой я отказалась ребенка перед школой учить читать
В самой школе не научили читать, а точнее сын не смог научиться читать в 1 классе за полугодие, как положено по школьной программе тем самым отставал по всем другим школьным предметам. Ребенок чувствовал себя не комфортно в классе и не хотел ходить в школу ...
И тут вспоминается крылатое выражение: "Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих"
Чтение для нас было мучением, потому что ребенок не мог запомнить буквы, а точнее он путал их
Тогда я не стала брать авторские методы, а просто стала лепить буквы. Скажу сразу - занимает уйма времени. Вылепленная буква — долго не хранится из - за самого материала. Просто лепить колбаски из пластилина и колбаски, соединенные в буквы - оказывается для детской памяти разницы нет.
На следующий день сын только помнит, что лепил, а что именно - нет, поэтому от пластилиновых букв толку не было как ровно столько же и от магнитной Азбуки. Отличие, что буквы готовые и дольше хранятся, но опять же запоминание буквы на нуле (((
...как отбить желание у ребенка читать...
Дальше я стала использовать пособия других авторов. Самые популярные и всем известные способы
— это картинка + буква, на которую начинается слово. Я понимаю, что таким образом у ребенка вызывают запоминание за счет картинки и первого звука в слове. Но попытка была провальной т. к. “буква Я” стала ассоциироваться только с яблоком...(Забегая вперед скажу, что ко мне приходили дети, которые пытались читать таким способом т.е. вспоминали буквы по картинкам. Слово “нос”- носорог, оса, самолет). Ребенок не только не может запомнить звуко-буквы, но и отбивается всякое желание продолжать учиться, а в будущем читать. Мне кажется, что такой способ надо было бы назвать, как отбить желание читать.
“Как сделать так, чтобы ребенок никогда не выучил буквы”
А после этого я стала изучать тему обучения чтения и чаще стала сталкиваться с тем, что пособия можно обобщить одним заголовком: “Как сделать так, чтобы ребенок никогда не выучил буквы” и тут я хочу привести примеры таких пособий.
К примеру, посмотрим на букву «Я». На прилегающей картинке изображен якорь. И зачастую достаточно сложно провести маленькому ребенку ассоциацию буквы именно с такой деталью.
Тяжело ему также понимать и труднопроизносимые слова, такие как «экскаватор», «иллюминатор». Для некоторых детишек сложность составляет даже слово «рыба», потому как они еще не выговаривают букву «Р». И, раз мы заговорили о рыбе, на глаза попалась буква «Ё», на картинке с которой почему-то нарисована рыба (ёрш). Поэтому, первое, что ответит ребенок на ваш вопрос: «Какая это буква?» будет «рыба!», ну или «лыба» в крайнем случае. И это составит вам дикого труда – объяснить ребенку, что на картинке именно ёрш, и буква эта «Ё»
Такая же ситуация с буквой «Ч». На картинке по соседству мило прогуливается чайка. Ответ ребенка? Правильно, «птичка».
В итоге, я поняла путем проб и ошибок, что такой способ не работает.
Ну, а теперь вверх совершенства под названием “ Что имел введу автор?”
К большому сожалению, все эти пособия продаются. Их покупают и может быть, даже у Вас такие пособия имеются дома, и Вы пытались\ пытаетесь учить по ним своего ребенка
Только ответ очевиден - выброшенные деньги на ветер
Такие пособия больше приносят путаницы в головы детей, чем ясности — это печально...
Не все молодые родители могут проявлять внимательность к выбору пособий для ребенка просто потому, что не владеют информацией и не знают, на что на самом деле направлено пособие
Время работало против нас, потому что оставалось 10 январских дней на каникулах, чтобы научить ребенка читать не с чистого листа, нет, а если говорить образно — разворачивать скомканный лист бумаги, помятый и потертый от школьного обучения
Мне удалось это сделать за короткое время (10 дней новогодних праздников), чтобы сын смог без напряжения запомнить буквы и соотнести со звуком
Сын стал улыбчивый )) успеваемость стала подниматься вверх по всем школьным предметам. Стал понимать условия задачи, отвечать на контрольные вопросы после прочитанного текста.За 3 месяца не только научился читать, но и подтянул технику чтения и сдал ее на уровне отличников.Полюбил сам процесс чтения и выбрал свою первую книгу
...там где зубрежка - там живет скука и нежелание учиться...
Взрослые понимают с опытом, что трудно запомнить цифры, списки слов, если это разрозненные, абстрактные данные, не имеющей общей связи между собой
Про буквы в азбуке можно сказать, что по сути — это отдельные значки (объекты) для ребенка и без какой -то эмоции по отношению к ним. Взрослому порой бывает трудно запомнить новую информацию с абстрактными данными, а мы требуем тоже самое от ребенка, а у дошкольника в рабочих тетрадях спрашивают об абстрактном звуке: “Определи какой звук?” (мягкий/ твердый/ глухой/ звонкий) или “Какая эта буква?”
Получается, что все эти пособия построены на зубрежку объекта (т.е. буквы) и знаем уже на горьком опыте, там где зубрежка - там живет скука и нежелание учиться...
Другое дело легче запомнить связи между объектами, связи между новой информацией и уже имеющейся, ассоциации и наши эмоции по отношению к объекту запоминания
Вот, например, дети часто путают Е - Ё, Щ-Ш, У-Ч, Ц-Ч, К-Х и т.д
Намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные связи между объектами, а не сами объекты. По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести
В чем секрет метода "Читаем Рано"
Но благодаря связи между образами букв и сказочных историй происходит легкое запоминание и такие “зашифрованные” послания удерживаются в голове столько, сколько нужно.
На таком принципе построена 1 ступень метода “Читаем Рано” в изучении азбуки
Сам принцип не нов — это часть приема мнемотехники (*Мнемотехника – «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.)
Следовательно, между буквами таких связей нет, их надо было создать и объединить в логическую сказку
Может возникнуть вопрос: "А зачем вообще нужна эта логическая сказка? Пусть дети запоминают графическое изображение буквы как есть, а не какие-то "зашифрованные" послания!"
Однако, человеческому мозгу, ЗАПОМНИТЬ СВЯЗИ намного проще для абстрактных единиц, какими являются в данном случае буквы
Из всего этого следует, что мне нужна была такая система, в которой
Во - первых
сын (а теперь уже и ученики) мог легко и без напряжения запомнить буквы, потому что это залог успеха к будущему чтению
Во-вторых
чтобы такая система была с гарантированным результатом. Я долго над этим думала, как сделать удобно и легко для родителя и в тоже время не потерять качество для малышей. Поэтому методику решила выстроить в четкие последовательные шаги, которые и привели к заветному гарантированному результату.
Надеемся, что наша статья помогла разобраться, как правильно разобраться в эффективных и неэффективных способах обучения азбуки
Если вы мечтаете об этом же, но не знаете, с чего начать. Или вы начали обучать ребенка читать, но чувствуете, что не хватает знаний, опыта или ясности, подписывайтесь на мой яндекс дзен, где Вы сможете найти много полезной информации в моих статьях
Воспитать читающего человека 📚возможно 👫 с 3 лет, благодаря методу "Читаем Рано" в формате Онлайн - Тренинга для родителей "10 шагов к Азбуке"
Вот здесь можно узнать подробнее о методе "Читаем Рано"
в ВКонтакте https://vk.com/chitaem_rano
Сайт http://www.chitaemrano.ru/
С заботой о Вас и Ваших детях ❤Евгения Зыкина