Найти тему

Беспилотный дрон-разведчик D-21: Секретная разработка, наделавшая шума (личные фото)

Авиабаза Davis–Monthan AFB хранения и восстановления в США

Привет, Друзья, Коллеги, Единомышленники и Союзники!

Недавно, подготавливая материалы для очередной публикации, разбирал архивы своих фотографий. Фотографии были сделаны на авиабазе Davis–Monthan AFB, которая занимается консервацией, хранением и восстановлением. Ссылку на упомянутую публикацию найдете в конце статьи.

Подписывайтесь на канал! Так вы поддержите его и не пропустите новые статьи! Комментарии приветствуются! Авиабаза Davis–Monthan Air Force Base, город Тусон, штат Аризона, США
Подписывайтесь на канал! Так вы поддержите его и не пропустите новые статьи! Комментарии приветствуются! Авиабаза Davis–Monthan Air Force Base, город Тусон, штат Аризона, США

Собирая и подписывая некоторые фотографии, я обнаружил фото странного летательного аппарата. Он был небольшого размера. Напоминал то ли макет, то ли прототип какого-то другого летательного аппарата.

Надпись на табличке гласила «D-21Reconnaissance drone» (разведывательный беспилотник). Его история оказалась необычной и интересной.

Разведывательный беспилотник D-21 на авиабазе Davis–Monthan Air Force Base, город Тусон, штат Аризона, США
Разведывательный беспилотник D-21 на авиабазе Davis–Monthan Air Force Base, город Тусон, штат Аризона, США

После того, как над СССР был сбит пилотируемый высотный разведывательный самолёт U-2, американцы начали искать другие способы осуществлять воздушную разведку над территориями других государств.

В 60-е годы стали пробовать сверх звуковые технологии для беспилотных летательных аппаратов. Появился вполне пригодный для использования проект D-21. Летательный аппарат мог развивать скорость до 3-4 скоростей звука и летать на высотах до 30 тысяч метров. Повторное использование не предполагалось. Все разведывательные материалы (плёнки и оборудование) сбрасывались в отделяемом контейнере.

Разведывательный беспилотник D-21B в авиамузее Pima Air & Space Museum, город Тусон (Tucson), штат Аризона, США
Разведывательный беспилотник D-21B в авиамузее Pima Air & Space Museum, город Тусон (Tucson), штат Аризона, США

Для его запуска требовался сверхзвуковой самолёт-носитель, который сможет развивать скорость не менее полутора скоростей звука. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель D-21 не мог начинать работу на меньших скоростях.

Самолёт A-12 для старта оказался самым подходящим по скоростных параметрам. Он был прототипом более известного и легендарного SR-71.

На одном из испытаний запуска D-21 с носителя A-12 произошла катастрофа. Беспилотник при старте разрушил самолёт-носитель и погиб один из двух пилотов. После этого инцидента перестали использовать A-12 для старта беспилотного разведчика.

Разведывательный беспилотник D-21B в авиамузее Pima Air & Space Museum, город Тусон (Tucson), штат Аризона, США
Разведывательный беспилотник D-21B в авиамузее Pima Air & Space Museum, город Тусон (Tucson), штат Аризона, США

В дальнейшем для воздушного старта приспособили пару переделанных D-52H. Под их крыльями оборудовали две специальных подвесных консоли слева и справа от корпуса.

Для запуска D-21 с дозвукового B-52H потребовался разгонный блок. Беспилотник закрепили на ракете-носителе, которая позволяла развить необходимую скорость после отделения от самолёта. Модернизированный вариант беспилотника получил новое обозначение D-21B.

При одном из разведывательных полётов над китайским полигоном для испытания атомного оружия, D-21B не сделал требуемого разворота, а продолжил прямолинейный полёт до выработки топлива. В результате он залетел на территорию Светского Союза и упал в ста километрах от Байконура.

Разведывательный беспилотник D-21B в авиамузее Pima Air & Space Museum, город Тусон (Tucson), штат Аризона, США
Разведывательный беспилотник D-21B в авиамузее Pima Air & Space Museum, город Тусон (Tucson), штат Аризона, США

Его остатки нашли и передали в конструкторское бюро Туполева. Там начали разработку аналогичного аппарата при использовании отечественных материалов, комплектующих и авионики.

Проект получил название «Ворон». О производстве опытных образцов и их испытании информации нет. Проект закрыли, т.к. развитие космических разведывательных средств стало приоритетным и экономически более оправданным.

Всего за всё время существования проекта D-21 было изготовлено 38 экземпляров. В начале 70-х годов 24 штуки поступили для консервации и хранения на базу Davis–Monthan AFB.

В те далёкие времена на эту авиабазу уже были экскурсии для всех любителей авиации и любопытных. Именно они заметили на территории эти необычные летательные аппараты и сфотографировали их. Фото опубликовали в прессе. После этого все любопытные стали обсуждать эти аппараты и предполагать их назначение. Военным пришлось всё опровергать и включать механизмы дезинформации.

Разведывательный беспилотник D-21 на авиабазе Davis–Monthan Air Force Base, город Тусон, штат Аризона, США
Разведывательный беспилотник D-21 на авиабазе Davis–Monthan Air Force Base, город Тусон, штат Аризона, США

С тех пор пелена секретности спала с этих беспилотников-разведчиков. Официально их назначение было раскрыто десятилетиями позже. Теперь их можно наблюдать как на авиабазе Davis–Monthan AFB (в состоянии консервации), так и в ближайшем к базе музее Pima Air & Space Museum. Там можно даже потрогать его титановый корпус.

Также читайте на тему авиации на канале: «Это не «кладбище» самолётов, как называют некоторые. Это авиабаза хранения и восстановления (личное посещение и фотографии)» 👍, «Советские самолёты в американском музее Pima Air & Space Museum» 👍, «Как меня пропустили на авиабазу США, несмотря на строгий пропускной режим: достаточно было предъявить российский паспорт» 👍, «Прочитал в американском авиамузее, сколько F-86 сбили МиГов в корейской войне: Счёт 1:14 меня удивил и озадачил» 👍.
-7