Найти тему
Журнал МУЗилка

«О Володе Высоцком я песню придумать решил». Песни, посвященные памяти великого актера, поэта и барда.

Оглавление

В этом году 25 июля исполняется 40 лет со дня смерти Владимира Семеновича Высоцкого. Для российской культуры он стал культовой фигурой, оставив свой след и в театральном искусстве, и в кинематографе, и в поэзии, и в музыке. Не вспомнить о поэте, актере и барде по случаю этого трагичного юбилея было бы не правильно. В то же время писать о Высоцком сегодня сложно, практически не возможно. Во-первых, о нём уже много всего написано, для многих Владимир Семенович остается иконой, многочисленные поклонники и исследователи-высоцковеды знают его творчество по строкам, а биографию – по часам. В этой ситуации вставлять свои пять копеек в дежурной памятной статье не целесообразно. Поэтому, говоря об образе Высоцкого в контексте музыкальной культуры, которой посвящен мой канал, я решил пойти другим путем и поговорить о тех, кто уже писал о Высоцком, но не в прозе, а в стихах, а точнее - в песнях. Известные музыканты и поэты часто посвящают свои произведения безвременно ушедшим коллегам, тем самым выражая им дань уважения и в той или иной степени показывая испытанное влияние этого артиста на собственное творчество и миропонимание.

Высоцкий удостоился большого количества посвящений, как от современников и коллег, так и от потомков и последователей. Смерть поэта в разгар московской Олимпиады 1980-го года стала настоящим потрясением и для простых слушателей, и для культурной общественности. Трагическое событие породило немало «поэтических откликов» и посвящений, которые выходили из-под пера как именитых и популярных поэтов и музыкантов той эпохи, так и малоизвестных, самодеятельных и начинающих творцов. В статье я отмечу лишь несколько хорошо известных произведений, обращенных к Высоцкому, созданных в разные годы популярными исполнителями.

Булат Окуджава – «О Володе Высоцком»

Песня, вынесенная в заголовок данной статьи – дань уважения Высоцкому от «старшего коллеги». Именно такие определения - «старший коллега» и «младший коллега» - часто применяются к Высоцкому и Окуджаве в публикациях, посвященных отношениям двух бардов. Чисто поколенчески это верно, Булат Шалвович действительно старше, однако он всегда относился к Владимиру Высоцкому, как к равному, неоднократно хвалебно высказывался о его творчестве и часто вставал на его защиту. На одном из концертов Окуджаву спросили «Вы так защищаете Высоцкого, он что, Ваш друг?», на что бард ответил, что должен защищать его как артиста, выступающего в жанре, к которому он сам имеет отношение. Работая в одном жанре, они представляли совсем разные его грани, две параллельных вселенных.

1973 год. Совместное фото В. Высоцкого и Б. Окуджавы во время обсуждения спектакля "Работа есть работа".
1973 год. Совместное фото В. Высоцкого и Б. Окуджавы во время обсуждения спектакля "Работа есть работа".

В общественном сознании Высоцкого и Окуджаву часто «противопоставляют» друг другу, это справедливо только в контексте творческих почерков двух авторов-исполнителей, но не их взаимоотношений или вклада в советскую и российскую культуру. Так, по мнению А. Кулагина, творческий мир Окуджавы «камерный и проникновенный», а творчество Высоцкого он наградил эпитетом «темпераментный», отметив многообразие выразительных средств его поэзии.

Барды были хорошо знакомы, несмотря на разницу в возрасте встречались в одних компаниях и, конечно же, Булат Шалвович не мог не отреагировать на несвоевременный уход коллеги и приятеля.

В этой песне чувствуется тепло и уважение к объекту посвящения и то самое столкновение двух разных творческих миров. С одной стороны, Окуджава говорит о Высоцком как старший товарищ, а, с другой, проявляет присущую ему природную скромность, о чем говорит уже первая строчка «О Володе Высоцком я песню придумать решил». В лучших окуджавских традициях сильная по содержанию, но простая по форме песня воспринимается как попытка понять, кем для нас был Высоцкий.

В третьем катрене есть строчки:

«О Володе Высоцком я песню придумать хотел, но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...»

В них чувствуется и боль утраты, и признание значимости этого поэта. Высоцкий - глыба, чей образ во всём его многообразии сложно обрисовать в одном коротком простом стихотворении. На одной из доступных видеозаписей Булат Шалвович так говорил о Высоцком:

«Он инструмент, созданный для того, чтобы выкрикнуть наши радости, наши горести, наши печали. У него была счастливая судьба, он выкрикнул, и его заметили, с другой стороны - горестная судьба поэта, от которого немного шарахались, не могли сразу понять».

Одной из художественных особенностей песни "О Володе Высоцком" является использование архитипических образов – черного и белого аиста.

Анализируя это произведение Окуджавы, Д. Быков пишет так:

«Окуджава считал долгом прекратить поиски виноватых и перекладывание ответственности— важнее было понять, кем был Высоцкий для миллионов. Окуджава знал и то, что многие противопоставляют его безвременно ушедшему барду— вот, этот себя тратил, рвал сердце и голос, ссорился с властью, воевал с косностью, а другие-то живы и даже признаны… Он не считал возможным реагировать на эти упрёки».

Андрей Макаревич – «Памяти Высоцкого»

Песней, посвященной памяти Высоцкого, отметился в своём сольном творчестве Андрей Вадимович Макаревич, лидер группы «Машина времени» и одна из важнейших фигур в истории русского рока. Примечательно, что композиция «Памяти Высоцкого» вышла на альбоме «Песни под гитару» 1985 года, это была первая пластинка, в которой он решил проявить себя не как «Машинист», а как сам по себе. В угоду названию стилистика альбома близка к авторской песне, и на ней Макаревич фактически выступает как бард. О влиянии феномена авторской песни и фигуры Высоцкого как ее видного представителя на русский рок говорят часто, много и абсолютно справедливо. Из «большой тройки бардов», куда кроме Высоцкого и Окуджавы включают ещё А. Галича, ближе всего Макаревичу кажется именно Окуджава, хотя сам музыкант в интервью В. Познеру отмечал, что каждый из этой тройки близок ему по-своему.

Песня «Памяти Высоцкого» представляется глубоко личной и звучит очень проникновенно. Через образы родной для обоих авторов Москвы и, в частности, Таганки, через образы собственного детства показано «незримое присутствие» и значимость фигуры Высоцкого для следующих поколений. В творческом наследии Макаревича несколько посвящений – Высоцкому, Галичу, Бродскому. Они не так известны, как культовые «машинные» и сольные хиты, но занимают достойное место в его дискографии и важны для понимания творческого мира этого музыканта, чья личность сегодня воспринимается очень неоднозначно.

Александр Башлачев – Триптих (Слыша Высоцкого)

-3

Связь между Владимиром Высоцким и музыкально-поэтическим явлением, известным как «русский рок», четко прослеживается через фигуру питерского поэта и музыканта Александра Башлачева. В его лице в отечественной культуре канонизировался образ поющего рок-поэта, не случайно Башлачева часто упоминают как основоположника такого специфического явления как «бард-рок».

СашБаш с глубоким уважением и интересом относился к творчеству Владимира Семеновича и признавал огромное влияние, оказанное на него творчеством барда. СашБашу принадлежит одно из самых известных посвящений Высоцкому – фундаментальное произведение, известное как «Триптих», так как песня состоит из трех частей. Также песня фигурирует под заголовками «Слыша Высоцкого» или "Складень".

Композиция изобилует отсылками к творчеству Высоцкого, а в вокальной манере Башлачев пытается приблизиться к его экспрессии. Петь Высоцкого или о Высоцком, подражая его манере и пытаясь «выдавить» из себя неповторимый хрипловатый баритон – ныне мейнстрим, который кроме скепсиса ничего не вызывает. Но СашБаш – это совершенно другая история: он не копирует манеру, а старается передать дух и экспрессию, не подражает, а воссоздает образ через собственное творчество. У него получилось органично, по-своему и очень уважительно, видимо потому, что он не пытался подражать, а именно «воссоздавал образ», приближая слушателя к нему и давая прочувствовать и ощутить ту боль, глубину, надрыв и многогранность, которые были в песнях Высоцкого.

Александр Розенбаум – «Дорога на Ваганьково»

Бард, шансонье, поп-исполнитель, поэт и композитор – все эти определения с разной степенью условности можно адресовать к творчеству Александра Яковлевича Розенбаума, глядя на него из современности. В 80-х врач скорой помощи только начинал свою творческую деятельность.

Александр Розенбаум в 1986 году.
Александр Розенбаум в 1986 году.

1986 годом датируется его произведение «Дорога на Ваганьково», которое является посвящением Высоцкому. В книге «Сто друзей и недругов Владимира Высоцкого» указывается, что данная песня должна была прозвучать в программе «Музыкальный ринг», но была вырезана, и впервые была исполнена автором на концерте в родном Ленинграде в апреле 1986. Песню достаточно сильно критиковали. Журналист по фамилии Володин посвятил ей целую аналитическую статью с едким названием «До коли ж лгать», в которой негатива оказалось куда больше, чем положительных моментов. Прикосновение к знаковому и для многих неоднозначному образу – всегда дело опасное и попасть под «горячую руку» не мудрено.

Текст Розенбаума изобилует отсылками к «образам смерти» великих поэтов, угадываются и Пушкин, и Лермонтов, и Есенин, и Цветаева. В их контексте певец и автор воспринимает и фигуру Высоцкого, сделав центральным мотивом своей песни Ваганьковское кладбище, где упокоился Владимир Семенович, или «прилег отдохнуть», как поёт Розенбаум.

Песня Розенбаума у меня невольно вызвала ассоциации с известным стихотворением самого Высоцкого: «С меня при цифре тридцать семь в момент слетает хмель». После смерти поэта популярность получило «продолжение», написанное в форме посвящения Высоцкому актером и поэтом Валентином Гафтом.

Евгений Клячкин – «Памяти Высоцкого»

-5

Евгений Клячкин – фигура «из мира авторской песни». Его можно назвать представителем традиционной, даже «стереотипной» авторской песни, типичным бардом-шестидесятником. Современник Высоцкого, инженер по образованию, в конце жизни переехавший жить в Израиль, с большим уважением и любовью относился к творчеству Владимира Семеновича.

«Восхищаюсь Высоцким. Он был разоблачителем по своему духу. Обладал колоссальным темпераментом. Жил и пел честно. За это и пытались постоянно принизить, опошлить его творчество. Его песни - кровоточащая, саднящая рана. Не всем это нравилось. Но разве можно пройти мимо Высоцкого, оказаться не задетым его песнями? Несмотря на все его беды, он был богат и счастлив всеобщей народной любовью»

– вот одна из его цитат о Высоцком, датированная 1988 годом.

А песню памяти поэта, актера и барда Клячкин написал в 1983 году. Собственно имя Высоцкого в тексте не упоминается, однако лейтмотивы и в тексте, и в мелодике вполне ясны. Композиция в лучших традициях бардовской музыки, в которой незримо присутствует «дух Владимира Семеновича», в рисунке песни есть намеки на его узнаваемую стилистику.

Александр Градский – «Песня о друге»

К памяти Высоцкого обратился в своём творчестве и Александр Градский. Он был одним из тех, кто отреагировал на уход поэта в год его смерти. Датой написания на сайте музыканта значится 1980 год.

Название совпадает с одной из самых известных песен Высоцкого «Песня о друге». Композиция Градского содержит умышленные мелодические и поэтические отсылки к неё. Также невооруженным ухом слышно сходство с известной «военной» песней Е. Аграновича «От героев былых времен», прозвучавшей в легендарном фильме «Офицеры». Это сходство подтверждает и сам автор – Александр Градский. Уже в первых строках песни прямым текстом указывается, что музыкант не был лично знаком с Высоцким и, тем не менее, поёт о нём как о друге, потому что мечтал бы иметь такого человека в числе своих друзей. Текст песни подчеркивает силу и величие Высоцкого, который в соответствии со своей фамилией всегда «стремился ввысь». Чувствуется глубоко положительное, на грани пиетета, личное отношение автора к фигуре Высоцкого.

Песен о Высоцком, как уже было указано существует немало. Перечислить все - задачи не стояло. Кроме вышеуказанных, хочется отметить ещё песню Юрия Лозы. Подробно писать о ней не буду, но запись приведу.

В данной статье речь шла больше о поэзии, нежели о музыке. К этому располагает тема. Положа руку на сердце, все представленные здесь персонажи, кроме А. Б. Градского, скорее поющие поэты, чем собственно музыканты с серьёзной, теоретической точки зрения. Таковым был и сам В. С. Высоцкий. Не смотря ни на что Высоцкий стал знаковой фигурой для истории советской и российской музыки , хотя сам он существовал вне рамок жанров и культурных сфер.

Данный материал носит обзорно-ознакомительный характер, не претендует на глубину анализа и на изложение истины последней инстанции.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и хорошие стихи и помните, что все разговоры о музыке всегда очень субъективны.