Найти тему
От Байкала до Амура...

«Поехали, что ли, ребята», — сказали тогда первопроходцы. И — поехали

8 июля 2020 года ветераны БАМа отметили свой праздник. День бамовца. Легендарный БАМ в 2019 году отметил свой юбилей, 45-летие с начала строительства. А официальным днём его рождения стало 8 июля 1974 года, когда было подписано Постановление Совета Министров СССР о начале строительства Байкало-Амурской магистрали.

— 22 декабря 1973 года по только что сданной линии Хребтовая-Усть-Илимская была переброшена первая группа строителей БАМа. На берегу нашей реки Лены, в полупустой деревушке Половинка, в заброшенной избушке, где когда-то была школа, они и разместились. Перед нашими первопроходцами (а их было 18) стояла задача пробить зимник — временную автодорогу до речки Таюра — и там основать первый бамовский посёлок для будущих строителей железной дороги, — рассказывает председатель районной общественной организации «Ветераны строительства БАМ» Лариса Норина. — И с первых слов наших строителей: «Поехали, что ли, ребята» — 9 января 1974 года и начат старт истории великой стройки.

Вместе с начальником СМП-266 треста «Ангарстрой» Петром Петровичем Сахно их, тех первых, было 18. Давайте вспомним их имена. Это — моторист Николай Алексеевич Исакин, электрик Виктор Павлович Калина, бульдозеристы Яков Егорович Вебер, Николай Егорович Никонов, Алексей Степанович Почежерцев, истопник Александр Владимирович Янкин, тракторист-механик Алексей Александрович Шинкарёв. Моторист Александр Кузьмич Кутепов, вальщик леса Ярослав Степанович Льлькив, инженер Виталий Николаевич Корхов, строительный мастер Станислав Дмитриевич Иванов, бульдозерист Николай Николаевич Шапелич, водители Василий Михайлович Ерёмин, Валерий Анатольевич Бердин, вальщик леса Анатолий Алексеевич Филиппов. С ними были две женщины — повара Татьяна Александровна Алфёрова и Галина Николаевна Нефёдова. У всех уже был опыт работы на строительстве железнодорожной ветки Хребтовая - Усть-Илимская, а некоторым довелось поработать и на строительстве дороги Абакан-Тайшет.

Усть-Кут встретил их пятидесятиградусными морозами, которых не выдерживала даже техника. Бульдозеры были старые тросовые, их ремонтировали и шли дальше. О том, чтобы не выдержали люди, не могло быть и речи. Был приказ, и его нужно было выполнить.

Строители сделали своё дело! Ценой неимоверных усилий были уложены рельсы от берегов Лены до Амура. Их путь — это непроходимая тайга, труднодоступные хребты, болота и вечная мерзлота. Бамовцы возвели свыше трёх тысяч искусственных сооружений, через реки протянули 142 больших моста (были ещё и маленькие). В трёх местах горы были прорезаны тоннелями. Одним из них стал знаменитый Северомуйский тоннель, протяжённостью более 15 километров. 1 ноября 1989 года БАМ принят в постоянную эксплуатацию.

Лариса Александровна Норина сердечно поздравила всех ветеранов БАМа, поблагодарила за ратный труд и пожелала всем здоровья, благополучия и долголетия.
— Пусть БАМ остаётся символом молодости, стойкости и энтузиазма, — отметила она.