Факты о мультфильме Смурфики (часть1)

Смурфики появятся на большом экране в одноимённом фильме Columbia Pictures и Sony Pictures Animation. Злой волшебник Гаргамель изгоняет Смурфиков из родной деревни через волшебный портал прямо в наш мир, в сердце Нью-Йорка — Центральный парк. Затерянные в большом городе, малютки-Смурфики должны вернуться домой и не попасть в руки злому колдуну.

Смурфики появятся на большом экране в одноимённом фильме Columbia Pictures и Sony Pictures Animation.

Columbia Pictures и Sony Pictures Animation представляют фильм «Смурфики» производства Kerner Entertainment Company. В главных ролях Нил Патрик Харрис, Джейма Мейс, София Вергара и Хэнк Азария в роли злого волшебника Гаргамеля. Режиссёр Раджа Госнелл. Продюсер Джордан Кернер. Авторы сценария Дж. Дэвид Стем, Дэвид Н. Уайсс, Джей Шерик и Дэвид Ронн; киноновелла Дж. Дэвида Стема и Дэвида Н. Уайсса. На основе персонажей Пейо. Исполнительные продюсеры Эзра Свердлоу, Бен Абер и Пол Нисан. Оператор-постановщик Фил Мейхью. Режиссёр-постановщик Билл Боэ. Монтаж Сабрина Плиско. Спецэффекты компании Sony Pictures Imageworks Inc., режиссёр-постановщик по спецэффектам Ричард Р. Хувер. Художник по костюмам Рита Райек. Композитор Эйтор Перейра.

В русском дубляже обворожительная Смурфетта, единственная девушка в компании забавных и озорных смурфиков, заговорит и даже запоет голосом популярной певицы Нюши, возглавляющей всевозможные чарты радиостанций и музыкальных телеканалов. А голос рассказчика достался всеми любимому народному артисту СССР Армену Джигарханяну.

Права на Смурфиков и всех связанных персонажей принадлежат Пейо, все права защищены.“Smurf” и “The Smurfs” — зарегистрированные товарные знаки компании STUDIO PEYO.

Российская премьера «Смурфиков» состоялась 11 августа 2011 г. Фильм выходит на DVD 27 сентября 2011 г. 

О ФИЛЬМЕ

В 1958 году бельгийский художник Пьер Калифор (Пейо) создал Смурфиков для своего комикса. Тогда эти персонажи назывались «Шмурфики», и они мгновенно стали популярны. Вслед за выходом первого комикса в редакцию посыпались письма с просьбами продолжить серию. В ближайшие полвека этим персонажам было суждено стать феноменами современной культуры. Они появились в комиксах, книгах, телесериалах, фильмах, компьютерных играх, театрализованных представлениях и на полках магазинов (за это время продано более трёхсот миллионов фигурок Смурфиков). Эти персонажи успешно пережили смену поколений. Родители, в своё время выросшие на Смурфиках, знакомили с ними своих детей.

По словам продюсера Джордана Кернера, несложно понять причину популярности Смурфиков на протяжении десятилетий. И дело не только в их миловидности: Смурфики представляют собой человечность в лучшем её проявлении. Слово продюсеру: «Смурфики — это своего рода народ. Для них особенно важна семья и взаимопомощь. И, самое главное, они с самого начала видят в человеке всё самое лучшее. Это очень душевные существа, и они умеют заботиться друг о друге».

А теперь Смурфики впервые выбираются из своей деревни и сразу попадают на большой экран в фильме Columbia Pictires и Sony Pictures Animation — «Смурфики». Как говорит режиссёр Раджа Госнелл, «это очень смурфное кино. Мы взяли культуру и традиции Смурфиков и поместили их в жизнь современного Нью-Йорка».

История прихода Смурфиков на большой экран началась много лет назад — во время утренней встречи Джордана Кернера с легендарным директором американской телесети NBC Брэндоном Тартиковым. Дело было в 1980 году. На этой встрече Тартиков рассказал Кернеру о своих планах сделать мультсериал и предложил ему просмотреть комиксы о Смурфиках на этот предмет. Кернер сразу же заинтересовался. И, конечно, вскоре Тартиков обеспечит появление Смурфиков на телеэкране — в сериале производства Hanna-Barbers продолжительностью восемь лет, во время которых вышло двести пятьдесят шесть серий.

В 1997 году Кернер написал лицензионному агенту бренда «Смурфики» Лафигу. В этом первом из длинной серии писем Гернер рассказал о своих планах сделать полнометражный фильм со Смурфиками. И уже в 2002 году, когда Кернер закончил работу над своей адаптацией классической повести Э. Б. Уайта «Паутина Шарлотты», семья Пейо поверила в Кернера. Они увидели, что с ним Смурфики будут в хороших руках.

Слово Веронике Калифор, дочери Пейо: «Смурфики очень похожи друг на друга, но каждый из них уникален. Каждый зритель может узнать себя в одном из Смурфиков. И вместе с тем они все очень добрые и общительные. В них воплощаются качества, которые люди хотели бы видеть в себе».

Как отмечает Калифор, что-то в жизни менятся, но Смурфики остаются неизменной точкой отсчёта. «Эти истории не потеряют актуальности через поколения, потому что люди останутся людьми. Мы по сути не меняемся, и Смурфики отражают эту самую суть. Мы можем подстроиться под новые условия жизни, но человеческое в нас останется неизменным».

Семья Калифор уже давно думали о том, чтобы Смурфики появились на киноэкране. Когда они поняли, что Кернер разделяет их видение персонажей и их любовь к ним, они увидели в этом своего рода знак. «Джордан, — рассказывает Вероника, — был первым человеком среди всех, с кем мы общались, у кого было такое же видение Смурфиков, какое было у нас».

Для Вероники Калифор это событие — воплощение давней мечты. Ей слово: «Смурфики появились в 1958 году, когда я родилась. Они были со мной всю жизнь. Папа работал дома, и когда я возвращалась из школы, у нас всюду были Смурфики. Мы даже говорили на их языке. Смурфики — неотъемлемая часть моей жизни».

Кернеру казалось, что именно так нужно начинать новую волну историй о Смурфиках — в Нью Йорке, в таких культовых местах как Центральный парк, замке Бельведер, магазине FAO Schwarz, Русской чайной комнате, Рокфеллер-центре и в Проспект парке в Бруклине.

Кроме того, Кернер сразу знал, что Раджа Госнелл станет идеальным режиссёром для этого фильма. Его опыт и аккуратный подход сыграли здесь решающую роль, не говоря о его опыте в создании комбинированных фильмов в таких картинах как «Скуби-Ду» и «Крошка из Беверли-Хиллз». Слово Кернеру: «Раджа — один из умнейших, самых проницательных и добрых людей, с которыми мне приходилось работать. Каждый день был как в сказке. Мы хотели сделать фильм, которым потом смогли бы гордиться, и мы очень хотели полноценно воплотить наше общее видение Смурфиков».

Как и Кернер, семья Калифор хотела насколько возможно сохранить наследие Смурфиков. Слово Веронике Калифор: «Самое важное — чтобы Смурфики остались Смурфиками. Они впервые покидают свою родную деревню, это для них большой шаг».

Чтобы сделать фильм, нужно было ответить на многие вопросы из мифологии Смурфиков, заложенных в структуре этой глобальной франшизы. Кто они на самом деле и откуда они? Откуда взялся Гаргамель и почему он такой злой? Зачем он создал Смурфетту?

Одна из традиций Смурфиков — создавать новых персонажей. В этом фильме создатели придумали троих новых Смурфиков — Трусишку, Крейзи и Смельчака. Последний, кстати, показывает себя настоящей звездой.

О Смурфиках

В деревне живёт примерно 100 разных Смурфиков, и угодить всем бывает непросто. Нужно быть терпеливым, умным, взрослым и, возможно,.. бородатым. Все эти качества сочетает в себе Папа Смурфик — и он знает, как вести себя со своими синими соратниками. Папа проводит немало времени со своей книгой заклинаний в доме-грибе, где он готовит эликсиры для защиты Смурфиков от злого колдуна Гаргамеля. Когда Папа узнаёт о неминуемой беде, он должен столкнуться с самым серьёзным в своей жизни испытанием — провести своих Смурфиков через Нью-Йорк и убежать от Гаргамеля. 

Легендарный юморист Джонатан Уинтерс подарил Папе свой голос в фильме. Ему слово: «Папа старше и мудрее. Он, может быть, не знает абсолютно всего, но он знает очень многое. Он, безусловно, лидер, но всё его лидерство построено на командной работе. Когда Папа командует, важен каждый Смурфик».

Уинтерс уже работал в рамках этой франшизы. Ранее его голос звучал в мультсериале от Hanna-Barbera.

Смурфетта — совершенно особый персонаж. Она красива и умна, у неё чарующий голос, и, к тому же, она единственная девочка в окружении сотни мальчиков. И все они, разумеется, сходят по ней с ума. Изначально её создал Гаргамель, чтобы поймать остальных Смурфиков, но Папа спас её своим волшебством и превратил её в настоящего Смурфика. И скоро она покажет, что может сделать одна умная девушка, встретившись со своим злым создателем.

Создатели фильма выбрали Кэти Перри на роль Смурфетты ещё до того, как она прочитала первые строки своей роли. Слово Кэти: «Они проводили слепые кастинги: брали голоса из предыдущих интервью и подставляли их под картинки с персонажами. Им понравился мой голос, хотя они не знали, что это я. И когда стало понятно, о ком идёт речь, всё сложилось. И мой характер здесь только в плюс!»

Кэти сразу нашла общий язык со своим персонажем. «Меня попросили добавить собственный характер в голос, так что я могла кокетничать и дурачиться, как я люблю. Было очень здорово — я могла привнести в персонаж много своего собственного. По сути, в фильме звучит мой голос, но немного огрубевший, будто я перерпила кофе».

Для Кэти переход из роли певицы в роль актрисы озвучки был очень органичным и логичным: «Я работаю голосом каждый день, и часто у меня создаётся ощущение некоторой мультяшности того, что я делаю. Так что такой переход — вполне естественный для меня шаг».

У Смурфика Растяпы всё не слава богу — куда бы он ни пошёл, его везде подстерегает какое-нибудь нелепое происшествие. У него обе левые ноги, огромная шляпа и уши, и всё, что он делает, неминуемо заканчивается бедой — даже с самыми благими намерениями. На этот раз его благие намерения завели Смурфиков в незнакомое и непривычное место — Нью-Йорк. Но в жизни каждого есть место подвигу. Поэтому когда настанет час, Растяпа докажет, что имя — это ещё не всё.

Растяпа в исполнении Антона Ельчина немного отличается от того Растяпы, каким его помнят старые фанаты Смурфиков. Слово актёру: «Я знал этого персонажа по телесериалу, где у него был сильный южный акцент. Перед фильмом я пересмотрел его и поговорил о нём с Раджой и Джорданом. Мы решили сделать Растяпу проще, немного приятнее. В фильме его голос звучит выше, чем мой собственный голос, и он полон радости и оптимизма. Растяпа не пытается намеренно испортить кому-то жизнь — он просто растяпа, и ему это уже порядком надоело».

Слово режиссёру Радже Госнеллу: «Растяпа — сердце и душа этого фильма. С ним связана самая эмоционально насыщенная часть истории. В семействе Смурфиков он как младший брат, в каком-то смысле он источник всех их проблем. И он пытается завоевать своё место в этой семье. У Антона в этом смысле очень подходящий голос — молодой, душевный. Именно то, что нам нужно».

В каждой деревне есть свой дурачок, но есть и свой Благоразумник. Он слишком активный и слишком начитанный — по сути, всезнайка, который знает далеко не всё. Благоразумник сам себя провозгласил «правой рукой» Папы. И хотя иногда он действует на нервы, благодаря своим энциклопедическим знаниям именно к нему стоит обратиться за помощью, когда Папы нет рядом.

По словам Фреда Армизена, широко известного по работе в комедийном шоу Saturday Night Live (в том числе в роли президента Обамы), тандем Госнелла и Кернера был очень удачным. «У них, — рассказывает Армизен, — было чёткое понимание персонажей. Здорово работать с людьми, которые глубоко переживают за результат своей работы».

Встретиться со звездой для Фреда обычное дело, с учётом специфики его работы в Saturday Night Live. Кто же из звёзд фильма впечатлил его больше всех? Слово Армизену: «Определённо Джонатан Уинтерс. Я чуть с ума не сошёл, когда его встретил. Я всю жизнь видел его по телевизору, он очень хорош!»                                                                                                         

Смельчакалегко узнать по кильту, бакенбардам, мужественному лицу и шотландскому акценту. Ему хватит смелости, чтобы справиться с любой трудностью. Он из тех парней, которые сначала делают, а потом думают. Неудивительно, что в этом приключении он в первых рядах.

«Я с гордостью принял роль Смурфика-шотландца, — рассказывает шотландец Алан Камминг, — Мне было приятно представлять шотландский народ в лице одного Смурфика».

Ему даже удалось явить на свет из праха разговорные шотландские словечки: «Я то и дело вставлял в речь слово “numpty”, то есть “идиот”. Я, по сути, вернул это слово в английский язык и показал его всему миру».

Смельчак как будто специально создан для своей роли в «Смурфиках». Слово режиссёру Радже Госнеллу: «Он наш местный супергерой. Он бесконечно смел и отважен. Он первый бросается в бой в любой ситуации».

Камминг известен по своим работам на грани приличия, особенно в фильмах для взрослого зрителя. Эта же его роль подойдёт и для семейного просмотра: «Играть эту роль было одно удовольствие. Она лёгкая, задорная и очень смешная. Мои племянники сейчас уже подросли, но когда я делал что-то подобное в “Детях шпионов”, им это очень нравилось».

По словам Камминга, работа в качестве актёра озвучки даёт актёру совершенно особые возможности: «Качество работы очень важно, ведь твой голос — единственный человеческий элемент в персонаже. В самом начале нет ни фильма, ни какой-либо другой картинки. Персонажа ведёт только твой голос. Мне чрезвычайно понравился такой формат работы. Потом, когда создаёшь персонажа, можно попробовать разные приёмы и идеи. Смельчак получился достаточно легко — он шотландец, немного более мужественный и злой, чем я обычно бываю. Постепенно я настроился с ним на одну волну и нашёл его в себе».

Хотя актёры записывали голоса для фильма по отдельности, быть актёром озвучки для «Смурфиков» стало для них своеобразным знаком почёта: «Мы встретились с Кэти Перри на одной из вечеринок. Занятно было встретить её и узнать, что она Смурфетта. Она тоже меня узнала. “А ты, — говорит, — Смельчак”«.

И только кажется, что Смурфики обитают в радужном и радостном мире, на горизонте появляется Ворчун. Он встаёт не с той ноги каждый день. Его тошнит от радуги, он не любит голубое небо, и от самой радости ему грустно. Но несмотря на такое отношение к жизни, глубоко внутри у него золотое сердце. Хотя золото он тоже не любит.

Слово Джорджу Лопезу: «Смурфики — мировой бренд. По-испански они будут “Los Pitufos”, и я в детстве смотрел их и по-английски, и по-испански».

Как рассказывает Лопез, для своей роли он выкрутил ручку раздражения на максимум: «Я специально не пил кофе, приезжал на студию в самое неподходящее для себя время и вообще как мог сгущал для себя краски. Да и потом, когда твоей дочке пятнадцать лет, хочешь-не хочешь, а ворчать придётся. Когда я впервые увидел своего персонажа на экране, его руки были сложены на груди, ноги скрещены, взгляд в пол, нахмуренный,.. — в общем, один-в-один как я, только синий».

Лопез озвучивал немало ролей в фильмах, и на «Смурфиках» он снова работает с режиссёром Раджой Госнеллом (после их работы на «Крошке из Беверли-Хиллз»). «По-моему, — рассказывает Лопез, — в озвучке проступает душа актёра». Как и любая роль на камеру, озвучка — это не только зачитывание сценария, но и, как об этом говорит сам Лопез, «интерпретация событий, развитие отношения с другими актёрами. Ты не просто читаешь сценарий, ты подбираешь ключ к сердцу зрителя». 

Гаргамель: знать врага в лицо

Если бы уродство было человеком, его бы звали Гаргамель. Если бы у одержимости было лицо, оно было бы очень похоже на лицо Гаргамеля. У злого волшебника нет других дел в жизни — только Смурфики. Он думает и говорит только о них, ему ничего кроме них не нужно. Полный ноль в магии и ещё менее успешный на лоне личной гигиены, он тратит всю свою жизнь на то, чтобы поймать сказочных Смурфиков и высосать из них их волшебную сущность — субстрат, на основе которого можно создавать мощнейшие заклинания. Гаргамель не поступится ничем, чтобы захватить Смурфиков — он даже готов гоняться за ними по Нью-Йорку. Он готов на всё, чтобы стать самым могущественным колдуном в мире.

В роли волшебника-самоучки Гаргамеля — Хэнк Азария: «Гаргамель злой, и он этого совершенно не стесняется. Он даже гордится этим. Он хочет стать великим волшебником, отсюда его одержимость Смурфиками — без их синего субстрата он не станет по-настоящему могущественным».

Однако отношения Гаргамеля со Смурфиками не исчерпываются этой простой схемой. «По-моему, он их просто ненавидит. Они такое счастливое и сплочённое семейство, а у него из семьи — только его кот. Им движет, по-моему, обыкновенная ненависть. Он интересен для меня в самых разных аспектах». 

Чтобы получить идеального Гаргамеля даже в голосе потребовалось смешивать разные подходы. Слово актёру: «У Гаргамеля очень театральная речь: он не только хочет стать великим волшебником, но и объектом поклонения, чтобы его считали гением, обращали на него внимание. У нас были споры по поводу того, должен ли он звучать важным с оттенком Шекспировского, как будто он бывалый актёр больших и малых театров. Или же, думали мы, он должен быть более сдержанным и желчным, а не кричать большую часть времени. Но в итоге мы пришли к тому, что без безумных театральных криков Гаргамеля не получится. Если видишь Смурфика и сохраняешь при этом спокойствие — ты не Гаргамель».

И, конечно, выдать злой голос — это только полдела. Чтобы быть настоящим злым колдуном, нужно выглядеть подобающе — и для этого актёру пришлось провести немало часов с гримёром: «Начинаем всегда с ушей. У Гаргамеля больие обвисшие старческие уши и такой же нос. Чтобы это правдиво изобразить, приходится красить и красить».

Следующий шаг — волосы. Азария помог гримёрам, побрив голову, поэтому этот процесс не был таким трудоёмким. На него надевали характерный парик, потом брови, и в конце — страшные зубы.

Бывало так, что вставные зубы вылетали у Азарии изо рта прямо во время съёмок. «С ними было непросто, — рассказывает Азария, — мне пришлось на полном серьёзе привыкать к ним и тренироваться носить их, чтобы они не выпадали. Однако я их всё равно то и дело терял — на особо громких и надрывных сценах».

Вместе с Гаргамелем творит зло его кот. Азарии предстояло познать трудности работы с животным — ведь это не только единственный родственный ему персонаж в фильме, но и живой кот, с которым нужно было работать на площадке. «Я хотел, чтобы у моего персонажа с его котом сложились отношения, как у бывалой семейной пары. Причём ещё понятно, когда ты говоришь с котом. Но когда он в ответ делает вид, что ему это всё изрядно поднадоело, получается ещё смешнее».

В роли кота Азраэля снялись четверо котов, причём в некоторых сценах создатели фильма обращались к компьютерной версии кота, созданной Tippett Studios. По словам Азарии, работа с животными на площадке, безусловно, требует терпения, но результат всегда того стоит. И иногда удача ему улыбалась своей широкой кошачьей улыбкой: «Живой кот мог мяукнуть строго в нужное время, это было очень удачно».