Серии фотографий, которые создает американка Дженнифер Торесон (Jennifer Thoreson) формально относятся к направлению концептуального искусства. Для работ художницы характерны продуманные, неоднозначные сюжеты, намеренное погружение героев в рукотворную среду, создание не очевидных связей и «картинное», заполнение кадра.
Дженнифер Торесон наследует традиции многих художников прошлого — от Филиппе Халсмана и Джоэла—Питера Уиткина — в визуализации идей и демонстрации концепций.
В начальный период художественной практики Торесон в портретах использует глину и ткани, затем — металлические ржавые конструкции, трубы.
В серии Figure Study («Изучение фигур») она показывает женское, хрупкое тело. Девушки-модели принимают форму эмбриона, тела укрываются глиной и тканями, фигуры вписаны в композиции с черепами и костями животных, укрыты шкурами медведя. Натурщицы смотрят на зрителя широко открытыми живыми глазами, их лица вписаны в вечные мифы и природные структуры.
В серии — Traveler ( «Путешественник» ) Дженнифер Торесон выстраивает нарратив — «путешествие молодой женщины во время великого духовного перехода... Земля и ее странные, создания обнимают обремененного путника и становятся милостивыми орудиями, помогающими сбросить старую кожу и открыть новизну, праведность и восстановление». Странные создания — рукотворные шары на тонких ногах напоминают засушенные водоросли. Место действия — пустынный берег, пустынная тропа в первом снегу, пустынный холм. Модель погружена в природные фактуры и формы. Героиня проходит опыт духовной трансформации.
В серии Baptism Торесон метафорически показывает путь искушений, ведущий к «тайнам веры и самопожертвованию». Для этой серии художница создает из реди-мейдов среду — металлические резервуары, мотки из проволоки, странные объекты из останков механизмов. На их фоне в таинственном и тревожном пейзаже позирует модель. На кресте, в позе воина, в роли арфистки, на спине странного подводного существа — доброго самаритянина. И в финале, девушка, альтер эго художницы замирает в поза эмбриона, вокруг — пустыня с сооружениями, отдаленно напоминающими нефтяные качалки.
Cерия Flora возникла после посещения знаменитой тюрьмы Алькатрас в Сан-Франциско.
«Я испытываю благоговейный трепет перед тяжестью этого сооружения. Меня преследуют звуки лязгающего металла, эхом отдающиеся в бесконечных бетонных коридорах. Cтранные формы и повторяющиеся линии, холодные, влажные полы, мерцающие желтые огни и крошечные, темные тюремные камеры. Еще более поразительна пышная флора в нетронутых садах, невероятные разновидности растительной жизни», — рассказывает Торесон об этой серии.
«Я фотографировала растительную жизнь из Алькатраса и объединила ее с пятью женскими фигурами, изображенными как фарфоровые фигурки...Меня интересует абсурдность идеальной женщины, ее форма, фигура и хрупкая, мимолетная красота. Каждая женщина как драгоценная икона, религиозная по своей натуре и одновременно — кукольная. Флора— это иллюстрация перфекционизма и замкнутости в сочетании с искренним восхвалением женщины, ее природы и ее непреходящей силы», — объясняет художница смысл серии. Хрупкая, романтичная модель принимает позы механической фарфоровой игрушки. Она прикована к чрезвычайно странной и дикой поверхности, где сочетаются органические и искусственные формы жизни.
Работы Торесон имеют тщательную проработку деталей, устойчивые композиции придают им гармонию и глубину. Сложные исповедальные сюжеты повествуют о внутреннем, хрупком, невероятно женском мире и религиозном опыте.
В последней по времени создания работе — Testament («Завещание») художница отчетливо конструирует вторую реальность.
«Я сняла пустой дом и превратила его в импровизированное святилище. Я выбрала его, потому что он напоминает мне детство. Он вызывает осязаемые воспоминания о моем религиозном воспитании. На фотографиях каждая комната обставлена мебелью, текстилем и предметами, которые я помню из дома детства 1980-х годов», — говорит Торесон.
Для каждой фотографии художница изготовила скульптурные объекты из льна, шерсти, глины и человеческих волос. Эти материалы имеют библейскую коннотацию. Скульптурные объекты, текучие и объемные, напоминают плоть.
«Меня влечет уязвимость, моменты, когда люди находятся на грани, когда они застигнуты на грани катастрофы, разрыва. «Завещание» иллюстрирует бремя, которое мы несем. И неустанное стремление к нашему освобождению», — говорит художница.
Торесон ювелирно режиссирует драматичные сцены, участники соединены в общее тело биоморфными скульптурами, которые напоминают о том, что пространство человеческого не ограничивается кожей и плотью, оно распространяется на слова, на вещи, которые мы касаемся, на тепло, которое мы отдаем друг другу. Художница фиксирует самую драматически напряженную точку отношений, после которой возможно облегчение, надежда на новый контакт и новое слияние.
Торесон, используя абстрактные образы, создает пространство, в котором проступают боль и тоска, горе и надежда. Ее работы вовлекает зрителя в процесс психологической терапии, зрителю дается возможность в поле абстрактного и неназванного пережить и освободиться от собственного страдания, оплакать горе.
Сегодня Дженнифер Торесон живет в городе Альбукерке, под Нью—Йорком, она дает мастер классы по фотографии и скульптуре, ее работы были представлены в галереях Сан-Франциско, Нью-Джерси и Нью-Йорка.
Текст: Михаил Борисов
Редактор: Лиза Александрова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.