Сила и привлекательность живописи Вермеера заключается в создании множества смысловых и композиционных центров в одной картине. Вокруг его работ ходит столько мифов и легенд, а смысловой расшифровке картин посвящен уже добрый десяток диссертаций искусствоведов.
Искусство прекрасно тем, что дает возможность фантазировать и предполагать, и каждая версия-это всего лишь очередная версия. Поэтому в этой статье я расскажу истории и предположения, которые больше всего понравились мне.
Молочница
В Голландии 17 века было модно изображать бытовые сцены. Частым сюжетом картин был момент взаимодействия служанок и их хозяек. Часто их изображали в момент ссоры, когда хозяйка отчитывала нерадивую служанку, которая плохо выполняет свои обязанности.
Однако, во времена, когда Голландия стала республикой (на 22 года) модно стало изображать кротких и добросовестных представителей рабочего класса.
Хлеб и молочные продукты были основной едой голландцев, в домах содержалась специальная прислуга-молочница, которая занималась приготовлением масла, творога, сыра и следила за чистотой цедильной ткани и посуды. Собственно ее, молодую и пышущую здоровьем девушку, мы видим на картине. И натюрморт с хлебом написан настолько реалистично, что даже просыпается аппетит.
Вермеер обожал синий, и восхитительно писал ляпис-лазурью, которая стоила баснословных денег. При жизни он не продал ни одной картины за сумму, которая покрывала бы его затраты на краски. Можно сказать, что именно синий и погубил его, но как он прекрасен-просто не оторвать взгляд.
Кстати, расскажу еще пару фактов про эту картину. Я уже говорила, что художника в шутку называют "непревзойденным певцом света из окна". Обычно он пишет мягкий, серебряный свет, разливающийся по комнате и освещающий персонажей, но здесь на лбу у молочницы яркий и контрастный блик. Откуда он?
Если приглядеться внимательно, то мы увидим, что в стекле окна не хватает кусочка стекла, и этот контрастный свет бьет именно через него. Искусствоведы считают, что так он хотел показать, что мир не совершенен.
А еще говорят, что пуантилизм появился только в конце 19 века? Как бы не так! Попробуйте приблизить и посмотреть как написан пояс юбки. Точками, разного размера и насыщенности. Хлеб, кстати, написан тоже точками.
Что вы чувствуете глядя на картину? Лично я-полное умиротворение, какое-то всепоглощающее спокойствие и, кажется, даже слышу звук льющегося в чашу молока.
Бокал вина
Эта картина мне очень нравится композиционно. Считается, что она была заказана меценатом Ваном Рюйвеном и представляет собой образец классической голландской живописи того времени.
На ней мы видим традиционные для Вермеера-покрывало, стул с головами львов(тут не видно, что это они, но поверьте), витражное окно.
Пожалуй, с этой картины я начну рассказывать о противостоянии Питера де Хоха и Вермеера. Если вы посмотрели слайдер, то понимаете о чем я.
Достоверно не известно были ли они друзьями или наоборот, но взаимное проникновение их творчества очевидно. В статье о биографии Вермеера я упоминала, что в маленькой Голландии на тот момент было больше 2000 художников. Народ они были не богатый и покупать наряды для натурщиц большинству было не по карману. Поэтому они менялись. И помимо схожести композиции на картинах, вероятно, изображена одна и та же юбка.
Любовное письмо
Такая же участь постигла желтое парадное манто с мехом жены Вермеера Катарины. Первые 3 слайда-это его картины, а последний-Терборха. Кстати, несколько картин Вермеера причисляли Терброху именно из-за этого желтого жакета.
А вот картину Любовное письмо атрибутировали Питеру де Хоху потому что там использован его излюбленный прием-подглядывание в приоткрытые двери.
Немного объясню почему происходила такая путаница, а потом вернусь к де Хоху.
Голландия-торговая страна, в которой ничего не продавал только ленивый. Большое количество художников сформировало переизбыток предложения, в котором одни художники походили на других. Но были те, за чьи имена на подрамниках можно было выручить значительно больше. Вермеер к ним не относился, а вот Питер де Хох-да. Поэтому пронырливые продавцы совершенно не чурались подписывать картины известными именами и продавать их как оригиналы. Собственно, это и создало такие огромные сложности с атрибуцией картин Вермеера. Он их не подписывал, а вот продавцы-с огромным успехом, причем разными именами.
Женщина с весами
Возвращаемся. Как я уже говорила, у них с де Хохом было соревнование. Первая картина Вермеер, вторая-де Хох.
Сначала картина Вермеера носила название "Женщина, взвешивающая жемчуг", но после детального рассмотрения стало понятно, что на весах ничего нет. Более того, на стене мы видим картину с изображением Страшного суда. Можно предположить, что женщина взвешивает свои грехи и добродетель. Более того, она беременна.
Или сцена картине перекликается с действиями женщины. Она взвешивает свои богатства, а господь взвешивает души. Тем самым художник нам намекает на разительные отличия земного от божественного. И как все земные богатства ничтожны в божественном мире.
Как я уже говорила, расшифровка смыслов картин Вермеера тянет на парочку диссертаций.
Аллегория веры
У голландцев, в отличии, например, от итальянцев, были большие проблемы с аллегориями. Ну не понимали они что к чему, а фантазии придумать что-то свое не хватало. Так вот, в Голландии была издана специальная книга аллегорий, в которой подробно описывалось какие предметы, жесты и позы что обозначали.
В книге значилось, что женщина одетая в белое(свет и чистота) и синее(символизирует небо) с рукой на груди(означает добродетель в сердце) должна опираться на мир под ногами.
Вермеер сделал все по инструкции. В качестве земли использовал глобус(ну а почему нет?). Более того, если вы внимательно посмотрите на пол, то увидите змею убитую камнем. Камень символизирует твердость веры, а змея-та самая с Древа познания.
Получилось, ну скажем прямо-так себе, все же у итальянцев закатанные глаза и театральные позы выглядят более органично и убедительнее.
Урок музыки
Вермеер писал свои картины долго, примерно 1-2 штуки в год. Часто закрашивал или переписывал.
Н этой картине хочу показать вам одну деталь, которую в современном мире назвали бы "ляпом". Но сначала история.
Рентгеновские исследования этой картины показали, что изначально учитель музыки должен был находиться значительно ближе к своей ученице, а она-смотреть на него. Но Вермеер решил, что такие отношения тут лишние-отодвинул учителя и повернул голову девушки к инструменту, но вот есть одна деталь, которую он не исправил-намеренно или нет-мы не узнаем.
Это отражение в зеркале. В нем девушка все еще смотрит на своего учителя. То ли таким образом он хотел показать, что в душе она все же испытывает чувство, но скрывает его, то ли просто забыл исправить. Что тоже немудрено, если ты пишешь одну картину в год, глаз сильно замыливается.
У сводни
Совершенно нетипичная для Вермеера бытовая сцена. В первую чредь тем, что от нее не веет ледяным спокойствием. Не типичным является еще и количество фигур. Вермеер редко писал многофигурные картины, хотя тогда они пользовались хорошим спросом.
Кто такая сводня и что происходит на этой картине?
В Голландии мореходство было одной из основных сфер занятости и тысячи мужчин отправлялись в плавания оставляя своих жен на берегу. Заработок моряков был эпизодическим и пока муж не вернется с плавания женщинам приходилось выкручиваться, чтобы прокормить себя и детей. Распространенным видом заработка тогда было предоставление эротических услуг богатым бюргерам. Встречу "продавца и покупателя" обеспечивали сводни.
Собственно, на картине мы и видим момент "заключения сделки". Обратите внимание на руку мужчины в красном, он явно намерен как можно скорее получить желаемое.
А еще есть предположение, что мужчина смотрящий на зрителя-автопортрет Вермеера, но доказательств этому нет. У художников сложилась традиция, что если в многофигурной сцене кто-то один смотрит на зрителя, то чаще всего это сам художник.
Дама в голубом, читающая письмо
На этой картине изображена женщина, поглощенная чтением письма. Письмо, вероятно, от близкого человека, который находится далеко. Об этом свидетельствуют два стула, стоящие в комнате. К тому же карта на стене символизировала дальнее путешествие.
Ну и конечно, любимый Вермеером синий во всей его красе.
Девушка с жемчужной сережкой
Я уже писала об этой картине в предыдущей статье о жизни и творчестве Вермеера(можно прочесть здесь), поэтому повторяться не буду.
Просто полюбуемся этой прекрасной и нехарактерной для него работой.
Мне хочется рассказать еще о нескольких картинах, но боюсь сделать из статьи нечитаемый лонгрид, так что если вам интересно-напишите мне в комментариях, что хотите продолжения!
Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Мне очень приятно!
А тем, кто хочет узнавать новое об искусстве, художниках и интересных выставках, я предлагаю подписаться на мой канал (нажать, чтобы подписаться)
Ставьте 👍👍 и до новых встреч!