Многие считают, что ипотека – это явление антисоветское и буржуазное, которое не могло существовать в СССР. Да и как ей там взяться, если вся советская система отвергала все проявления частной собственности, не говоря уже о приобретении приватного жилья. Тем не менее, ипотека и потребительские кредиты в стране все же существовали, однако развивались циклично и в разное время претерпевали изменения.
В 20-е годы наследство жилого фонда от старого режима было в плачевном состоянии и тогда правительству нужно было срочно ускорять жилищное строительство. Тогда было придумано увеличить заработные платы и удешевить кредиты на строительство. В этом случае строительство будет вестись за счет собственных накоплений граждан, при небольшой поддержке средствами госбюджета.
Ипотека 20-х годов имело свои отличительные черты.
- Стоимость квадратного метра определялось правительством каждой республики, которая должна была снижаться на 15% в сравнении с прошлым годом.
- Процент по кредиту не превышал 1% в год.
Система выплат предусматривала постепенное их увеличение в последующие годы, которое напрямую зависело от роста зарплат.
Первые три года разрешалось выплачивать только проценты, без погашения основного долга.
Был установлен разный срок кредитования для домов из разных материалов. Ипотека на дома из камня давалась на 60 лет, а для домов из дерева – 45 лет.
Как видим, условия были очень привлекательные, не то, что сейчас. Но хорошим начинаниям не дал долго продлиться тоталитарный режим, свернувший НЭП, да и вообще какое-либо кредитование, которое шло вразрез с тогдашними формами коммунизма, не признававшим ничего личного. Весь жилой фонд в это время был признан «всенародным достоянием».
30-е годы отличаются тем, что все силы советских властей оказались брошены на ликвидацию достижений жилищной кооперации и льготного кредитование на строительство жилья. В те же годы была создана система выдачи ордеров на жилые помещения, которая легла в основу советской жилищной политики до самого распада СССР. Ордер давал право проживать в доме не более пяти лет (с правом продления), но не распоряжаться им.
В период «оттепели», в 60-е годы, правительство СССР решило вернуться к идее стимулирования строительства за счет сбережений населения при поддержке со стороны государства. Однако эти попытки возрождения были очень слабы и не принесли должного результата.
И только в 80-е годы в стране вернулись к опыту выдачи как ипотечных, так и потребительских кредитов. И произошло это не от нехватки денег, а оттого, что было удобно брать ссуду. Процентные ставки по потребительскому кредиту в то время не превышали два процента, а все выплаты по кредиту высчитывались с заработной платы и были совсем незаметны для кредитополучателя. Для тех, кто берет кредит, создавались самые комфортные условия. Никакой беготни по банкам, ни заботы о ежемесячных выплатах. Все проблемы решало государство. Работа (впрочем, как и все) в те года отличалось стабильностью, а зарплаты не успевали разойтись за месяц.
Большие доходы населения обеспечили большие очереди на автомобили (сроком до 5 лет). Многие готовы были платить в 2 раза больше, лишь бы не стоять в очереди. Кстати, в 80-е годы можно было купить «Запорожец» и «Москвич» в кредит, однако все хотели иметь «Жигули», ради чего готовы были ждать несколько лет. Стоимость автомобиля «Жигули» равнялась стоимости однокомнатной кооперативной квартиры, поэтому не редко люди обменивали квартиру на машину.
АВТОР:КЗИ