- Мальчик, тебе сколько лет? - спрашивает молодая женщина Вера.
Крупный, на вид 13-14-летний подросток, улыбаясь, оборачивается, но не произносит ни слова. И ни на секунду не отрывается от своего занятия. Он самозабвенно, что есть силы раскачивает пустующие качели. Возможно, если бы он этого не делал, качели бы не пустовали, так как детей на детской площадке достаточно. На порядок больше, чем посадочных мест, на всех вместе взятых здесь объектах. Но, тем не менее, к мальчику ни только никто не приближается, но его старательно обходят. Мальчишка этот с особенностями развития. А если говорить ещё более корректно, сообразуясь с международными принципами толерантности, человек с ограниченными возможностями здоровья. То, что эти ограничения имеют место, хорошо заметно даже детям. Вера раздражённо зовёт к себе свою пятилетнюю дочку. Молодая женщина, ни к кому конкретно не обращаясь, с возмущением произносит:
- Безобразие какое! С собственным ребёнком уже во двор не выйти, потому что больной амбал без присмотра здесь всё время торчит...
- Девушка, ну что вы такое говорите?! А где ему гулять, по-вашему, если он здесь живёт? - вступается за мальчика чья-то бабушка.
На соседней лавочке поднимает голову от телефона интеллигентного вида мужчина в очках:
- Женщина, вот вы ничего не знаете, а начинаете выступать, - обращаясь к ней, не спеша произносит он, - А этот пацан на прошлой неделе ребёнка с горки столкнул, два шва наложили... Как, по-вашему, это нормально? А если бы вашего внука это коснулось?
- О, Господи...- шепчет бабушка и умолкает...
В связи с этим, мне вспомнился недавний рассказ мамочки ребёнка с ДЦП. Нет, это была не просто история. Это был крик души. Женщина эта вынуждена была забрать своего мальчика уже из третьего садика. Нигде он не задерживается. А с каким трудом она устраивала его! Можете себе представить? И при этом никакого результата. Мало того, что и так в семье горе - больной ребёнок, так ещё, по её словам, они вынуждены терпеть оскорбления и даже угрозы от родителей и повсеместное ущемление их прав. По словам воспитателей и родителей, ребёнок этот безумно пугает детей, плохо себя обслуживает и без конца закатывает истерики. Кроме того, он гораздо крупнее и сильнее всех остальных детей. Чем часто и пользуется. Мама, разумеется, утверждает обратное... Самостоятельный, добрый и ласковый... Где же здесь правда? Видимо, как обычно, где-то посередине.
Ещё несколько лет назад (до внедрения ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ) ситуация выглядела иначе. Я знаю это хорошо, потому что работала в системе образования, курирующее это направление. Дети с проблемами в развитии обучались отдельно. В коррекционных, санаторно-лесных школах. И да, чаще всего это были школы -интернаты. Я ни в коем случае не скажу, что это было правильно, или что только такой подход имеет право на существование. Воспитанники таких учреждений получают своеобразное пожизненное клеймо. Они, как будто изгои, отщепенцы, которым государство выделило отдельное, чуть ли не отгороженное колючей проволокой помещение, приставило воспитателей-надзирателей, отряхнуло ручки и сказало:
-Вот вам, всё чем можем, как говорится, не обессудьте... Дальше уж вы сами, как получится...
Затем, кое-где, в рамках эксперимента ("отличная", кстати, идея - устраивать экспериментальные площадки на базе школ, то есть по сути, ставить опыты на детях. А если, я извиняюсь, эксперимент не получится, или вообще окажется вредоносным, кто, интересно отвечать будет?) стали появляться коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Тоже так себе идея, скажем прямо. Я помню, как одна учительница, работающая в "нормальном" классе, кричала своему ученику, стоящему у доски: "Ты что несёшь, Кравченко? В класс к дуракам захотел?"
Сейчас же наступила эра инклюзивного образования -это система, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и воспитания. Практически без всяких ограничений, разделов и условностей. Разумеется, исключая "тяжёлые" диагнозы.
И в связи с этим, ещё одна зарисовка по теме. В начале этого учебного года, мать дочери-пятиклассницы обратила внимание на то, что почти вся левая сторона её дочери в бесчисленных синяках. Оказалось, что сидящий с ней за партой одноклассник с ЗПР, попросту её бьёт. Когда возмущённые родители пришли в школу, на них обрушилась лавина самых немыслимых обвинений. Их пристыдили, что они устраивают скандал на пустом месте, притесняют "особенного" ребёнка и нарушают его права за пару невинных тычков, что незамедлит сказаться на его и так надломленной психике...
У меня нет ответа, какой вариант правильный. Но я за то, чтобы у всех были равные права. И чтобы всем детям и взрослым хватило места под нашим солнцем. И я против даже самого слова "инвалид" (от латинского"valid" и в буквальном переводе означает "непригодный", "неполноценный"). Я не собираюсь нарушать ничьих границ. И не стану намеренно причинять неудобства. Мне только хочется, чтобы к моим детям и внукам относились также. И чтобы там, где они находились, они чувствовали себя комфортно и безопасно.
С уважением ко всем и каждому.
Медицинскитй психолог Лариса Порхун