67 подписчиков

Галерейный корреспондент: стрит-арт, мифология, ресайклинг

Художественная сцена – лучшее отражение разнополярности современного мира. Кажется, ещё не было времени, когда одновременно существовало бы столько всего, и каждый мог бы найти себе что-то по вкусу. Сегодня в галерейном эфире есть и лощеная эстетичность, и надрывная рефлексия с привкусом пубертата, и обращение к потусторонним сущностям, и беспокойство о будущем планеты и соответственно нашем. Приятного просмотра.

Игорь Поносов «Разрезая стены» фото экспозиции
Игорь Поносов «Разрезая стены» фото экспозиции

ЦТИ Фабрика. Игорь Поносов «Разрезая стены»

Вклад Игоря Поносова в культуру уличного искусства сложно переоценить. Основатель проекта «Партизанинг», автор книги «Искусство и город», за которую получил премию Курёхина, и ещё ряда изданий посвященных уличному искусству. Игорь не останавливается на достигнутом и проявляет себя ещё и как художник, взаимодействующий всё с той же городской средой. При этом сложно с уверенностью сказать, что для Игоря первично. Но кажется, что просветительская деятельность небезосновательно обрела больший вес. Выставка и работы Игоря приятны, но оставляют пресное послевкусие. Проект собрал материалы, созданные в период с 2015 до 2020 года – в основном, это концептуально оформленные фото полуразрушенных зданий и городского пейзажа, глядя на которые сложно резюмировать что-то кроме «симпатично», одного из самых безжалостных слов, которые возможны в отношении искусства. Симпатичным может быть платье, пёсик или плакат в Икее, но не искусство. Если вы хотите купить искусство, и вам в голову приходит только характеристика "симпатично", задумайтесь, вдруг вы давно не были в Икее.

Групповая выставка «Секрет имеет форму уха» фото экспозиции
Групповая выставка «Секрет имеет форму уха» фото экспозиции

ЦТИ Фабрика. Групповая выставка «Секрет имеет форму уха»

Выпускной проект студенток направления «кураторство художественных проектов» РГГУ вызывает много вопросов, главный из которых – как его судить. С одной стороны, курирование большой выставки группой людей – дело сложное, хотя кому сейчас легко. С другой, выпускной проект есть выпускной проект, он на то и рассчитан, чтобы его судили и о нём рассуждали. Начать стоит с того, что проект во всех смыслах слова перегружен. Шесть юных кураторов и один преподаватель, осмелюсь предположить, что именно с его тяжелой руки экспозиция похожа на семестровую развеску больше, чем на «взрослую» выставку. Давит и обилие художников, которым явно не хватает воздуха. Больше всего повезло Альберту Солдатову, его видео проецируется на большой экран в конце зала и Людмиле Барониной, чьи полотнища висят под потолком, остальных же безжалостно распихали по периметру, дополнительно разделив перегородками – смысловыми частями. Для тех, кто не был, скажу, что зал «Оливье», в котором проходит выставка – это бывший цех, довольно большое помещение под двести квадратов из перегородок, в котором только опорные столбы, в общем, индустриальный храм во плоти. Так что зонировать перегородками кажется просто кощунством. Но чёрт с ними с перегородками, самое обидное, и просто грубое по отношение к зрителю – отсутствие достаточного освещения. Не хорошего, а именно достаточного – смотреть на живопись в потёмках, не говоря уже о чтении сопроводительных простынок, скажем так, сложно. Но самое тяжёлое – осадок от того, что не можешь понять, в чем же дело: в чрезмерном давлении преподавателя или неопытности молодых кураторов.

Анна Ротаенко «Рингтон» фото экспозиции
Анна Ротаенко «Рингтон» фото экспозиции

Музей Вадима Сидура. Анна Ротаенко «Рингтон»

В малюсеньких зальчиках музея районного масштаба, но кажется не значения, Анна Ротаенко затеяла диалог с Сидуром в частности и всей русской культурой в целом. Тут всё, что мы любим: аллюзия на звон колоколов, индустриальная атмосфера, спонсируемая медными трубами и арматурой, современные технологии, генерирующие партитуру, ну и эхо войны конечно же, ведь художница родилась в 1990 году в Грозном. Повестка объемная и значительная, а исполнение достойно публикации в «Цветнике» (к бабке не ходи, туда Анна и метит). Арматура, сваренная в форме крестов с вдетыми в неё трубами, из которых доносится звук, тот самый рингтон, создаваемый микропроцессором. Графические работы на металле, они же «партитура этого индустриального произведения», заняли соседний зал. Четыре листа висят на одной стене, ещё один прислонён к соседней, экспрессивные композиции в стиле манги, по жезлу с крылышками становится очевидно, что Анна не прошла мимо Сейлор Мун, а в летательных аппаратах видется впечатление от Евангелиона (не берусь утверждать, не профессионал, прошла этот культурный пласт по касательной). Получается показательная для молодого искусства история – автор сам не в силах отделить реальный жизненный опыт от увиденного по телевизору. Всё смешалось в доме Ротаенко.

Zoom «Wasted» фото экспозиции
Zoom «Wasted» фото экспозиции

RUARTS Gallery. Zoom «Wasted»

Переход стрит-артистов в лощеные галерейные пространства в последние годы стал стандартной траекторией развития художников. При этом в подавляющем большинстве, если не во всех этих заигрываниях с коммерческим успехом проигрывают сами стрит-артисты. То, что на улице выглядит злободневным откровением, в стенах галереи становится ручным медвежонком в золотой клетке. Инсталляции из макулатуры, пластиковых бутылок, ржавых бочек «toxic waste» выглядят слащавой спекуляцией на тему глобальных проблем. В то время как пресс-релиз заявляет, что «всё направлено на то, чтобы произвести максимально жесткий и эффективный удар по массовому сознанию – по мнению художника Zoom, сегодня это единственный способ заставить человека опомниться». На деле мы гуляем по выставке-развлекалочке, площадке для фото в соцсети. Потенциальная способность художественно раскиданных по полу газет вызвать глубокую рефлексию зрителя на тему потребления приблизительно равна возможности такого эффекта от просмотра Уорхоловских банок супа.

Юлия Кривозубова «LA FAMME DELLA REGINA» («Королевский голод») фото экспозиции
Юлия Кривозубова «LA FAMME DELLA REGINA» («Королевский голод») фото экспозиции

ММОМА. Юлия Кривозубова «LA FAMME DELLA REGINA» («Королевский голод»)

В ММОМА на Гоголевском также недавно открылась свеженькая экспозиция художницы Юлии Кривозубовой. В душных залах за чёрной занавеской её ждали антропоморфные герои, напоминающие сплав из мрачных силуэтов в духе Тима Бёртона и пластики Альберто Джакометти. Главный у них, как и полагается всяким мифическим, сидит на троне в красном шатре. Сцены из жизни этих «божеств», как называет их куратор Дарья Камышникова, запечатлены в обрамленной цветной переливающейся гирляндой живописи по стеклу. Во время просмотра, под звуки городской суеты, доносящиеся из колонки, ловишь себя на мысли, будто затуманенным Аперолем взглядом смотришь раскрашенные негативы чьих-то каникул в Сочи. Кульминация «божественного» ждёт нас в третьем зале, где модельных пропорций женское (хотя сегодня ни в чём нельзя быть уверенным) чудище в окружение цветочных гирлянд нависает над тюками сена, как гальюнная скульптура над волнами. Мифологический театр антропоморфности явление не новое, и крайне популярное – главная звезда здесь, бесспорно, Евгений Антуфьев. Возможно, именно из-за этого сложно увидеть за безусловно приятными, хоть и мрачными, экспонатами саму художницу - слишком уж тиражна её эстетика! При этом приятно, что наибольшее впечатление производят не мифопугала, а живопись – эмоциональная, едкая, полная экспрессии и огня палящего Сочинского солнца.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Текст: Елена Шевченко

telegram @moskvagalereinaya

instagram @mgdaily__