Зачем нужна реформа бухучета

4,5K прочитали
Начинаю серию статей о реформе бухучета: зачем она нужна, кто ее делает и какие изменения нам ждать в ближайшие годы. А изменения предстоят колоссальные!

Начинаю серию статей о реформе бухучета: зачем она нужна, кто ее делает и какие изменения нам ждать в ближайшие годы. А изменения предстоят колоссальные! Если не готовиться заранее, то уже в следующем году карета бухгалтерии может превратиться в тыкву. Я – один из довольно узкого круга людей, участвующих в разработке новых бухгалтерских стандартов. Поэтому расскажу как эта кухня выглядит изнутри.

Планы Минфина

Современный российский бухгалтер привык работать в постоянно меняющемся правовом поле. Стращать его изменениями в «нормативке» - все равно, что пугать ежа сами знаете чем.

Реформа бухгалтерского учета в стране продолжается уже почти двадцать лет. Ее декларируемая цель – приблизить отечественные правила ведения бухгалтерского учета к международным. За это время введен в действие ряд новых бухгалтерских стандартов в большей или меньшей степени соответствующих Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

При этом частота принятия новых нормативных документов и внесения изменений в старые была не очень большой, что позволяло бухгалтерам относительно неспешно адаптироваться к изменениям. Многие из них продолжают думать, что все и дальше будет развиваться примерно таким же образом. Поэтому можно решать проблемы по мере их поступления.

Сейчас, наверное, каждый бухгалтер, читающий эту статью, подумал, что я не в себе: ведь чуть ли не каждый день приходится изучать какие-то новые правила для того, чтобы состряпать какой-то новый отчет. Действительно, это так. Но меняются в основном формы документов, создаваемых для надзорных органов, и формат их подачи.

Глобальные же изменения в методологию бухгалтерского учета, заставляющие в корне изменить привычный уклад работы, вносились не так часто. Пока. В ближайшие годы все сильно изменится. И эти изменения будут вноситься очень быстро.

По планам Минфина до 2023 года в силу должны вступить 12 федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ). Половина заменит привычные российскому бухгалтеру положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Вторая половина не имеет аналогов в действующем законодательстве. Чтобы понять масштаб изменений, приведу всего два числа: в настоящее время действует 24 ПБУ, которые были приняты за 14 лет (с 1998 г. по 2011 г.). То есть за 3 года нормативное регулирование бухгалтерского учета обновится наполовину.

Новые стандарты будут существенно сложнее существующих. Они предполагают широкое использование профессионального суждения, которого у большинства отечественных бухгалтеров нет. Среднестатистический российский бухгалтер привык к тому, что за него кто-то уже все решил: будь то государство, установившее унифицированные формы бухгалтерской отчетности, или великая и ужасная фирма 1С, тиражирующая однотипные решения автоматизации бухучета в масштабах страны. Это следствие многих лет жесткой регламентации каждого действия бухгалтера со стороны государства.

Большая часть компетенций современных российских бухгалтеров лежит в плоскости налогового, а не бухгалтерского учета. Реформа приведет к тому, что бухгалтерские правила станут еще дальше от налоговых. Это хорошо. Потому что в бухгалтериях малых и средних компаний сейчас повсеместно живет страшный монстр под названием «Налоговый учет ведется на основе бухгалтерского». Это привело к тому, что бухгалтерская отчетность не информирует внешнего пользователя о том, как идут дела у компании. А собственники и менеджмент не могут почерпнуть из бухгалтерских регистров информации для управления бизнесом. В результате в России имеем:

  • налоговый учет – для государства;
  • управленческий учет – для менеджмента, собственников, потенциальных инвесторов и кредиторов;
  • бухгалтерский учет – непонятно для кого.

Идея реформы – сделать бухгалтерский учет полезным. А вот реализация этой идеи за последние 5 лет прихрамывала на обе ноги.

Что бухгалтеры думают о реформе и почему она все-таки нужна

В профсообществе сложились устойчиво негативные представления о реформе. Это нормально - бухгалтер по природе должен быть консерватором. Но большинство возражений против реформы основаны на ложных посылках. Разберу три самых частых.

1. Все изменения приведут только к увеличению объема работы, пользы от них никакой не будет. Особенно худо придется малому бизнесу

Принятие новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) - реализация курса на сближение отечественных стандартов с нормами международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Этот курс был провозглашен Минфином более двадцати лет назад с принятием Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Очень рекомендую почитать еще один минфиновский документ - Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В нем подробно изложены причины того, почему отечественную бухгалтерскую «нормативку» необходимо реформировать.

Обращу внимание на одну из них: «...формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности». Этот подход за прошедшие годы не изменился, и это настоящий бич российского бухучета!

Руководствуется ли российский бухгалтер установленным ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» требованием осмотрительности? Оно предписывает бухгалтеру быть пессимистом – больше готовиться к отражению расходов и обязательств, чем доходов и активов. Аудиторская практика показывает, что нет. Очень немногие создают резерв под снижение стоимости материальных ценностей. А он обязателен к созданию, если ценности сейчас стоят дешевле, чем при приобретении. Это требование ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Та же история с резервами по сомнительным долгам и под обесценение финансовых вложений. А ведь создание оценочных резервов — это как раз проявление пессимизма, которое повышает достоверность бухотчетности. Но создание резервов приведет к появлению разниц между бухгалтерским и налоговым учетами. Поэтому тете Маше проще сделать вид, что снижения стоимости не было.

В результате данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности малопригодны для понимания реального состояния дел организации. Предприятия вынуждены внедрять управленческий учет, чтобы получать те данные, которые должен поставлять учет бухгалтерский. Управленческий учет - хорошее дело, но только не тогда, когда он является костылем для хромающего бухучета.

Проекты новых ФСБУ расширяют сферу применения профессионального суждения бухгалтера. Это позволяет гораздо лучше подстраивать бухучет под специфику деятельности конкретного предприятия. Конечно, при соответствующей квалификации главбуха.

В то же время, они сильно усложняют порядок бухучета. Но из Минфина периодически просачиваются слухи по поводу особого места малого бизнеса в новой системе регулирования бухучета. Естественно, сложные стандарты «малышам» полноценно применять не получится. Поэтому, вероятнее всего, для них будут разработаны упрощенные способы ведения бухучета (как это сделано сейчас). Второй сценарий - разработка отдельных стандартов для малых и средних предприятий по образцу IFRS for SMEs. Но в него я верю меньше.

Поэтому, да, объем работы бухгалтеров и качество этой работы увеличится. И, нет, польза от внедрения новых стандартов будет - просто польза будет не для бухгалтера, а для пользователя бухгалтерской информации.

2. Налоги считать станет еще сложнее, а куда уж еще сложнее

Главная мысль: бухгалтер – это не про налоги. Точнее, не только про них. Например, в базовом курсе сертификации Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) налогообложение - лишь один из 9 курсов, экзамены по которым необходимо сдать соискателю.

Почему так? Бухучет ведется, в первую очередь, для внутренних пользователей бухгалтерской информации - менеджмента и собственников компании. Его предназначение - информационная поддержка принятия управленческих решений. Любых, а не только касающихся налогообложения.

А вот бухгалтерская отчетность составляется для неопределенно широкого круга внутренних и внешних пользователей. Это менеджмент, собственники, кредиторы, инвесторы, государство. П. 7 действующего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» говорит, что при составлении бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней. Это значит - исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Налоги волнуют одного внешнего пользователя – ФНС. А других пользователей интересует рентабельность, ликвидность, платежеспособность и прочие показатели, которые характеризуют надежность и успешность организации. Они как раз основаны на данных бухгалтерской отчетности.

В сказке Дж. Оруэлла «Скотный двор» одна из заповедей свободных животных сначала гласила: «Все животные равны», а потом трансформировалась в: «Все животные равны. Но некоторые животные равны более, чем другие» 🐷 Вот примерно так сейчас дела с бухучетом и обстоят.

Многие бухгалтеры в России ориентируются не на всех пользователей бухгалтерской отчетности, а на «более равного». Конечно, это ФНС. Поэтому нормой является ведение бухгалтерского учета не для формирования достоверной картины бизнеса, а в нагрузку к ведению «основного» учета - налогового. Особенно это относится к малому бизнесу. Часто главбух «малыша» ведет бухучет с использованием бухгалтерских методов (например, двойной записи). Но руководствуется правилами признания и оценки доходов и расходов из Налогового кодекса.

При этом лишь один налог - налог на имущество организаций - исчисляется на основании бухгалтерских данных. И то не по всем объектам налогообложения. Это результат работы Минфина, который уже 20 лет последовательно проводит политику разделения бухгалтерского и налогового учетов. Если налоговая база зависит от оценки объекта в бухучете и правила такой оценки вариативны, то у налогоплательщика неминуемо возникнет искушение выбрать тот метод бухгалтерского учета, который даст наименьшую налоговую базу.

Поэтому я занимаю очень радикальную позицию. По мне, правила оценки и признания объектов налогообложения должны кардинально отличаться от бухгалтерских. Чтобы бухгалтерские данные для расчета налогов использовать нельзя было в принципе. И налоговикам следует запретить использовать данные бухгалтерской отчетности для контроля налоговых показателей. В бухучете прибыль, в налоговом - убыток? Это нормально, «на карандаш» такого налогоплательщика брать не нужно, просто правила очень разные.

Это лишь мое личное мнение. Минфин проводит более консервативный курс. Поэтому ждать усложнения правил исчисления налогов не нужно. Наоборот, они упрощаются. Эта реформа не про налоги, она сугубо про бухучет. Но разниц между бухгалтерским и налоговым учетами станет больше из-за усложнения бухгалтерской методологии. Это необходимая плата за качественный бухгалтерский учет. Он нужен пользователю бухгалтерской информации, для которого и затевалась реформа.

3. Реформированием занимаются далекие от бухгалтерии чиновники. Триумф бюрократии над здравым смыслом

Силами чиновников Минфина готовятся проекты только четырех из двенадцати будущих ФСБУ. Остальные проекты готовят совсем другие люди. Чиновники действительно могут быть оторваны от хозяйственной практики, это в Минфине отлично понимают и понимали, когда в начале 2000-х реформа только затевалась.

Приведу еще одну цитату из Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу о том, что одна из серьезнейших проблем российского бухгалтерского учета заключается в: «...недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности».

Перевожу на русский: мы с вами, господа бухгалтеры, сами виноваты в том, что имеем «нормативку», которая нас не устраивает. При этом в 2004 году, когда Концепция была утверждена, реальной возможности влиять на содержимое бухгалтерских стандартов у профсообщества не было. Сейчас же такая возможность есть, и нужно ей пользоваться!

1 января 2013 г. вступил в силу закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, который ввел в правовое поле новую категорию регуляторов — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Именно им поручена разработка восьми из двенадцати будущих ФСБУ. Сначала их было четверо, теперь осталось двое. Вот эти ребята.

Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»). Готовит шесть стандартов: «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Финансовые инструменты». С ним я и сотрудничаю в качестве соразработчика ФСБУ и Рекомендаций в области бухгалтерского учета.

Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБР). Назначен разработчиком двух стандартов: «Доходы» и «Расходы».

БМЦ с 2016 года выдает проекты стандартов с соблюдением всех сроков и процедур, установленных Минфином. Чего не скажешь о самом Минфине, но это тема отдельного разговора. На сайте БМЦ можно увидеть состояние работы над проектами ФСБУ и прочитать их тексты.

О процедуре подготовки и рассмотрения проектов ФСБУ я напишу отдельно. Пока только подчеркну: в заседаниях рабочих групп по проектам стандартов участвуют люди, наевшие железные зубы на методологии учета. В Президиум БМЦ входят главные бухгалтеры и руководители крупных отечественных корпораций:

  • Гознак;
  • ЕвроХим;
  • Мегафон;
  • Росатом;
  • Роскосмос;
  • РусГидро;
  • Роснефть;
  • РЖД;
  • Транснефть Финанс;
  • 1С.

То есть и те, кто, готовит бухгалтерские данные, и те, кто пользуется ими. Рабочие группы по конкретным ФСБУ состоят преимущественно из руководителей бухгалтерских служб этих и других российских компаний. И это люди, далекие от бухучета?!

Более того, процедура общественного обсуждения предполагает возможность внесения замечаний и предложений по тексту проектов любым заинтересованным лицом. Эти предложения обязательны к рассмотрению на заседаниях рабочих групп по проектам ФСБУ. Они действительно рассматриваются независимо от степени бредовости. И замечания, которые позволяют сделать проект лучше, принимаются.

Так что профсообщество сейчас действительно влияет на регулирование своей деятельности. Жаль, что рядовые бухгалтеры об этом не знают. И не участвуют в этом.

Вместо заключения

Обычно когда я пишу о необходимости реформы отечественного бухучета, в комментариях на меня выливаются тонны негатива. Но гораздо конструктивнее будет прочитать проекты ФСБУ, написать предложения по их улучшению и прислать в БМЦ, чем писать в комментариях о том, как у нас все плохо бухгалтерской «нормативкой» и как дальше будет еще хуже. Никому не будет лучше, если ваши ценные идеи останутся при вас. Критикуешь — предлагай! 

А пользователям бухгалтерской информации остается запастись терпением и ждать дня, с которого бухгалтеры вспомнят о том, что их основной клиент — не налоговая инспекция, а объекты бухучета гораздо шире, чем задолженность перед бюджетом. Первая ласточка - ФСБУ 5/2019 "Запасы" - вступает в силу уже с 1 января 2021 года.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!