Захар Прилепин, "Чёрная обезьяна". Издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2015 год.
18+
Предположим, неплохой, в общем-то, Некто знает о Захаре Прилепине и его творчестве совсем поверхностно. Видел по ТВ, слышал о взглядах, возможно, читал его публицистику. "Обитель" ещё есть, книжка такая. Там, вроде бы, что-то про лагеря.
Какими должны представляться такому человеку художественные тексты Прилепина? Суровой мужской прозой? Брутальным реализмом? Ностальгическими производственными романами?
Скажу страшную вещь. Захар Прилепин в своих романах - писатель о молодых и для молодых. В большей степени, нежели все магические реалисты, постмодернисты и структуральнейшие лингвисты, вместе взятые.
Судите сами. Ранние "пацанские рассказы" (и повести) - о сбившихся с пути провинциальных юношах. "Патологии" - о молодых на войне. "Санькя" - о молодых и злых на баррикадах. Даже "Обитель" - о молодом человеке в мясорубке.
Даже "Взвод" составлен - как что? Как учебник по литературе. А учебник нужен молодым (пусть иногда и изрядного возраста).
Наконец, "Чёрная обезьяна".
Знаете ли вы, какой любимый жанр у молодых? Антиутопии. В рейтинги самых читаемых молодёжью книг стабильно входят Оруэлл, Хаксли, Берджесс. В одноразовых хитах "Young adult" (сиречь литературы о подростках и для подростков) каждая третья книга - плюшевая антиутопия.
"Чёрная обезьяна" - антиутопия, выросшая на традициях русской литературы. Если "Повелитель мух" Голдинга - "чёрная Робинзонада", то "Чёрная обезьяна" - это такой альтернативный Достоевский, в котором нет ни Бога, ни возможности Бога. А у Раскольникова нет уже никакой возможности прийти к раскаянию.
Мы видим мир глазами умного человека из подполья - но это мир искажённый, сюрреалистический. Герой не хочет любить людей "черненькими" - он ещё сильнее затушевывает их. Галерея уродцев, сжигающих котят в печке - вот его мир, и ему там если не хорошо, то привычно.
Мы уже упоминали "Повелителя мух". Так вот, в "Чёрной обезьяне" фикстаром ненормальности бытия тоже выступают дети. Дети-убийцы, способные вырезать весь подъезд с его выморочными жильцами. Здесь уже не "чёрная Робинзонада" - здесь "Тимур и его команда" в условиях победившего молодого капитализма и провинциальной беспросветности. Герой способен видеть только ад. И это настоящий ад, конечно. А ад, как известно - это мы.
Самое страшное, что главный герой, разумеется, ужасен, но гротеска в нём нет. Вспомните ситуацию, когда вас всё злило и раздражало, когда кажется, что вокруг одни сволочи и мрази, что любовь, как пафосно говорил один поэт, это просто кусок п..ды, а жизнь - затяжной прыжок из неё же, воспетой Галиной Рымбу, в могилу. Что "есть всего для выхода для честных ребят". Было же? Нормальное дело, всё мы люди. А теперь представьте, что вы в таком психологическом состоянии всегда.
Каким вы будете видеть мир?
Таков и мир этого романа. Сильного и по-настоящему страшного, без игр в нуар и макабр.
Сложилось ощущение, что Захар Прилепин выплеснул всё тёмное, что его мучило и терзало. И на свет Божий выползла "Чёрная обезьяна". Чудовищная и художественно очень убедительная.
И она ещё придёт за чьим-то черепом.
#прилепин #захарприлепин #чернаяобезьяна
#ЧитаюКнигиРЕШ #современнаялитература #русскаялитература #рецензия #книги #книжныйблогер #книжныйчервь