Пишет Кошка в Сапогах
Пандемия коронавируса постепенно загоняет людей в узкие клетушки онлайна, точь-в-точь как пастушья собака гонит овец в загон. Иногда начинаешь путаться в пространстве – где реальность обычная, а где – виртуальная.
В интернет-пространстве вокруг тебя бесконечные «мероприятия», которые отличаются от нормальных мероприятий, как замороженный крашеный лед от пломбира. И все твои друзья и коллеги наперебой провозглашают хвалу онлайну: как это удобно! Как современно! Сколько плюсов и ни одного минуса!
Да, плюсов на первый взгляд много.
Во-первых: чтобы провести мероприятие, не нужно тратиться на аренду зала. Подключил зум, и готово.
Во-вторых, вход неограничен: чтобы войти, нужно всего лишь зарегистрироваться, и туда, где раньше вмещалось всего несколько десятков человек, а остальных не пускали из-за нехватки мест, теперь валом валят сотни.
В-третьих, не нужно тратиться на булочки и кофе для спикеров и прожорливых журналистов – тоже экономия средств.
В-четвертых, нет нужды ехать до места проведения – и время экономится, и отпадает необходимость дожидаться спикеров, поглощенных дорожными пробками.
В-пятых, зачем заморачиваться дресс-кодом, гладить парадную одежду и делать укладку в парикмахерской, чтобы выглядеть «прилично»? Если можно отбарабанить свое выступление, сидя на собственной кухне!
Соглашусь, все это плюсы и удобства. Но минусы тоже есть. Проистекающие из плюсов.
Первое. Вот я, скажем, журналист. Я иду на мероприятие, чтобы понять суть проблемы, познакомиться с экспертами по интересующему меня вопросу, а если повезет, прямо на месте задать вопрос выступающему и получить внятный ответ.
Ведь не секрет, что на обычную пресс-конференцию людей с улицы без аккредитации не пускают – не из жлобства и снобизма, а просто потому, что незачем, профессионалы соберут информацию, растолкуют, посолят-поперчат – и выложат на блюдечки газетных страниц, ешьте, читатели дорогие.
Но регистрируясь на зуме, я попадаю в толпу таких же граждан, прячущихся под ни о чем не говорящими никами, и моя идентичность там растворяется. Я уже не журналист и представитель издания, а просто ТетяМотя.
И когда я задаю вопрос, организатор конференции может запросто не ответить – потому что ему мой вопрос не понравился, потому что он не знает, как ответить, и не обладает должной компетенцией, или моего Ника просто не заметил среди сотен пестрящих, слипшихся букв. И просто потому, что ТетяМотя – пустой звук, никто и звать ее никак.
Второе. Кофе-брейки, отсутствие которых наверняка радует бухгалтеров разных пиар- агенств, существовали в вековой культуре оффлайн не для того, чтобы элементарно набить луженые желудки гостей, охочих до халявных деликатесов.
Конечно, запах кофе, булочек и тарталеток, шашлык из лосося и учтивый юноша из кейтеринга, разливающий красное вино по стаканам, – все это приятно щекочет нюх и глаз.
Но! Кофе-брейк в первую очередь делается для того, чтобы господа журналисты не терзали спикеров своими многочисленными просьбами о визитках и контактных телефонах и не тратили и без того ограниченное время, а продолжили знакомство в банкетном зале.
Там, в нежных клубах кофейного аромата, создается куда более интимное пространство общения. Приятная сближающая обстановка приводит к тому, что спикер тебя потом быстрее вспомнит и охотнее согласится на интервью. Проверено!
Третье. Пресловутый дресс-код. Да, к счастью, не надо гладить рубашки и мучиться с галстуками и каблуками. Но когда вы видите даму, занимающую солидную директорскую должность, вещающую из собственной кухни, в засаленном халате и с нечесаными волосами, выпадающими из «гульки» на затылке, с орущим дитём на коленках и просительно мяукающим котом где-то в глубине, – многое ли из того, что говорит эта дама, уляжется в вашу голову?
Вы неминуемо отвлечетесь на гору немытых кастрюль в раковине, банки с вареньем, засохший сыр на столе и прочие неаппетитные подробности, которые в прежней оффлайн-жизни были скрыты за лоском внешнего благополучия.
И после такого выступления остается недоумение – зачем мне знать, что у нее течет кран и один глаз она не успела подкрасить???
Четвертое. И самое главное. Ни одно из тех онлайн-мероприятий, которыми нас так настойчиво пичкали в томительные пандемийные месяцы, так и не задержалось в памяти, проскочило сквозь нее, как вода сквозь дуршлаг.
После первых звуков онлайн-семинаров, обещающих научить тебя рисованию на мыльных пузырях, ловле прудовых рыб, языку аймара-кечуа, медитации во время брейк-данса и прочим необходимым премудростям, мозги почему-то отключались.
В то же время многие конференции, на которых я бывала раньше в оффлайне, запомнились куда ярче – и обстановкой, и неординарными экспромтами и остротами спикеров, и даже интерьером помещений. Их хотелось слушать, оттуда не хотелось уходить.
Не могу объяснить, почему. Наверное, все-таки это связано с необъяснимым феноменом, называемым эффектом присутствия. Иногда камерное живое пение, без всяких многолюдных оркестров и декораций, способно пробрать до слез. А вот та же песня из интернета, в прекрасной записи, – ну не вштыривает, и все тут. Хотя понимаешь – технически все супер.
Так и здесь. Все-таки онлайн выхолащивает общение, высушивает пространство, обедняет эмоции. Бороться с ним бессмысленно, это все равно что стать луддитом в XXI веке.
Но тотальное заиливание нашей планеты и людских душ и мозгов онлайном ведет к оскудению эмоционального интеллекта и чудовищному разобщению. То есть лежит в плоскости глобальных экологических проблем. Но об этом никто не задумывается. Боюсь, что мы уже не выйдем из этого засасывающего, уютного и одурманивающего болота.
А что вы думаете по этому поводу?