Дейнека родился в простой рабочей семье в Курске.
Это был врожденный талант. По словам самого Дейнеки, с детства рисование было его единственной страстью. Сохранился архив детских рисунков художника, сделанных в возрасте 3-5 лет, которые он, в последствии, использовал в журнальной графике.
Все технические достижения вызывали восторг - паровозы, вагоны товарных поездов, станки в производственных цехах, самолеты.
После революции Дейнека учился в Харькове (ХУ, 1914–1918), вернувшись в Курск оформлял революционные праздники, агитпоезда, работал фотографом в уголовном розыске.
Весной 1919 г. призыв в армию, - грянула гражданская война.
В Москве Дейнека поступает во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1925 гг.), появившийся после революции на месте бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Откуда ушел так и не защитив диплом.
Дейнека выбрал полиграфический факультет, где тогда преподавали В. А. Фаворский, прекрасный графический художник, иллюстрировавший книги, и Н. И. Нивинский.
Этим объясняется множество графических работ у художника, которую мы практически не знаем. Известны, в основном, живописные работы.
Графика - очень важная часть творчества Дейнеки, она, по сути, заложила основу творчества художника. Отдельные сюжеты Дейнека использовал многократно, - из книжной графики фигуры переделывались в живопись, холсты резались,
Графика художника появляется на страницах журналов "Искорка", "Даешь", "Безбожник у станка", "Красная нива", "Vanity Fair".
У властей был сугубо прагматичный взгляд на деятелей искусства, - они были "орудием" советской пропаганды в стране и за рубежом, "рупорами социализма" а, при случае, "дойной коровой", - когда художники такие как Александр Дейнека, Эль Лисицкий получали заказы на Западе. Гонорар за обложку для "Vanity Fair" был изъят у художника.
"Выездные" советские художники должны были превозносить жизнь в стране "Советов", а по возвращении - критиковать"прогнивший" Запад.
Дейнека много работал на международные павильоны, поэтому часто выезжал. Конечно, это были индивидуальные проекты, которые доставались избранным.
Французская коммунистическая газета "Юманите" (фр. L’Humanite) в 1937 году писала: "Советскому Союзу на Международной выставке необходимо победить как и в битве..."
Оружием в этой борьбе были наука, технология, скульптура, искусство, архитектура, спорт. Все должно было выражать мощь страны, ее процветание и благополучие.
Редко кто на Западе понимал, что настоящая цена видимости расцвета это - голод, рабский труд, лагеря и смерть. На международных выставках была показана лишь парадная часть советской жизни.
Настоящая жизнь в Стране Советов была совсем другой.
В 1933 году, во время голодомора, умер отец художника.
В 1938 году расстреляны по сфабрикованному "латышскому" делу близкие друзья Дейнеки - обстоятельства их расстрела по сей день не известны, - одна из первых муз Дейнеки - Паола Фрейберга и близкий друг Густав Клуцис, - соученик по ВХУТЕВАСУ.
На Дейнеку это произвело колоссальное впечатление.
В 1944 году большинством голосов комиссии Дейнека исключен из числа соискателей Государственной премии СССР. Картины художника были подвергнуты жесткой критике, - это не могло не отразиться на художнике.
Дейнека как-то сказал, - "...я встречал так много несчастья, горя, что уразумел, что все это скрашивает искусство, искусство - это идеал..."
В этом непростом времени идеологических штампов, коллективизма, уравниловки, ограничений Дейнеке удалось стать яркой индивидуальностью.
Как сказал о Дейнеке искусствовед Владимир Сысоев, - "Дейнека был художником, чьим соавтором было само время, сама эпоха!"