Найти тему
чопочитать

У Марины Степновой выйдет новый роман

Издательство "Редакция Елены Шубиной" (поздразделение АСТ, публикующее современную прозу) в сентябре выпустит новый роман Марины Степновой "Сад". Автор известна, в первую очередь, книгой "Женщины Лазаря", во вторую романами "Безбожный переулок" и "Хирург", а также несколькими сборниками рассказов.

Фото взято из телеграм-канала издательства
Фото взято из телеграм-канала издательства

Сама Елена Шубина говорит о романе так:

Читательские привязанности, как правило, довольно консервативны. Читают то, что давно полюбили, что составляет некую интимную картину мира. Каждому свое. Мне кажется, большим успехом будет пользоваться новый роман Марины Степновой "Сад" — такое своего рода "Аббатство Даунтон" (британский исторический сериал — прим. СИЛ) на русский манер (только лучше, потому что ближе). Для зрелого поколения, думаю, снова пришло время мемуаров, где частная жизнь через мужество преодоления жизни общей учит нас стойкости, говорит, что ты не один в этом мире.

А вот Antenna Daily делится сюжетом новой книги:

Середина XIX века. У князя и княгини Борятинских рождается поздний и никем не жданный ребенок — девочка, которая буквально разваливает семью, прежде казавшуюся идеальной. Туся с рождения не такая, как все. В строгих рамках общества, полного условностей, когда любой в первую очередь принадлежал роду, а не себе самому, Туся ведет себя как абсолютно — ненормально даже — свободный человек. Она сама принимает решения — когда родиться и когда заговорить. Как вести себя, чем увлекаться, кого любить или ненавидеть. Это немыслимо в той матрице, в которой ее угораздило родиться.

Из творчества Степновой, пишущей близко, мягко, вкрадчиво и как-то очень родно, мне больше всего понравились "Женщины Лазаря". Уставшая от жизни и мужчин приятная история о деспоте, женщинах и любви. Но сегодня, пожалуй, не о них, а о первом романе, который называется "Хирург".

-2

В своих отзывах все говорят о том, что "Хирург" и "Женщины" очень разные, что "Женщины" сильнее. В целом это не совсем так. "Женщины" — взрослее, опытнее. "Хирург" тоже интересный, атмосферный, давящий, по таким книгам снимают чернушные артхаусные российские фильмы.

В книге гениальный пластический хирург Аркадий Хрипунов живет своей жизнью, при этом хочет быть богом и не иначе. Вершить судьбы, менять тела, творить красоту. Параллельно с его линией идет вторая — линия пророка и основателя государства исламитов-низаритов ХI века Хасана ибн Саббаха . Здесь уже мистика, фантазии, даже немного фэнтези. Пророк тоже по-своему бог. Обе линии идут параллельно, автор описывает то одну, то другую. В целом все прозрачно, но главное здесь — язык. Марина Степнова обладает ярким языком, щедро отсыпает метафоры, необычно построенные предложения. В тексте часто встречаются перечисления хирургических инструментов — просто перед каждой главой — они не несут в себе особо никакого смысла, разве что добавляют жути.

Мне кажется, если бы не было линии пророка, то автор смогла бы сосредоточиться на основном сюжете — собственно, хирурге. Она отлично описала первую часть его жизни: детство, юность... а затем бросила это дело и вся оставшаяся часть книги вышла блеклой, незаконченной. Характер остался недорисованным. Но нельзя забывать, что "Хирург" был первым в творчестве Степновой, затем пошли более интересные вещи, особенно это касается "Женщин Лазаря".

Для понимания языка оставлю тут цитату из фантазийной линии про пророка. Очень хорошо ведь, ну очень. С нетерпением жду ее новый "Сад". Надеюсь, будет ближе к "Женщинам", чем к "Хирургу".

Потом настало время вопросов. Ибн Саббах заплевал лавку своими бесчисленными почему, но чеканщик только качал головой, блестя воловьими глазами, он был обычным городским сумасшедшим, самым низшим даи – дневным. И когда Хасан уже отчаялся насытить тяжело ворочавшуюся за грудиной душу, чеканщик привел его к своему соседу – шумному шорнику по имени Бу Наджим.
Наджим угощал мальчишку жирной бараниной и горячим чаем (Никогда не запивай баранину ледяной водой, сынок! Разве Аллах запретил это, досточтимый? Запретил бы, Хасан, непременно запретил бы, знай он, как от этого скручивает кишки!), Наджим чесал быстрыми пальцами редкую бороденку, ловко выщелкивая ленивых вшей, Наджим смеялся, вкусно шлепая мокрыми красными губами. Он знал ответы на все вопросы, даже на те, которые ибн Саббах не догадался задать. Но не ответил ни на один. Только дразнил, намекал, переходя с хохота на шепот, с хрипа – на крик. И все пересыпал, пересыпал свою хитроумную, узорчатую, сыромятную речь сурами из Корана, но так, что Хасан только вертел головой, понимая, что вот секундочка, секундочка, и – между двумя глотками горького чая – ему откроется истина. Но истина все не открывалась, как в танце семи покрывал, когда бешено извивающаяся плясунья все скидывает и скидывает с себя витки прозрачной бесшумной ткани, так что кажется, еще одно движение – и жадные зрители увидят крепкие, коричневые, блестящие от пота ягодицы, но ничего не происходит, лишь мелькает сквозь тонкий шелк и жаркое вращение смуглая тень вожделенной, таинственной плоти.

#чтение #искусство #роман #чтение книг