Найти тему

Почему нет успехов в борьбе с коррупцией?

Коррупция в России превратилась в опаснейшую государственную болезнь. Что ни день, то очередная новость о том, что куда-то пропали миллионы народных средств. 2019 год вообще стал урожайным для многих чиновников. Только за восемь месяцев им удалось украсть около 102 миллиарда рублей. Подсчитать точные объёмы украденных денег невозможно!

Детский рисунок взят с сайта - https://pickimage.ru/detskie-risunki/o-korrupcii/
Детский рисунок взят с сайта - https://pickimage.ru/detskie-risunki/o-korrupcii/

Это те деньги, которые недополучают в виде зарплат работники бюджетной сферы, а также пенсионеры, инвалиды, образование, медицина, сфера оздоровительного отдыха и занятия в различных кружках детей и так далее и т. д. Иными словами, страдаем все мы!

Как заявил замначальника Управления по борьбе с правонарушениями в сфере распределения и использования бюджетных средств Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России Дмитрий Севастьянов за восемь месяцев 2019 года правоохранительные органы выявили в России 18,4 тыс. коррупционных преступлений.

Установлено более 8 тыс. преступников. Около 5,5 тыс. преступлений было совершено в крупном и особо крупном размерах. Около 1,6 тыс. коррупционных преступлений совершены группой лиц по предварительному сговору, 632 — в составе организованной группы либо преступного сообщества. Вот только возмещение ущерба обеспечено всего лишь на сумму 27 млрд. руб. из более чем 102 млрд. руб. похищенных народных денег?!

В отсутствие политической воли к реальным изменениям, противодействие коррупции обречено оставаться видимостью борьбы. Точечные меры, принимаемые органами, которые отвечают за противодействие коррупции, а также локальные поправки к законодательству не способны кардинально изменить ситуацию.

С 2006 года российские чиновники и депутаты не желают ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции. Причина - отсутствие в российском праве юридического определения «незаконное обогащение» (?!). Не правда ли, смешная причина! Ну нет определения, так напишите! Столько людей ничем не заняты. Одних депутатов 450 чел. У каждого ещё по 7 помощников. Плюс штатные юристы в Госдуме, в администрации президента, в Правительстве и в Совете Федерации.

В 2013 году глава Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в своей речи так высказался о статье 20 Конвенции ООН против коррупции:

Борьба с коррупцией и незаконным обогащением действительно стала одной из самых болезненных проблем российского общества. Вроде бы, меры борьбы с этим бедствием принимаются, но результат пока явно неудовлетворительный.
Одна из очевидных причин – в том, что Россия до сих пор не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции («Незаконное обогащение»), согласно которой признается в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать

До сих пор нет закона о конфискации сворованного. Взамен депутаты ввели смешной штраф.

Ещё в марте 2017 года руководитель Следственного комитета России Бастрыкин А. И. на расширенном заседании коллегии ведомства заявил, что:

Пока мы не решим вопрос введения в законодательство полноценной формы конфискации имущества, не только похищенного или переписанного на родственников, а реального возмещения ущерба в том объёме, в котором он причинён преступником, мы не сможем добиться реального перелома в борьбе с коррупцией и хищениями, особенно госсредств.

Председатель Следственного комитета проинформировал также, что в ведомстве настаивают на:

создании института уголовной ответственности юридических лиц, ведь именно они обычно выводят за рубеж нажитые коррупционным путем средства.

У чиновников разного уровня существуют уже отработанные схемы по извлечению коррупционной прибыли.

Это, например, строительная сфера. Нажива извлекается на завышении стоимости материалов, на объёмах работ. Многие работы исполняются только на бумаге. На качестве работ экономят практически все!

Ещё один из распространённых видов коррупции - госзакупки. На тендерах зачастую происходит сговор поставщика услуг или материалов с заказчиком, которых связывают дружественные или родственные отношения. Задания пишутся уже под заведомо известного участника аукциона, неугодные компании отсеиваются или даже не доходят до торгов.

Самые распространённые схемы - это проведение тендера для своих аффилированных структур.

Часто наблюдаются многочисленные факты нецелевого расходования средств, когда деньги перечисляются фиктивным субподрядчикам и исчезают.

Фирмы-однодневки - это вообще одна из самых любимых схем воровства.

Часто бюджетные деньги похищаются через якобы трудоустройство на госслужбу фиктивных сотрудников с последующим присвоением начисленной им заработной платы.

Ещё один вид воровства чиновников – это начисление премий себе и особо приближённым за счёт приписки выполненных индикаторов стимулирующей части и снижения их у других, нижестоящих.

Ещё одна схема воровства народных денег – съёмка фильмов за бюджетные деньги. Большая часть этих фильмов до широких экранов не доходит. Зато перечисленные чиновниками на них средства чётко и вовремя доходят до своих адресатов, оседая в карманах определённых интересантов.

Сфера ЖКХ до сих пор остаётся одной из самых коррумпированных. Управляющие компании, как правило, подконтрольны местным властям и всегда выигрывают тендеры.

Сокрытие доходов руководителей госкомпаний. Засекречивание недвижимости и доходов госчиновников и членов их семей

Эксперты постоянно указывают также на другие схемы отмывания денег: - с вовлечением офшорных финансовых компаний; - на сомнительные операции с наличностью и ценными бумагами; - с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом и так далее и так далее.

Также в странах, где положения и нормативно-правовые акты, касающиеся финансирования избирательных кампаний, являются всеобъемлющими и применяются систематически, средний показатель Индекса восприятия коррупции (ИВК) составляет 70 баллов, в то время как в странах, где такие положения и акты либо отсутствуют, либо применяются неэффективно, средний показатель составляет 34 и 35 баллов, соответственно.

В 2019 году Россия набрала 28 баллов в ИВК из 100 возможных и заняла 137 место из 180. Столько же набрали Доминиканская республика, Кения, Либерия, Ливан, Мавритания, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай и Уганда.

В обществе уже давно сформировался запрос на институт неотвратимости наказания.

Есть три кита, на которых держится борьба с коррупцией во всем мире: - политическая воля высшего руководства страны; - качественные законы в сфере антикоррупционного законодательства; - неукоснительное их выполнение на практике.

Юрий Макеев, председатель Национального комитета по противодействию коррупции в России, убеждён, что результата можно достичь только в том случае, когда три компонента начнут действовать согласованно.

Однако, руководитель Антикоррупционного комитета Московской области Сергей Королёв считает, однако, что с последним пунктом у нас явно проблемы.

Силовые ведомства не работают с точки зрения выявления фактов коррупции, хотя все схемы им известны. Они сами вовлечены в эти схемы, на местах они являются неотъемлемой частью этих схем. Они либо закрывают глаза и получают, например, от региональных чиновников квартиры, участки, другие преференции. Либо, например, прокурор, выявив нарушение, размывает дело за собственную выгоду так, что оно становится не с коррупционным составом, и несёт лишь небольшую административную ответственность,

И

Сегодня у граждан нет веры судебной системе. Судьи не независимы. Слушания по громким коррупционным делам должны проводиться коллегией судей. И ответственность этих судей нужно также повышать.
У нас же закон не работает или работает выборочно. И тут всё зависит от уровня чиновника, которому ставят коррупцию в вину. Достаточно вспомнить дело Сердюкова и Васильевой. Ведь была проделана огромная работа СК, ФСБ. Даже никто не сел.
У нас существует выражение "решить вопрос". Вспомним громкие дела, когда у правоохранителей на квартирах находят сотни миллионов рублей и долларов. Это показатель бесконтрольности. За это должны отвечать и вышестоящие руководители. Не бывает, чтобы начальство не видело, что под носом у него делает подчинённый.
К сожалению, молодёжь, которая идёт работать в силовой и судебный блоки, сегодня идёт туда не за зарплату работать, она идёт не служить государству и народу. Она идёт зарабатывать. А как можно зарабатывать, если у помощника судьи зарплата 20 - 30 тыс. рублей?

Коррупция была всегда. И искоренить её полностью невозможно. Но страшно другое: когда она превращается в национальную идею. Тогда наступает паралич борьбы с коррупцией. Чиновники воруют, не опасаясь наказания, а Народ ждёт Чудо, которое покончит с этим воровством?! Финал Судьбы такого Народа известен!

P.S.

Какой же должен быть радостный праздник у чиновников и их коммерческих партнёров по поводу того, что им всё-таки удалось задушить Фонд борьбы с коррупцией! Им даже не грех объявить этот День - 20 июля- нерабочим днём и устроить массовые праздничные гуляния! Кстати, пандемия коронавируса этому способствует.

Но что делать нам, простым россиянам? Без разоблачений коррупционеры совсем распояшутся и ударными темпами завершат расхищение того, что ещё осталось у нас!

И как мы будем жить потом в опустошённой стране?! Может и правда следует прислушаться к мнению «Трансперенси Интернешнл - Р», которая рекомендует нам следующие шаги для исправления ситуации:
- усилить систему сдержек и противовесов и содействовать разделению властей;
- обеспечить условия для того, чтобы решения, касающиеся бюджета и действий властей, не диктовались личными связями и интересами;
- усилить контроль за финансированием политических партий и кандидатов, чтобы исключить избыточное влияние источников финансирования на политические процессы;
- совершенствовать законодательство, касающееся урегулирования конфликта интересов и противодействия принципу «вращающихся дверей»;
- урегулировать лоббистскую деятельность путем содействия открытому и осмысленному процессу принятия решений в органах власти;
- усилить контроль за честностью избирательного процесса и работать над предотвращением кампаний по дезинформации, в том числе разработать и начать применять соответствующую систему санкций;
- дать гражданам больше свободы и защищать активистов, а также заявителей о преступлениях и журналистов;
- соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права и соблюдать взятые на себя обязательства в рамках взаимодействия с другими государствами и наднациональными организациями и институтами, в частности, исполнять обязательства в рамках международного антикоррупционного права, включая рекомендации Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО).

А что думаете Вы, уважаемые читатели по поводу борьбы с коррупцией: может пора каждому из нас начинать реально и посильно бороться с коррупционерами или же молча будем и дальше ждать – будь что будет?